Возраст работы в госслужбе

Максимальный возраст руководителя для пребывания на государственной гражданской службе увеличен до 70 лет

Президентом РФ Владимиром Путиным подписан федеральный закон, устанавливающий возможность продления срока пребывания на государственной гражданской службе для категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы до достижения 70 лет.

Согласно документу, указанное решение может быть принято Президентом РФ в отношении соответствующего служащего по достижении им предельного возраста пребывания на гражданской службе и при наличии его согласия.

Напомним, что на данный момент на основании ст. 25.1. Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе составляет 60 лет. По решению представителя нанимателя и с согласия служащего срок службы может быть продлен до достижения 65 лет.

По мнению Президента РФ, появление возможности продления срока службы до достижения 70 лет будет способствовать сохранению на гражданской службе высококвалифицированного руководящего кадрового состава.

Документ вступит в силу 13 января 2013 года. Его полное наименование: Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 327-ФЗ «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе: о чем надо помнить кадровику

Повышение пенсионного ценза

Власти несколько лет говорили о необходимости повысить предельный возраст работающих граждан. Реформу начали с госсектора. В частности, с 1 января 2018 года изменился Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В новой редакции в числе прочего уточняется, каков предельный возраст пребывания на гражданской службе.

Для рядовых чиновников он увеличился с 60 до 65 лет. Если лицо занимает должность советника или помощника, можно трудиться дольше – до конца срока возложенных на него полномочий. Для этого понадобится письменно оформленное решение представителя нанимателя, а также письменное согласие самого работника.

Особые условия предусмотрены и для руководителей. При наличии согласия сотрудника и по решению госоргана (соответствующего должностного лица), контракт с таким госслужащим может быть продлен до тех пор, пока ему не исполнится 70 лет.

Важно понимать, что предельный возраст пребывания на госслужбе увеличивается не сразу: ценз будет повышаться ежегодно на 6 месяцев. Согласно поправкам в Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», мужчины-чиновники должны будут отработать полные 65 лет к 2026 году. Для женщин предусмотрена льгота – уход с работы в 63 года. До такого возраста придется работать тем, кто уйдет с должности в 2032-ом.

Отметим, что 65 и 70 лет – это, в принципе, не предел. По желанию работника и при согласии работодателя, сотрудничество можно продолжить на основании срочного трудового договора. Единственное – сотрудник больше не сможет занимать должность, относящуюся к гражданской службе.

Новые правила ухода на пенсию за выслугу лет

Помимо прекращения работы по старости, чиновники могут уволиться по выслуге лет. С 2018 года необходимый для этого стаж будет также ежегодно меняться на полгода. Согласно таблице-приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», для ухода в 2018-ом понадобится выслуга в 16 лет, а в 2019 – уже 16,6 лет. Те, кто рассчитывает уйти в 2026 году, должны отработать не менее 20 лет. Правила распространяются и на женщин, и на мужчин.

Отметим, что согласно действующей редакции закона № 166-ФЗ, помимо необходимого стажа, федеральных государственных гражданских служащих также обязали отработать не менее 12 полных месяцев на последней занимаемой должности. Эта норма не применяется к продолжающим работать пенсионерам. Кроме того, ею нельзя воспользоваться, если на 1 января 2018 года федеральный государственный гражданский служащий:

  • уже приобрел право на пенсию за выслугу лет;
  • отработал в госсекторе не менее 20 лет;
  • имеет более 15 лет стажа и ранее получил право на пенсию в связи с инвалидностью.

Молодежный образовательный форум «Мы будущее Москвы»

Уважаемые коллеги! Московская Федерация профсоюзов с 23 по 25 сентября проводит Молодежный образовательный форум «Мы будущее Москвы». Просим Вас отметить интересные вопросы, которые вы хотели бы проработать на Форуме или предложите свои. Ваше мнение очень важно для нас, так как все пожелания и замечания будут учтены в разработке программы.

Молодежный образовательный форум «Мы будущее Москвы»

Отметьте интересные вопросы, которые Вы хотели бы проработать на Форуме или предложите свои. Ваше мнение очень важно для нас, все пожелания и замечания будут учтены в разработке программы.

Как Вас зовут? (ФИО):

Какую отрасль Вы представляете(работаете)?

Предельный возраст работы для московских госслужащих увеличен на 5 лет

Закон об увеличении предельного возраста пребывания на гражданской службе в Москве подписан мэром столицы Сергеем Собяниным, об этом 3 марта сообщило информационное агентство РИА Новости. Согласно документу, максимальный возраст московского гражданского служащего увеличен до 65 лет, ранее он составлял 60 лет.

Законопроектом также внесены отдельные изменения в пункт о доплате к пенсии для госслужащих, предполагающие постепенное увеличение стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет ежегодно по полгода — от 15,5 до 20 лет.

