Закон об обороте алкогольной продукции 2018

Оглавление:

ФС РАР разъясняет разночтения по предоставлению справок в ТТН и таможенным декларациям после 1 июля 2018 года

Союз российских пивоваров получил разъяснения Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, касающиеся разночтений в применении положений Федерального закона №182-ФЗ от 29.07.2015 в части обязанности предоставления справок к товарно-транспортной накладной и таможенной декларации после 1 июля 2018 года.

В феврале 2018 года Союз российских пивоваров обратился в ФС РАР с просьбой разъяснить, должны ли производители пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, передающие данные в систему ЕГАИС, с 01.07.2018 оформлять справки к ТТН и ТД, и если должны, то для каких операций.

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка рассмотрела обращение Союза и сообщает следующее:

«Статьей 10.2. Федерального закона от 22.11.1995 № 171-Ф3 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон №171-Ф3) установлено, что оборот, в том числе алкогольной продукции, осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, если иное не установлено указанной статьей, к которым отнесены, в том числе:

справка, прилагаемая к таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза) (подпункт 2 пункта 1 статьи 10.2);

справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза) (подпункт 3 пункта 1 статьи 10.2).

Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 К 1 S2-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (далее – Федеральный закон №182-ФЗ) в подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 10.2. Федерального закона №171-ФЗ вносятся изменения, вступающие в силу 1 июля 2018 года.

Согласно изменениям, организации, осуществляющие оборот, в том числе алкогольной продукции, в целях, которые не указаны в подпункте «а» пункта 5 статьи 1 Федерального закона №182-ФЗ, с 1 июля 2018 года вправе не заполнять справку, прилагаемую к таможенной декларации и справку, прилагаемую к товарно-транспортной накладной (далее – Справки).

При этом организации, осуществляющие закупку алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции, не освобождаются от обязанности сопровождать оборот Справками с 1 июля 2018 года».

Внесены изменения в закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя и спиртосодержащей продукции

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 22 декабря 2017 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на противодействие незаконному обороту алкогольной продукции.

Федеральным законом закрепляются условия производства в целях вывоза из Российской Федерации пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объёмом более 1500 мл.

Федеральным законом предусматриваются новые требования к федеральным специальным маркам и акцизным маркам. Так, с 1 июля 2018 года такие марки должны содержать двухмерный штриховой код, нанесённый организацией-изготовителем, содержащий в кодированном виде идентификатор единой государственной автоматизированной информационной системы учёта объёма производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Оборот алкогольной продукции, маркированной марками старого образца, допускается до окончания срока годности такой алкогольной продукции.

Кроме того, Федеральным законом должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), наделяются полномочием по проведению контрольной закупки соответствующей продукции без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Помимо этого устанавливаются требования к бюджетным учреждениям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в городских и (или) сельских населённых пунктах, уточняются основания для отказа в выдаче и для аннулирования лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, сокращается круг лицензиатов, в отношении которых плановые проверки не проводятся.

Федеральным законом регламентируются особенности оборота и потребления алкогольной продукции в период подготовки и проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года.

До 1 января 2020 года предусматривается отсрочка в применении отдельных положений Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

До 1 мая 2018 года использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), которое не зарегистрировано в установленном порядке, не признаётся нарушением в соответствующей сфере.

Декларирование объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с 01.01.2018

Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 278-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены комплексные изменения в Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Федеральный закон № 171-ФЗ), в том числе изменения, в соответствии с которыми уточняется перечень видов деятельности, подлежащих декларированию.

Так, с 1 января 2018 года, организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны осуществлять декларирование объема:

розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, спиртосодержащей непищевой продукции;

розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания;

розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в населенных пунктах, указанных в подпункте 3 пункта 2.1 статьи 8 Федерального закона № 171-ФЗ;

розничной продажи алкогольной продукции, размещенной на бортах воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, помещаемых под таможенные процедуры таможенного транзита, таможенного склада, беспошлинной торговли, уничтожения или специальную таможенную процедуру, установленные в соответствии с правом ЕАЭС, а также ввозимых в Российскую Федерацию в качестве припасов в соответствии с установленными правом ЕАЭС особенностями совершения таможенных операций в отношении припасов;

временного хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, ввозимых в Российскую Федерацию в соответствии с правом ЕАЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи с использованием основного технологического оборудования с производственной мощностью не более 300 тысяч декалитров в год;

перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, указанных в абзаце пятом пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их розничной продажи.

Организации, осуществляющие производство этилового спирта и алкогольной продукции с его использованием, производство пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, обязаны осуществлять учет и декларирование использования производственных мощностей.

Сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны осуществлять учет и декларирование производства, хранения и поставки вина, игристого вина (шампанского), а также объема винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского).

