Статья для журнала о сказках 5 класс

Игра-конкурс «Знатоки сказок». 5-й класс

Разделы: Литература

Задачи игры:

  • привить интерес к русским народным сказкам, литературным сказкам и к творчеству А.С.Пушкина;
  • развитие наглядно-образного, словесно-логического мышления, внимания,
  • памяти;
  • обогащение словарного запаса учащихся.

Оформление:

  • портреты писателей – сказочников (А.С.Пушкин, Г.Х.Андерсен, А.Н.Толстой и др.);
  • иллюстрации к сказкам; рисунки учащихся;
  • выставка книг.

Условия игры. В игре принимают участие команды из учащихся 5 класса. за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон. Победителем является команда, набравшая большее количество жетонов.

Эпиграф:

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!

1 тур. Угадай-ка

1. О какой сказке идёт речь, если в ней есть слова: дед, баба, била-била? (Русская народная сказка «Курочка-Ряба»)

2. О какой сказке идёт речь, если в ней есть следующие слова: « Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
– Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.
А старушка в ответ:
– Вот там на гвоздике повесь!» (Русская народная сказка «Каша из топора»)

3. О какой сказке идёт речь, если в ней есть следующие слова:
«Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё 3 дня подождал, я бы вечно твоя была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве у Кащея Бессмертного!» («Царевна-лягушка»).

4. Наступило время младшего брата идти стеречь. Пошёл Иван-царевич стеречь отцов сад и даже присесть боится, не то, что прилечь. Половина ночи проходит, ему и чудится: в саду свет. Светлее и светлее. Весь сад осветило. Он видит – на яблоню села Жар-птица и клюёт золотые яблоки. (Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»)

5. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали. (Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо»)

6. Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избенка ледяная, а у Зайчика – лубяная: пришла весна-красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому. (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

7. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.

8. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.

(А.С.Пушкин. «Сказка о Золотом петушке».)

Учитель: Вот мы с вами и выяснили, кто лучше всех помнит русские народные и литературные сказки. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале.

2 тур. Портретная галерея. Угадай героя сказки

Учитель: Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное ее название и, конечно же, узнать героя сказки.

Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

1. На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать. (Василиса Премудрая. Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»)

2. …В дорогой собольей душегрейке,
Парчёвая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьёт их, за чупрун таскает. (Старуха. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».)

3. …Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает –
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама–то величава,
Выступает, будто пава;
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит. (Царевна-Лебедь. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».)

4. …и девица …
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи… (Шамаханская царица. А. С Пушкин «Сказка о Золотом петушке»).

5. Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка. (Царь-девица. П.П.Ершов «Конек-горбунок».)

6. Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, из рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные. (Зверь лесной, чудо морское. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек».)

7. Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…» (Пьеро. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»)

8. Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски… (Незнайка. Н.Н.Носов «Приключение Незнайки и его друзей»)

3 тур. Мир сказок А.С.Пушкина

Учитель: Вот у нас появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как вы будете отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, тем больше чудес.

Задание: Угадай сказку А. С. Пушкина по следующим словам:

1. Терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.
2. Откуп, дурачина, изба, терем, царица, корыто.
3. Базар, жадность, оброк, море, верёвка.
4. Рать, воевода, шатёр, шамаханская царица, петушок, звездочёт.

1. «Сказка о Мёртвой Царевне и о семи богатырях».
2. «Сказка о Рыбаке и Рыбке».
3. «Сказка о Попе и о работнике его Балде».
4. «Сказка о Золотом петушке».

4 тур. Знатоки

Задание: Какое из названных выражений не принадлежит сказкам А.С.Пушкина?

1. Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи…

2. Жил старик со своей старухой
У самого синего моря…

3. Жила-была женщина, а детей у неё не было.

5 тур. Кто быстрее?