Помимо того, в документе прописано постепенное увеличение возраста, по достижении которого назначается выплата страховой пенсии по старости в период замещения госдолжностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы ежегодно по полгода для мужчин — с 60,5 до 65 лет, у женщин — с 55,5 до 63 лет. Сегодня выплата предназначается для мужчин, достигших возраста 60 лет и 55 лет у женщин.

Как пояснил «Солидарности» зампредседателя Московской федерации профсоюзов Сергей Чиннов, подписание документа мэром — часть процедуры, связанной с введением в действие федерального закона о повышении пенсионного возраста государственных служащих.

— В прошлом году принят федеральный закон, что возраст всех госслужащих, не только Москвы, но всех регионов, доведут постепенно до 65 лет. Помимо возраста, увеличивается стаж нахождения на госслужбе. Вопросы есть к повышению пенсионного возраста вообще для всех — здесь профсоюзы категорически против. Статистика отражает, сколько у нас мужчин и женщин доживает до пенсионного возраста. Учитывая, что здесь дела обстоят не так хорошо, как хотелось бы поднимать возраст выхода на пенсию – преждевременно, — рассказал профсоюзный лидер.

Установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Москве на 2019 год

Депутаты Мосгордумы поддержали законопроект «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2019 год». В будущем году величина прожиточного минимума пенсионера составит 12 115 рублей

Семинар-совещание на Центральных профсоюзных курсах МФП

23 и 24 октября на ЦПК МФП в поселке Правдинский будет проходить семинар-совещание работников аппаратов членских организаций МФП, членов комиссии Совета МФП по экономической и правовой защите трудящихся

Новостные категории

Деятельность профсоюзов

Профсоюзные новости

Региональные новости

Авторская колонка

Тайны информации
Специалист по информационной работе Союза организаций профсоюзов в республике Карелия Анна Дурынина-Романова

«Мы не скот! Требуем 13-часового рабочего дня!»
Вадим Большаков

Соцсети вместо масла
Главный редактор центральной профсоюзной газеты «Солидарность» Александр Шершуков

Еженедельный дайджест анонсов и мероприятий

Предельный возраст пребывания на гражданской службе увеличен до 65 лет

1 января 2017 года в законную силу вступил Федеральный закон от 23.05.2016 №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее – Федеральный закон №143-ФЗ), которым внесены изменения в федеральные законы, регламентирующие условия назначения пенсий федеральным государственным служащим.

Так, согласно новой редакции части 1 статьи 25.1 Федерального закона №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ), предельный возраст пребывания на гражданской службе увеличен с 60 лет до 65 лет. При этом, гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «помощники (советники)», учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Федеральному гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории «руководители» высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность федеральным государственным органом или соответствующим должностным лицом.

Срочные служебные контракты, которые заключены на 1 января 2017 года в соответствии с пунктом 6.1 части 4 статьи 25 Федерального закона №79-ФЗ с государственными гражданскими служащими, не достигшими возраста 65 лет, считаются заключенными на неопределенный срок.

Одновременно Федеральным законом №143-ФЗ изменены условия назначения пенсий федеральным государственным служащим, установленные статьей 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №166-ФЗ).

Согласно внесенным изменениям, федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 — 3, 7 — 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 — 4 части 1 и пунктами 2 — 4 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 7).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий «руководитель» или «помощник (советник)»), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом «б» пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона №79-ФЗ, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 — 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Согласно приложению к Федеральному закону №166-ФЗ, стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет определяется с учетом данной нижеприведенной таблицы.

Год назначения пенсии за выслугу лет

Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году

Госдума продлевает предельный возраст региональных госслужащих

Госдума приняла в первом чтении законопроект, разрешающий региональным чиновникам, занимающим руководящие должности, работать до 70 лет. Таким образом подготовившие проект ставропольские депутаты предлагают сохранить высококвалифицированный руководящий состав, а также уравняют региональных руководителей в правах с федеральными, которые уже имеют право работать до 70 лет. При этом в краевой думе напоминают о возможном увеличении пенсионного возраста после 2018 года. Эксперт считает, что существующая сейчас система продления службы после 65 лет — «волокита и нервотрепка», а увеличением предельного возраста можно решить проблему госуправления.

Вчера Госдума приняла в первом чтении поправки к ч. 1 ст. 251 закона «О государственной гражданской службе РФ». Поправки, подготовленные ставропольской краевой думой, разрешают региональным органам власти продлевать срок службы до 70 лет «гражданским служащим категории «руководители высшего звена», достигшим предельного возраста (65 лет)». Таким образом, говорится в пояснительной записке к законопроекту, будет сохранен высококвалифицированный руководящий состав госучреждений.

