Статья 23 пункт 2 закон об образовании

Оглавление:

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ наименование статьи 23 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. От призыва на военную службу освобождаются граждане:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ в подпункт «а» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;

б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 111-ФЗ подпункт «г» пункта 1 статьи 23 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 августа 2013 г.

г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

Об освобождении от исполнения воинской обязанности лиц проходивших военную службу или освобожденных от призыва на срочную военную службу в мирное время в соответствии с законодательством, действовавшим на территории страны их предыдущей гражданской принадлежности, в связи с принятием в РФ Республики Крым и образованием в составе РФ новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 30 марта 2015 г. N 58-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ в пункт 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Согласно статье 5 Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ, вступающей в силу с 1 января 2008 г., граждане, которые были освобождены от призыва на военную службу или которым была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с настоящей статьей до 1 января 2008 года, пользуются указанными освобождениями и отсрочками до истечения срока их действия или до исчезновения их оснований

2. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в подпункт «а» пункта 2 статьи 23 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;

б) являющиеся сыновьями (родными братьями):

военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;

граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.

3. Не подлежат призыву на военную службу граждане:

а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ статья 23 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2014 г.

4. Граждане, признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, освобождаются от исполнения воинской обязанности.

Может ли учреждение среднего профессионального образования, тесно сотрудничающее с федеральным государственным университетом, считаться частью данного университета?

Нет, не может. Каждая образовательная организация как некоммерческая организация имеет статус.

Возможно ли открыть в образовательном учреждении дополнительного образования дошкольные группы?

В соответствии с п. 5 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации дополнительного образования вправе.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» речь идет об основных и неосновных целях деятельности. В устав бюджетного учреждения должны быть включены основные и неосновные виды деятельности. Подскажите, пожалуйста, как соотносятся понятия

Действительно, ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в частях 2, 3 и 4 перечисляет образовательные программы, реализация которых рассматривается.

У нас в муниципальном образовании имеется школа, в которой имеется дошкольное отделение. Подскажите, пожалуйста, может ли основная общеобразовательная школа с 1 сентября 2013 г. реализовывать программы дошкольного образования в качестве основного вида дея

Да, общеобразовательная организация может реализовать программу дошкольного образования, в том числе в качестве основного вида ее деятельности, не являющегося при этом.

Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» установлен переходный период, в течение которого лицензии и свидетельства об аккредитации признаются действующими до 01.01.2016 года. За этот же период они должны быть переоформлены. Обязаны ли ш

Согласно ч. 9 ст. 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» выданные до 1 сентября 2013 г. лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Обязательно ли в наименовании общеобразовательной организации, реализующей адаптированные образовательные программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, использовать слова «специальная (коррекционная)»?

Согласно ч. 5 ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую.

Какой статус будут иметь по новому Федеральному закона «Об образовании в Российской Федерации» детские дома и детские дома — школы?

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся.

Может ли общеобразовательная школа претендовать на отдельное финансирование программ дополнительного образования детей наряду с финансированием основных общеобразовательных программ согласно ФГОС?

Согласно п. 2 ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации вправе.

К нашей школе присоединили детский сад. Его воспитатели стали нашими работниками. Они интересуются, сохранится ли им льготный стаж для назначения досрочной пенсии при работе в школе?

Согласно ч. 4 ст. 23 нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общеобразовательные организации вправе.

Наша общеобразовательная школа является бюджетным учреждением. Как изменится статус школы как бюджетного учреждения после вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 273-ФЗ предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие .

Статья 23 пункт 2 закон об образовании

Комментарий к статье 23

Комментируемая статья посвящена типологии образовательных организаций как субъектов образовательных правоотношений.

В основе типологии образовательных организаций — образовательная программа, реализация которой является основной целью деятельности образовательной организации. Критерий типологизации образовательных организаций разработан в статье 12 комментируемого Закона, которая посвящена непосредственно образовательным программам. В этой статье законодателем выделены следующие образовательные программы:

основные образовательные программы:

— основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

— основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

— основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

дополнительные образовательные программы:

— дополнительные общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

— дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии с вышеперечисленными видами образовательных программ в комментируемой статье установлены следующие типы образовательных организаций:

Тип образовательной организации

Реализуемые образовательные программы

дошкольная образовательная организация

образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

профессиональная образовательная организация

образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения

образовательная организация высшего образования

образовательные программы высшего образования и научная деятельность

организация дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

организация дополнительного профессионального образования

программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

Как уже отмечалось, образовательные организации делятся на типы в зависимости от образовательной программы, реализация которой является основной целью деятельности образовательной организации. Законодатель, определяя в комментируемой статье, например, образовательную организацию высшего образования, имеет в виду, что реализация ею образовательных программ высшего образования и научных исследований является основной целью ее деятельности, но не единственной. Образовательная организация, кроме «титульных» образовательных программ, вправе осуществлять и дополнительную образовательную деятельность по иным видам образовательных программ.