1.С какими словами царица обращается к волшебному зеркальцу? (Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»)
2. Что молвила третья царица? (Кабы я была царица, – третья молвила сестрица, – я б для батюшки царя родила богатыря».)
3. На каком острове выстроил свой дворец Гвидон? (На острове Буяне).
4. В какой сказке работник принёс своему хозяину оброк, обманув чертей? («Сказка о попе и о работнике его Балде»).
5. Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко)
6. Кто сказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
7. В кого превращалась царевна в «Сказке о царе Салтане…»? (Лебедь)
8. Под каким древом жила белка? (Под елью).
9. Кем приходится Бабариха царевичу Гвидону? (Бабушкой. « А царевич хоть и злится, но жалеет он очей старой бабушки своей…»)
9. В кого влюбился царь Дадон? (В Шамаханскую царицу).
10. Сколько богатырей выходило из вод? (33).
12. О каком фрукте с любовью рассказывал А. С. Пушкин в «Сказке о царе Салтане…»? (Яблоко)
13. А кто вспомнит эти слова?

…И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит…

…Оно
Соку спелого полно
Так свежо и так душисто
Так румяно-золотисто.
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь.

6 тур. Сказочный обед

Учитель: Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед будет сказочный.
Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?

1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (Василиса Премудрая для царя. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

2. Наварила манной каши и размазала по тарелке:
– Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. Русская народная сказка «Лиса и журавль»)

3. – Съешь моего ржаного пирожка.
– Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! (Печка – девочке. Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)

4. Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. (Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

7 тур. В гостях у сказки

Учитель: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой! И она вновь зовет и манит нас к себе, Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто в сказке живет по этому адресу?

Итак, кто, кто в теремочке живет?

1. Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами. (Изба жадной старухи. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

2. В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой. (Терем семи богатырей. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3. Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом
А под ней хрустальный дом. (Остров Буян, княжество Гвидона. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

6. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут… (Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. П.П.Ершов «Конек-горбунок»)

Учитель: Вот и закончилась игра-конкурс «Знатоки сказок».

Пока жюри подводит итоги игры-конкурса, мы с вами ответим на несколько вопросов:

Игра «Путаница»

Учитель: Пришёл к нам герой сказки Н. Носова Незнайка и стал рассказывать сказки. Послушайте, правильно ли он рассказывает сказки:

1. «Жила-была девочка, звали её Синяя Шапочка. Однажды позвал её папа и говорит: «Пойди-ка, дочка, к тёте и отнеси ей игрушки…»
2. Сварила лиса кашу, разложила по тарелкам и говорит: «Эта тарелка – для Михаила Ивановича, эта – для Настасьи Петровны, а эта – для Мишутки. »
3. Маша кричит из корзины: « Несёт меня лиса за тёмные леса, за синие моря, за высокие горы. »

Игра «Быль или небылица»

Учитель: Рассказывает Буратино детям то быль, то небылицу. Дети смеются. Подумайте и ответьте, почему они смеются. Что не так?

1. На дворе дождь. Дети играют в комнате. Петя и Маша пошли поливать клумбы.
2. Дети пошли на речку. Там они плавали, играли в мяч, катались на коньках.
3. Скоро праздник Восьмое марта. Вот какие подарки приготовила Маша: папе и дедушке – рисунок с тюльпанами, маме и бабушке – рисунок с самолётами.

Награждение победителей конкурса.

Литература:

1. Аникин В.П. «Пересказать по-своему. » // Аникин В.П. К мудрости ступеньки – М.: Дет-лит, 1988. – С. 28-33.
2. Бонди С. Сказки Пушкина // Пушкин А.С. Собрание сочинений. В 10-ти т. Т. 3. – М.: Худож. лит., 1975. – С. 467-475.
3. Пушкин А. С. Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература, 1985.
4. Шаров А. Пушкин и сказка // Шаров А.– Волшебники приходит к людям – М.: Дет. лит., 1985. – С. 131-167.

Авторские сказки

Сказки наших читателей

Обучение игре в шахматы детей с 4 лет
Адрес: Мытнинская ул., д.1/20

Обучение игре в шахматы детей с 4 лет
Адрес: Мытнинская ул., д.1/20

Академия художеств

Будь здоров!

В гостях у дедушки Мокея

Викторина

Вот в чем вопрос

Герои неземных стихий

Герой ли. литературный герой?

Голоса исчезнувших миров

И эхо таинства…

Игры

История вещей

История историч. изречений

Клуб «Полководец»

Конкурс юных детективов

Копилка заблуждений

Кто первый?