Почему предельный срок госслужбы предлагают повысить до 70 лет

На самом деле, руководители в органах госвласти субъектов РФ могут работать до 70 лет. Но по закону после 65 лет госслужащий должен заключать срочный договор на год и работать на должности, «не являющейся должностью гражданской службы». В то же время федеральные госслужащие с 1 января 2017 года могут оставаться на рабочем месте до 70 лет по решению федеральных госорганов. «Принимая во внимание специфику решаемых руководителем задач и исходя из того, что федеральная гражданская служба и гражданская служба субъектов РФ являются одним видом государственной службы», депутаты предлагают предусмотреть аналогичный механизм продления срока службы для региональных чиновников.

В Ставропольской краевой думе напоминают о возможном увеличении пенсионного возраста после 2018 года

Как рассказал «Ъ» депутат ставропольского парламента от фракции «Единая Россия» Артур Насонов, законопроект о повышении возраста региональных чиновников до 70 лет был инициирован уже новым составом депутатов крайдумы, связан с изменениями федерального законодательства и не касается кого-либо в краевом правительстве. Депутат краевой думы от ЛДПР Александр Сысоев также говорит, что поправки к закону о пенсионном возрасте чиновников не связаны с какими-либо персоналиями. При этом источник в краевой думе отметил, что «таких возрастных персонажей, под которые бы писались бы эти поправки» в регионе нет. «Скорее всего, этот закон родился в связи с ожиданием увеличения после 2018 года пенсионного возраста для россиян»,— считает собеседник «Ъ».

Как Госдума подняла пенсионный возраст для госслужащих

По мнению профессора РАНХиГС Виктора Нечипоренко, «ежегодное продление контракта после 65 лет — волокита и нервотрепка». «Если руководитель не глуп и в добром здравии, он вполне может работать. Тем более что опытных работников у нас не так много»,— говорит он. В то же время эксперт отмечает «существование проблемы с молодыми, 40% которых вообще не работают, а 70% — работают не по специальности». Чтобы «вовлекать молодежь в управление», господин Нечипоренко предлагает сделать чиновников, достигших 65 лет, «наставниками молодых управленцев».

Возраст работы в госслужбе

На государственную гражданскую службу (далее – гражданская служба) вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» всех групп должностей гражданской службы, а также категории «обеспечивающие специалисты» главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего образования.

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации — законом субъекта Российской Федерации.

Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее – гражданский служащий).

Порядок поступления на госслужбу

Организация поступления граждан на гражданскую службу осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы», а также иными нормативными правовыми актами.

Поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется в основном по результатам конкурса. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов на замещение должности гражданской службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности гражданской службы.

Конкурс проводится в два этапа:

1 этап. На официальных сайтах государственного органа и государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещается объявление о приеме документов для участия в конкурсе, а также следующая информация о конкурсе:

наименование вакантной должности гражданской службы;

требования, предъявляемые к претенденту на замещение этой должности;

условия прохождения гражданской службы;

место и время приема документов, подлежащих представлению в государственный орган;

срок, до истечения которого принимаются указанные документы;

предполагаемая дата проведения конкурса; место и порядок проведения конкурса;

другие информационные материалы.

Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган соответствующие документы.

Достоверность сведений, представленных гражданином на имя представителя нанимателя, подлежит проверке.

2 этап. Проведение непосредственно самого конкурса.

Для проведения конкурса правовым актом государственного органа образуется конкурсная комиссия, которая оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности, а также на основе конкурсных процедур с использованием не противоречащих федеральным законам и другим нормативным правовым актам Российской Федерации методов оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов, включая индивидуальное собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам, связанным с выполнением должностных обязанностей по вакантной должности гражданской службы, на замещение которой претендуют кандидаты.

При оценке профессиональных и личностных качеств кандидатов конкурсная комиссия исходит из соответствующих квалификационных требований к вакантной должности гражданской службы и других положений должностного регламента по этой должности, а также иных положений, установленных законодательством Российской Федерации о гражданской службе.

Решение конкурсной комиссии является основанием для назначения кандидата на вакантную должность гражданской службы либо отказа в таком назначении.

Конкурсная комиссия вправе также принять решение, имеющее рекомендательный характер, о включении в кадровый резерв государственного органа кандидата, который не стал победителем конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, но профессиональные и личностные качества которого получили высокую оценку.

По результатам конкурса издается акт представителя нанимателя о назначении победителя конкурса на вакантную должность гражданской службы и заключается служебный контракт с победителем конкурса.

Законодательством определены случаи, когда конкурс не проводится:

  1. при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
  2. при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  3. при заключении срочного служебного контракта;
  4. при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 28, частью 1 статьи 31 и частью 9 статьи 60.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  5. при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Конкурс также может не проводиться при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому нормативным актом государственного органа.