Организации, не признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями, сельскохозяйственные товаропроизводители, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, обязаны осуществлять учет и декларирование объема винограда, выращенного ими для производства винодельческой продукции.

Организации, осуществляющие производство винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полный цикл производства дистиллятов, обязаны осуществлять учет и декларирование объема винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов.

Во исполнение указанных требований Росалкогольрегулированием разработан и направлен в Минфин России проект постановления Правительства Российской Федерации «О представлении деклараций об объеме производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме выращенного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда» (далее – проект постановления).

Информация Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 26 марта 2018 г. “Маркировка алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками с 01 июля 2018 года”

Федеральным законом от 28.12.2017 № 433-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 433-ФЗ) внесены изменения в статью 12 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ), вступающие в силу с 01 июля 2018 года.

Согласно вступающим в силу изменениям федеральная специальная марка и акцизная марка будут содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО «Гознак» и содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

Статьей 5 Федерального закона № 433-ФЗ разрешено организациям — производителям и импортерам алкогольной продукции маркировать алкогольную продукцию федеральными специальными марками и акцизными марками, на которые нанесены сведения о такой продукции, установленные пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Срок маркировки алкогольной продукции федеральными специальными и акцизными марками «старого образца» Федеральным законом № 433-ФЗ не установлен. Также Федеральным законом № 433-ФЗ не ограничен срок их получения и нанесения на них сведений, установленных пунктом 3.1 статьи 12 Федерального закона № 171-ФЗ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона № 433-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, полученные федеральные специальные и акцизные марки «старого образца» подлежат использованию в срок, установленный в обязательстве об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением.

Обзор документа

С 1 июля 2018 г. вступят в силу поправки к Закону о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

С указанной даты федеральная специальная марка и акцизная марка будут содержать двухмерный штриховой код (графическую информацию в кодированном виде), нанесенный АО «Гознак» и включающий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде.

Полученные марки старого образца применяются в срок, установленный в обязательстве об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»

С 1 января 2018 года вступают в силу изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ) в части выполнения обязательных требований предприятиями розничной торговли и сферы услуг, осуществляющих оборот спиртосодержащей непищевой продукции .

К указанному виду продукции относится непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие в сферах торговли и услуг и осуществляющие оборот спиртосодержащей непищевой продукции, в том числе в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом, обязаны:

— осуществлять оборот спиртосодержащей непищевой продукции строго при наличии документов в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона
№ 171-ФЗ;

— представлять декларации об объеме розничной продажи спиртосодержащей продукции в случае розничной продажи спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции;

— осуществлять учет объема производства и оборота спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС).

Нарушение указанных требований законодательства является основанием для привлечения виновных к административной ответственности в соответствии со ст. 14.16 (ч.3), ст. 14.19 и ст. 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание, что вышеуказанные изменения законодательства могут коснуться значительного количества организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе и тех, чья деятельность ранее не была сопряжена с выполнением обязательных требований Федерального закона № 171-ФЗ, Министерством потребительского рынка и услуг Московской области запланировано проведение видеоконференции при технической поддержке компании «Профи Менеджер».

Проведение видеоконференции запланировано на 19.12.2017, время проведения с 11:00 до 13:00, ссылка на регистрацию: http://b62979.vr.mirapolis.ru/ mira/s/KmZQl0

Помимо вопросов учета оборота спиртосодержащей непищевой продукции, запланировано выступление, посвященное фиксации оборота алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС) предприятиями розничной торговли и общественного питания.

По вопросам подключения в случае возникновения трудностей можно обращаться по телефонам 8(496)522-85-85, 8(499) 707-18-15.

Изменения в ФЗ-171 об алкоголе в 2018 году

В текущем году законодателем были установлены новые правила для участников рынка алкогольной продукции. В Госдуме приняли не один десяток поправок федерального закона №171. Все основные положения направлены на усиление государственного надзора за оборотом алкоголя и спиртосодержащих продуктов.