Кукольные истории

Магический кристалл

Мастерская Эдисонов

Маши-искусница

Морская газета

Музеи мира

Творч. твоих ровесников

Театр

Уголок весел. архивариуса

Обучение игре в шахматы детей с 4 лет
Адрес: Мытнинская ул., д.1/20

О чем рассказывают нам. сказки

Из тридесятого царства до наших дней дошли… сексуальные искушения, табу инцеста, взаимная ревность братьев и сестер. Сказки, невинные на первый взгляд, говорят о бессознательных конфликтах, с которыми сталкиваются дети. Мы попросили специалистов расшифровать четыре традиционных сюжета.

Знаете ли вы, что Золушка и ее завистливые сестры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? Меняются общество, обычаи, государства и языки — а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям. Такая долгая жизнь этих сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей — наши архетипические внутренние конфликты. Сказки затрагивают семейные отношения (например, соперничество между братьями и сестрами) и проблемы личного характера (выход из детского зависимого положения, самоутверждение, осознание своих достоинств, переживание эдипова комплекса)*. Родителей порой пугают сказочные насилие и жестокость; современная детская литература нередко старается избегать всего страшного и печального. «Не стоит отказываться от страшных сказок: инсценируя бессознательные страхи ребенка, они помогает ему осознать их и преодолеть, — говорит юнгианский аналитик Станислав Раевский. — Облегченная литература, очищенная от страдания и жестокости, лишь учит ребенка прятать свою тревогу».

Мачеха завидует принцессе Белоснежке, потому что та красивее ее. Белоснежку отводят в лес, чтобы там убить, но отпускают, и она укрывается в домике семи гномов. Мачеха находит ее и, переодевшись старушкой, дает ей отравленное яблоко. Белоснежка оживет, только когда ее поцелует принц.

Трудности полового созревания

Братья Гримм донесли до нас сказку, необычайно точно описывающую важнейший этап развития девочки — период полового созревания. В начале сюжета королева-мать (потом она умирает во время родов) уколола себе палец. Три капли крови падают на снег — это подчеркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Так сказка готовит девочек к тому, чтобы принять менструацию. Далее: в глухом лесу, среди гномов — персонажей, лишенных сексуальности, — Белоснежка взрослеет. С ними она репетирует материнство (но пока без мужчины), учится вести хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме сексуальной и воспроизводящей, она становится готовой к приходу принца. Наконец, эта сказка говорит о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью. Образ злой мачехи, конечно же, символизирует обычную, несказочную мать, которой завидует растущая девочка. Отравленное яблоко воплощает собою чрезмерную материнскую любовь, ее всемогущество и страх наказания, которые девочке необходимо осознать и преодолеть, чтобы из ребенка превратиться во взрослого человека. Это и напоминание матери о том, что отношения с дочерью пора перестроить, признав за ней право выбрать собственный путь. Кровь первой менструации — сигнал об этом.

*Bruno Bettelheim. The Uses of Enchantment: The Meaning and Importance of Fairy Tales. Knopf, 1976. На русский язык не переведена.

Король, потеряв горячо любимую супругу, ищет новую жену, которая бы ничем не уступала умершей, и влюбляется в собственную дочь. Принцесса, следуя наставлениям феи-крестной, убегает из дворца, переодевшись в шкуру осла. До встречи с прекрасным принцем она живет в бедности вдали от родного королевства.

Это, пожалуй, наименее известная из всех сказок Шарля Перро: в ней говорится о самом строгом из существующих табу. Стремление к инцесту, приписанное сюжетом королю, — это проекция влечения любой девочки к отцу, которое является естественным этапом взросления. Героиня сказки преодолевает свою тревогу, отказываясь, по совету феи, от легкой жизни. В чужом королевстве она живет в грязи, пасет скот, что символически передает трудность осознания инцестуозного влечения. Лишь приняв свою темную сторону (к которой относятся инцестуозные переживания), принцесса получает право вступить в «правильный» брак. Переодевание в шкуру животного — символ магической трансформации: девочке удается не только сохранить свою душу, но и выйти на новый уровень.

«С точки зрения аналитической психологии любая сказка символически описывает внутренний процесс, а не внешние события или отношения с другими людьми. Герои сказки трактуются как разные составляющие одной личности, отношения между которыми приводят к трансформации и личностному росту», — поясняет юнгианский аналитик Юлия Казакевич. Обе эти интерпретации не исключают друг друга, но существует и третья: как и во множестве других сказок, Джек на своем примере просто показывает детям, что любые трудности можно преодолеть с помощью ума и смекалки.