По решению представителя нанимателя конкурс может не проводиться при назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы.

Ограничения при поступлении на госслужбу

Гражданин не может быть принят на гражданскую службу в случае:

  1. признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
  2. осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
  3. отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
  4. наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации;
  5. близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  6. выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  7. наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  8. представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
  9. непредставления установленных Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
  10. утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;
  11. признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Испытание при поступлении на государственную гражданскую службу

При заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается условие об испытании гражданского служащего продолжительностью от одного месяца до одного года в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, если не предусмотрено иное.

Испытание может устанавливаться:

  1. при назначении гражданина или гражданского служащего на должность гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, — на срок от одного месяца до одного года;
  2. при назначении на должность гражданской службы гражданина, ранее проходившего государственную службу Российской Федерации, — на срок от одного до шести месяцев;
  3. при назначении гражданского служащего на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — на срок от одного до шести месяцев.

Испытание не устанавливается:

  1. для граждан, получивших среднее профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование в соответствии с договором о целевом обучении с обязательством последующего прохождения гражданской службы и впервые поступающих на гражданскую службу;
  2. для гражданских служащих, назначенных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
  3. для иных граждан и гражданских служащих, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности).

По окончании установленного срока испытания при отсутствии у гражданского служащего соответствующего замещаемой должности гражданской службы классного чина ему присваивается классный чин в соответствии с законодательством.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право до истечения срока испытания расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого гражданского служащего не выдержавшим испытание.

Часто задаваемые вопросы

Чем определены перечень и содержание требований к кандидатам на замещение должностей гражданской службы?

Для поступления на гражданскую службу необходимо соответствовать следующим требованиям:

  1. являться гражданином Российской Федерации;
  2. владеть государственным языком Российской Федерации;
  3. быть не моложе 18 лет, но и не старше 65 лет;
  4. иметь высшее образование (кроме должностей категории «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей, для замещения которых необходимо среднее профессиональное образование);
  5. иметь определенный стаж работы на государственной службе или в соответствующей профессиональной сфере;
  6. обладать профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей.

Требования наличия гражданства Российской Федерации и владения государственным языком Российской Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Необходимость соответствия претендентов возрастным требованиям закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы, для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации – законом субъекта Российской Федерации.

Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются локальными нормативными правовыми актами государственного органа, в который претендент поступает на службу, и призваны максимально отражать содержание и характер должностных обязанностей, предполагающихся к исполнению на данной должности государственной гражданской службы.

Имеют ли «молодые специалисты» преимущество перед специалистами старших поколений?

В соответствии с российским законодательством возраст не может являться преимуществом сам по себе. Если претендент попадает в установленный законодательством возрастной интервал, то он допускается к участию в конкурсе. При прохождении конкурсного отбора на гражданскую службу учитывается вся совокупность характеристик претендентов: образование, стаж, профессиональные знания и навыки.

Например, может сложиться ситуация, когда претендент старшего возраста будет иметь преимущество благодаря обширному профессиональному опыту и стажу. В иной ситуации молодой специалист может получить преимущество благодаря полученной профессиональной подготовке нового поколения.

У меня двойное гражданство. Могу ли я поступить на гражданскую службу?

Наличие гражданства другого государства (других государств) является препятствием для поступления на государственную гражданскую службу, если иное не предусмотрено международным договором. То есть, если у Вас имеется российское гражданство и гражданство другого государства, то все будет зависеть от условий договора или соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства между Россией и таким государством.

В каких случаях может быть отказано в участии в конкурсе на замещение должности гражданской службы?

Претенденту на замещение должности гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности гражданской службы, а также в связи с ограничениями для поступления на гражданскую службу и ее прохождения. Не допущенный к участию в конкурсе претендент, вправе обжаловать это решение в соответствии с российским законодательством.

Каковы требования к стажу при поступлении на гражданскую службу? Кто их устанавливает?

Требование о необходимости определенного стажа при поступлении на гражданскую службу закреплено в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а конкретные требования к продолжительности стажа установлены Указом Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы».

Данным Указом установлены следующие квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для замещения:

  1. высших должностей федеральной гражданской службы — не менее четырех лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  2. главных должностей федеральной гражданской службы — не менее двух лет стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки;
  3. ведущих должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требования к стажу;
  4. старших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требований к стажу;
  5. младших должностей федеральной гражданской службы — без предъявления требований к стажу.

Для лиц, имеющих дипломы специалиста или магистра с отличием, в течение трех лет со дня выдачи диплома устанавливаются квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения главных должностей федеральной государственной гражданской службы — не менее одного года стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.