Описание последних изменений 171 закона о регулировании алкоголя

  1. Оформление техоборудования. В согласии с последними корректировками, специализированное оборудование для изготовления алкоголя объемом более 200 декалитров (2000 л) должно пройти обязательную регистрацию с занесением данных в специальный реестр. К техоборудованию относятся перегонные системы, агрегаты для фильтрации этилового спирта, комплексные системы для производства спиртосодержащего продукта.
    Исходя из представленных корректировок, оформлять необходимо оборудование, способное производить алкоголь больше 5,5 л в сутки. Для прохождения госрегистрации агрегата потребуется направить заявление, паспорт и правоустанавливающие материалы в Росалкогольрегулирование. Игнорирование требований грозит большими штрафными санкциями до 150 тысяч для организаций.
  1. Ограничения розничной торговли. В согласии с 171-ФЗ об алкоголе с последними изменениями, не допускается реализация спиртосодержащих продуктов без предоставления потребителю соответствующего кода на бутылке. В законе также указано, что нельзя реализовывать алкогольные продукты на территории образовательных и медицинских подразделений, на оптово-розничных объектах, вокзалах и аэропортах. Запрещена продажа спиртосодержащих напитков дистанционно, а также сбыт спиртовых не пищевых продуктов с применением торговых автоматов.
  2. Маркировка. За исключением сидра, пива и медовухи все алкогольные продукты должны в обязательном порядке маркироваться специальными акцизами. Маркировочная документация будет иметь специальный код с прописанным в нем специальным идентификатором в кодированном виде.
  3. Оформление Формы №11. Исходя из положений 171 ФЗ и 278 ФЗ об алкогольной продукции с последними изменениями, фискальную декларацию направляют при розничной продаже слабоалкогольных продуктов, пива и пивных напитков и при приобретении продуктов для применения алкоголя в качестве основного сырья.
    Получается, что если ваша фирма занимается сбытом крепкого алкоголя в розницу и при этом вы подключены к базе ЕГАИС, а также не оказываете услуги общепита, то фискальный документ по Форме №11 можно не заполнять.
  1. Регистрация Формы №12. Руководствуясь положениями 171 ФЗ с изменениями, фискальные декларации по Форме 12 придется по-прежнему сдавать, как закреплено это в законе по алкоголю. Предприниматели и бизнесмены, которые реализуют пивную продукцию на розлив, обязаны оформлять данную декларацию, так как в единую базу будут направляться сведения только о сбыте крепких алкогольных напитков.
  2. Особенности рекламы спиртосодержащих продуктов. Рекламировать спиртосодержащую продукцию в интернете запрещено. В этом случае предусмотрена ответственность для физлиц до 5 000, а для организаций до 300 000. Продажа алкоголя через собственные веб-ресурсы будет разрешена только в рамках ЕГАИС.
  3. Транспортировка этилового спирта. Исходя из корректировок, напитки с содержанием алкоголя более 20% допускаются к транспортировке только в тех объектах, которые имеют специальное оборудование, позволяющее передавать информацию в АСКПЭС (автоматизированную систему контроля перевозок этилового спирта).

Дополнительно в законе прописано, что запрещена перевозка гражданином более 10 литров не маркированного спиртосодержащего продукта. Если физлицо будет перевозить больше 10 литров алкоголя на одного человека, ему будет грозить штраф до 5 т. р.

Подключение к ЕГАИС оптового и розничного сегмента

Внедрение автоматизированной информационной базы позволит отслеживать передвижение каждой единицы товара и предотвратить сбыт контрафактной продукции. Новая информационная модель позволит всем участникам рынка, а также потребителям получать все необходимые сведения о происхождении каждой бутылки алкоголя. По словам экспертов, поправки в 171 законе помогут повысить доступность качественного алкоголя и облегчат работу надзорных подразделений.

Модернизированная система позволит контролировать происхождение и состав алкоголя. Товаровед и кассир смогут выйти в единую базу и получить требуемые сведения об алкогольном продукте. В согласии с действующими федеральными законами и 171-ФЗ об алкоголе с изменениями, система ЕГАИС будет обязательна также и для общепита — ресторанов, баров и кафе. Представленные учреждения должны будут иметь специальные сканеры или терминалы для сканирования каждой единицы алкопродукции.

При приемке в случае повреждения акцизы или несоответствия требованиям федерального закона необходимо будет составить соответствующий акт. Если же не имеется никаких расхождений, данные о поставке потребуется внести в информационную систему.

В каких случаях продукция может быть изъята из оборота

  • Сбыт крепких алкогольных продуктов, осуществляемый без соответствующего разрешения.
  • Изготовление и реализация без маркировки, предусмотренной нашим законодателем.
  • Производство и сбыт алкогольных напитков без соблюдения госстандартов и утвержденных технических условий.

Законодатель ведет активную борьбу с производством и сбытом контрафактной продукции. Все участники рынка теперь обязаны иметь не только соответствующие лицензии, но и специализированное оборудование для сканирования каждой единицы товара. Ведь в большинстве случаев несанкционированная продажа становится причиной смертельных отравлений. Внедрение системы ЕГАИС и ужесточение некоторых положений позволит вывести производство и оборот алкоголя в нашей стране на новый более регулируемый уровень.

Компания ООО «Меридиан» предлагает готовое оборудование для производителей и импортеров алкогольной продукции, которое позволит в автоматическом виде вести помарочный учет, маркируя и сканируя продукцию в соответствии с новыми требованиями N 171-ФЗ.