Богатство символического содержания сказок делает их прекрасным материалом для анализа. Психоаналитикам-фрейдистам интересно выявить подавленные пласты нашего бессознательного, которые отражаются в той или иной сказке. Например, они считают, что в английской сказке про Джека, который вырастил бобовый стебель до самого неба, убил на небе великана и завладел его сокровищем, в символической форме выражено бессознательное стремление подростка «убить отца» и так утвердить свою мужественность. Юнгианские аналитики видят в этой сказке скорее рассказ об инициации, достижении личностной целостности.

История про меня

Психотерапевты, использующие сказки в своей работе, нередко выделяют трех основных (универсальных) персонажей, которые символизируют разные стороны нашей личности. Король — воплощение старого эго, которое нуждается в обновлении. Старая идентичность должна умереть, на смену королю приходит герой. Герой символизирует действие и изменение.Фея — наша «магическая» сторона, бессознательное. Она провоцирует ситуации, которые влекут за собой перемены. Рассмотреть взаимоотношения этих фигур — прекрасная возможность подумать, где именно находится проблема, которая мешает нам развиваться.

«Красная Шапочка»

Самую красивую девочку в деревне мама отправляет к бабушке. В лесу она встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом и девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697 год) версия Шарля Перро на этом и заканчивается — нам больше знаком вариант со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему живот, а девочка с бабушкой оказываются целыми и невредимыми.

Сексуальное искушение

В этой знаменитой сказке сексуальный смысл выражен наиболее прямо. Красный цвет символизирует сексуальные переживания; волк — это, конечно, мужчина: когда девочка раздевается и ложится к нему в постель, а зверь говорит ей, что у него такие большие руки, чтобы крепче обнять ее, сомнениям уже не остается места. Не удовлетворившись недвусмысленностью этих образов, автор посчитал нужным еще и снабдить сказку советом: девицам не надо слушать коварных речей мужчин. Согласно моральным нормам того времени, эта сказка говорит, что сексуальность опасна, приравнивает мужскую сексуальность к агрессии, а женскую — к жертвенности. Красная Шапочка, в отличие от других сказочных героинь, не вырастает, так и остается девочкой. Не случайно мы упорно дополняем эту сказку отсутствующей у Перро трансформацией («второе рождение» бабушки и внучки из вспоротого живота волка).

Универсальный характер сказок дает возможность использовать их в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка». «Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку, — добавляет Юлия Казакевич. — Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберет подробности, значимые именно для него. Следующий шаг — написать свою собственную историю. Не случайно рождение авторской, литературной сказки исторически предшествует появлению психоанализа. Литературная сказка — это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый из нас может написать сам, пытаясь понять сложность и противоречивость своего внутреннего мира».

Сказкотерапия — это активно развивающееся направление в психотерапии. Чаще всего этот метод используется в работе с детьми, потому что сказка великолепно выполняет роль общего языка. Сказка — мостик между рациональным мышлением взрослого и образным, «волшебным» миром ребенка, в котором не существует абстракций и все происходит здесь и сейчас. В сказкотерапии используются терапевтические сказки — истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. В них, как и в народных сказках, ситуация всегда обретает целостность: герой (с которым ребенок охотно отождествляет себя) преодолевает трудности и становится сильнее. В групповой или индивидуальной работе дети читают сказки, обсуждают поступки героев, рисуют наиболее запомнившиеся эпизоды, разыгрывают сказки по ролям.

Овдовев, богатый мужчина женится на женщине с двумя злыми дочерьми. Они издеваются над Золушкой до тех пор, пока на балу в нее не влюбляется принц. Существует множество версий этой сказки, в том числе и у братьев Гримм. Знаменитая хрустальная туфелька появляется в версии Шарля Перро.

Соперничество в семье

Соперничество детей из-за родительской любви существовало всегда и является совершенно нормальным явлением. Жизнь Золушки кажется нам преувеличенно тяжелой — а ведь в сказке отражены эмоции любого ребенка, у которого есть братья или сестры, а также чувства, которые он испытывает к родителям. Образ злой мачехи позволяет ребенку признать свои «дурные» переживания (гнев и обиду на родителей), не испытывая при этом чувства вины. Мачеха и ее злые дочери отнимают у Золушки отца — он заботится о них, а не о родном ребенке. С точки зрения внутренних процессов история Золушки — это история осознания желаний, которые, в отличие от желания получить красивое платье или поездку на бал, никогда не могут быть удовлетворены отцом. Эти желания подавлены, что символизируется подчиненным положением Золушки, грязны, как зола, на которой она сидит или спит, и расцветают (направленные на подходящий объект) после трудной работы по осознанию и принятию.

Дети и взрослые, мы возвращаемся к сказкам снова и снова, воссоединяясь таким образом с собой, помогая пробудиться ребенку, который скрывается в каждом из нас, раскрывая силы собственного воображения, способного преобразить нас и нашу жизнь.

  • Мария-Луиза фон Франц. Психология сказки. Толкование волшебных сказок. БСК, 2004.
  • Владимир Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт, 2004.
  • Дмитрий Соколов. Сказки и сказкотерапия. Институт психотерапии, 2005.
  • Кларисса Пинкола Эстес. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. София, 2005.

Положительные герои учат честности лучше, чем страх наказания

Не все сказки одинаково воспитывают в детях честность. Истории, в которых положительный герой получает награду за свою честность, прививают ребенку это качество в три раза лучше, чем те, где лжеца ждет заслуженное наказание.

Три правила, чтобы приручить принца

Когда принц Чарльз познакомился с Дианой Спенсер, он был увлечен ее старшей сестрой. Как развивалась дальше романтическая история? Рассказывает писатель и обозреватель Psychologies Анатолий Королев.

Русские народные сказки как воспроизведение истории архитектуры жилых построек

Сказки каждой страны несут в себе основы морали, культуры, традиций и быта каждого отдельного народа. Сказки легко запоминаются, поэтому в начальной школе упражнения по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, музыке и другим предметам составлены на основе сказочных образов.

Русские народные сказки – это не только поучительные истории, это еще и описание исторических особенностей народов Руси. В сказках описывается реальная жизнь народа: домашняя утварь, скот, пища, охота и рыболовство, а также хозяйственные постройки и жилища наших предков.

По результатам анкетирования, проведенного среди учеников 4 класса, мы выяснили, что сказка – это любимое произведение 100% опрошенных. На вопрос, как вы себе представляете облик жилищ, описанных в сказках, мы получили следующие ответы:

— землянка – это жилье для бедных;

— изба – это деревянный дом;

— избушка на курьих ножках – это дом Бабы-Яги;

— палаты – это богатые строения и другие.

Таким образом, актуальность выбранной темы определяется тем, что сохранившиеся в сказках образы быта русского народа способствуют активизации памяти, речи и мышления человека [1], а также могут знакомить детей с особенностями работы архитектора.

Целью данной работы является исследование архитектурных особенностей упомянутых в русских народных сказках жилищ, таких как землянка, изба, терем, чертог, хоромы, палаты.

Задачи исследования:

— чтение сказок и выбор слов, обозначающих жилые постройки;

— работа с толковыми словарями В.И. Даля, Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова;

— определение архитектурного облика жилищ на основе анализа научно-методической литературы по строительству.

Теоретическая значимость исследования: дано описание облика строений и составлен их перечень, с учетом хронологической последовательности развития строительства древней Руси.

Практическая значимость. Результаты исследования представлены учащимся школы в виде доклада, посвященного архитектурному наследию России.

Архитектура жилых построек в русских народных сказках

Рис. 1. Кадр из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 1950г.

Землянка

Вспомним сказку «Чудесный колокольчик», в которой говорится о том, как мачеха в наказание отправила падчерицу в лес в надежде на ее погибель. Падчерица поселилась в землянке медведя Михайло Потапыча, который наградил девочку дорогими подарками и отпустил домой, а мачеху и ее родную дочь наказал за жадность и злобу.

Сюжет народной сказки, услышанной А.С. Пушкиным в рассказах няни, лег в основу «Сказки о рыбаке и рыбке» и дошел до наших дней. В этой сказе старик со старухой жили в ветхой землянке у самого синего моря.

Как же выглядела эта постройка и почему она названа землянкой? Обратимся к Толковому словарю Д.Н. Ушакова [2]: землянка – это жилье, вырытое в земле.

Землянка — один из древнейших видов жилья, для строительства которого использовались подручные материалы. Для строительства землянки необходимо вырыть яму или найти естественное углубление и перекрыть его бревнами, укрыть ветками и засыпать землей. В славянских землях полуземлянки (землянки с бревенчатым срубом, бо́льшая часть которого возвышается над землёй) сохранялись до позднего средневековья XIII—XIV веков. [3].

Рис. 2. Кадр из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 1950г.

Изба

Изба, избушка чаще других построек упоминается в русских сказках. В толковом словаре В.И. Даля [4] слово «изба» (истопка, истобка, истба, изба), избенка, избеночка, избушка) означает жилой деревянный дом, постройка с печью.

Изба строилась из крупных круглых бревен, которые по четыре соединялись в четырехугольник — венец. Изба имела деревянный пол. В избах устраивали подполье, где зимой ставили капусту, грибы и квас.

Изначально изба топилась «по-черному», то есть дым из устья печи выходил («курился») прямо в помещение избы и только потом через отверстия в крыше (специальные деревянные трубы — «дымники») и в стенах (через окошки) выходил наружу [5]. Такие избы назывались курными. Дымники обычно украшались резьбой. По ним еще издали можно отличить курную избу. Дым, сохранявшийся в верхней части избы постоянно дезинфицировал помещение, сводя к минимуму число тараканов, сверчков и т.п.

С распространением потолка в XVIII веке в практику постепенно входит топка «по-белому», то есть стали все шире распространяться печи с дымовыми трубами, выходящими на крышу. Этот процесс во второй половине века нарастает, несмотря на то, что топка по-белому требовала гораздо больше дров.

Изба лубяная

В сказке «Лиса, заяц и петух» у лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Из чего же построена избушка зайки? Прилагательное «лубяная» образовано от существительного «луб», которое означает подкорье или исподняя кора, покрывающая блонь (заболонь – наружные слои древесины). [4]

В толковом словаре Ожегова мы нашли такое значение: луб – это пласт, кусок коры липы, вяза и некоторых других лиственных деревьев вместе с волокнистой внутренней частью [6]. Луб шел на изготовление кровли, мочала, лыка (корзины, лапти).

Таким образом, можно предположить, что лубяная избушка зайки построена из подкорного слоя стволов деревьев.

Рис. 3. Кадр из фильма «Летучий корабль». 1979г.

Избушка на курьих ножках

Баба-Яга, наверное, самый знакомый персонаж русских сказок. «Финист – ясный сокол», «Царевна-лягушка», «Терёшечка» — лишь малая часть всем известных сказок, запоминающихся загадочным образом этой старушки. Любой житель России может ответить на вопрос: где живет Баба-Яга? Конечно, в избушке на курьих ножках! Но, почему ноги названы курьими, а не куриными, и сколько на самом деле было этих ног, доподлинно неизвестно. Есть несколько мнений на этот счет.

Возникновение образа избушки на курьих ножках исторически связывается с деревянными срубами, которые в древности на Руси ставились на пни с обрубленными корнями. [8] Избы на таких пнях предположительно строились в болотистых местах. Причем, пни не всегда выкорчевывались. Для строительства избы выбирались вековые деревья, которые образовывали четырехугольник или имели стволы большого диаметра. Деревья спиливались, и на их пни ставился сруб. Сами пни-сваи окуривались дымом, чтобы предотвратить гниение древесины.

В подтверждение этому мнению можно привести пример из современности — город Якутск, который называют «город на курьих ногах». Якутск построен на грунтах вечной мерзлоты, верхние слови этих грунтов летом оттаивают. Поэтому большая часть зданий построена на сваях-ножках, уходящих под землю на 4-5 метров и обеспечивающих устойчивость зданий в период оттаивания.

Есть и еще одно мнение на происхождение понятия «курья нога» (единственное число – прим. автора). Курья нога – это развилка одной дороги на три. Избушка на курьих ножках – это избушка, стоящая на развилке дорог.

Рис. 4. Кадр из фильма «Терем-теремок». 1971г.

Терем

Русская народная сказка «Теремок» — одно из самых первых произведений о дружбе и взаимопомощи, которое узнают дети дошкольного возраста.

В толковом словаре В.И. Даля терем – это поднятое, высокое жилое здание или часть его; одинокий домик, в виде башни; жилище владельца внутри кремля [4].

О том, что у терема есть два значения и оба они верны, можно подтвердить примерами из живописи и дошедших до наших времен названиями объектов культурного наследия.

Например, в Московском Кремле расположен памятник русской архитектуры – Теремной дворец, построенный в 1635—1636 годах. Верхний этаж этого строения назван «златоверхний Теремок», от чего и получил свое название сам дворец.

Рис. 5. Кадр из фильма «Аленький цветочек». 1952г.

Чертог

В сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», записанной со слов ключницы Пелагеи, упоминается строение — чертог, в котором жило чудище – заколдованный королевич. [8]

Чертог — это палата, храмина, хоромина, большой и пышный покой, великолепного убранства комната; дворец, палаты, внутренность богатого дома [5]. В большей степени чертог имеет значение «дворец». Чертог редко упоминается в русской литературе, вероятно, потому, что является заимствованием из тюркских языков, распространенных в Азии и Восточной Европе, и восходит к персидскому первоисточнику cartak. [9]

Рис. 6. Кадр из фильма «Сказка о рыбаке и рыбке». 1950г.

Хоромы

Хоромы — в старину на Руси называлось обширное деревянное жилое строение, со всеми его частями [2, 4].

В состав хором входили горница, кладовые, сени, светлицы, также и дворовые постройки: погреба, бани, хлева, амбары и другие.

Хоромы строились без особой симметрии. Видимо такой самобытностью они и привлекали взоры иностранцев, приезжавших в Россию.

В отличие от палат, хоромы строились только из дерева.

Рис. 7. Кадр из фильма «Сказка о царе Салтане». 1984г

Палата

Палата – великолепное жилое каменное здание [2, 4], часто упоминается в сказках, как жилое помещение царей и богатых людей (например, «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке»).

Палаты (от лат. palatium — дворец, чертог) — термин, обозначающий русские средневековые, преимущественно жилые каменные или кирпичные сооружения [10].

Великолепие этих построек мы можем оценить и сегодня, увидев дошедшие до наших дней памятники архитектуры: Грановитая палата Московского Кремля – одно из старейших зданий Москвы, и Влады́чная палата — памятник архитектуры XV века, расположенный на территории Великого Новгорода.

Русские народные сказки, на наш взгляд, — это кладезь исторической информации. Видимо, русский человек так устроен, что он интуитивно может себе представить быт, окружавший героев этих поучительных историй.

На основе анализа научно-методической литературы мы выяснили, что изначально люди жили в землянках, землянки перерастали в полуземлянки и в избы. Избы надстраивались, и появлялись терема. С освоением каменных ремесел строились шикарные дворцы и палаты. Можно, наверное, предположить, что сегодняшние сказки отражали бы архитектурный облик многоэтажных домов и уникальных высотных зданий.

В заключение хочется сказать «спасибо» людям – сочинителям и хранителям сказок, благодаря которым мы сегодня имеем возможность в интересной форме подать ребенку историческое наследие нашей Родины.

1. Павлова Л.В., Косова Н.М. Методология сетевого взаимодействия, обеспечивающая интеграцию образовательной системы «школа-вуз-предприятие». 17-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки 2015»: труды конгресса. В 3 т. Т.2/ Нижегород. гос. архит.- строит.ун-т; отв.ред. А.А. Лапшин – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. С. 55-57.

2. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4, М., 1940. (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание: М., 1995; М., 2000.

3. Гимбутас М. Славяне: Сыны Перуна. — М.: Центрполиграф, 2007. — 217 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — Спб., 1863-1866.

5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., РОССПЭН, 1998.

6. Ожегов С.И. «Словарь русского языка» (1949, 22-е издание, 1990; с 1992 — «Толковый словарь русского языка», совместно с Н. Ю. Шведовой).

7. Избушка на курьих ножках. // Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. / Отв. ред. В. П. Вомперский; Ил. А. Б. Маркевича. — М.: Правда, 1986. — С. 274

8. Аксаков С.Т. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек: Книга для ученика и учителя. — М.: Олимп: АСТ, 1998. — 560 с. — (Школа классики).

9. Этимологический словарь русского языка. — СПб.: ООО «Виктория плюс».

10. Большая советская энциклопедия, 2-е изд. / Б. А. Введенский. — М.: Большая Советская Энциклопедия, 1955. — Т. 31. — С. 569.