Какую именно дополнительную образовательную деятельность может осуществлять тот или иной тип образовательной организации, законодатель закрепляет в ч. 4 комментируемой статьи.

Так, упомянутая в качестве примера образовательная организация высшего образования, кроме «титульных» образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и ассистентуры-стажировки), может осуществлять дополнительную деятельность, реализуя иные (не «титульные») образовательные программы, как-то: основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, а также дополнительные профессиональные программы.

Ниже в систематизированном виде представлена информация о типах образовательных организаций, которым законодательство предоставило право, наряду с основной деятельностью, осуществлять дополнительную образовательную деятельность (с указанием конкретных образовательных программ, которые образовательные организации могут реализовывать в качестве неосновной цели своей деятельности).

Тип образовательной организации

Дополнительная деятельность (ч. 4 ст. 23)

дошкольные образовательные организации

образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми

дополнительные общеразвивающие программы

образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования

образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

профессиональные образовательные организации

образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения

основные общеобразовательные программы; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы

образовательные организации высшего образования

образовательные программы высшего образования и научная деятельность

основные общеобразовательные программы; образовательные программы среднего профессионального образования; программы профессионального обучения; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы

организации дополнительного образования

дополнительные общеобразовательные программы

образовательные программы дошкольного образования; программы профессионального обучения

организации дополнительного профессионального образования

программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

программы подготовки научно-педагогических кадров; программы ординатуры; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», и аналогичный перечень в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании. Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании») и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).

Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 «специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации».

Что же касается учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то они в соответствии с понятийным аппаратом действующего законодательства относятся не к образовательным организациям, а к организациям, осуществляющим обучение (ст. 31 комментируемого Закона).

Тип образовательной организации определяется при ее создании, реорганизации или переименовании и указывается в ее уставе.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи название образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации. Кроме того, в названии образовательной организации могут дополнительно использоваться:

— названия, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности: уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и особые образовательные потребности обучающихся;

— дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования: содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции (ч. 6 комментируемой статьи).

В связи с необходимостью переименования ряда образовательных организаций Минобрнауки России направило соответствующие разъяснения.

В письме Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» указано, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона об образовании образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций. Организационно-правовые формы некоммерческих организаций, в которых могут быть созданы образовательные организации, установлены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Одной из организационно-правовых форм некоммерческих организаций является в том числе учреждение (казенное, бюджетное, автономное). Учитывая изложенное, Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в название образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц — «организация», из чего следует, что в названии образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация».

Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Минобрнауки России уточняет также, что к числу необязательных сведений, указываемых в названии образовательной организации по ее желанию или желанию ее учредителя, относятся следующие:

— указание на тип для государственных и муниципальных учреждений: казенное, бюджетное или автономное учреждение;

— указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная») с целью информирования потребителя образовательных услуг;

— указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности или дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (перечислены в ч. 6 ст. 23 Федерального закона об образовании);

— включение в наименование официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством (Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 52 «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования» );

СЗ РФ. 2010. N 6. Ст. 660.

— использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования, в порядке, предусмотренном Федеральным законом о некоммерческих организациях.

Таким образом, необходимость переименования образовательного учреждения будет связано в первую очередь с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы в соответствие с Федеральным законом об образовании. При этом если в отношении образовательного учреждения по новому законодательству тип не меняется, то переименования не потребуется.

Образовательные учреждения, в отношении которых тип меняется, либо образовательные учреждения, в названии которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои названия в соответствие с Федеральным законом об образовании.

В ч. 5 ст. 108 определены образовательные учреждения, наименования которых подлежат приведению в соответствие с указанным Законом. Например:

— муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»;

— специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы, — в специальные учебно-воспитательные общеобразовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением, реализующие общеобразовательные программы и образовательные программы начального профессионального образования, — в специальные учебно-воспитательные профессиональные образовательные учреждения для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением;

образовательные учреждения начального профессионального образования и образовательные учреждения среднего профессионального образования — в профессиональные образовательные учреждения;

образовательные автономные учреждения высшего профессионального образования — в образовательные автономные учреждения высшего образования;

образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования;

образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — в учреждения дополнительного профессионального образования.

В письме Минобрнауки России от 9 июля 2013 г. N ДЛ-187/17 «В дополнение к разъяснениям о наименовании образовательных учреждений» уточняется, что при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений в их наименовании с учетом требований п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» включается, в том числе, указание на собственника имущества. Поскольку в соответствии с ГК РФ и Законом об автономных учреждениях автономное учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием на базе имущества, находящегося соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, то при переименовании государственных или муниципальных автономных образовательных учреждений их название должно содержать слова либо «федеральное», либо «государственное», либо «муниципальное».

Официальные документы в образовании. 2013. Август. N 22.

Статья 23. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

4. Образовательные организации, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вправе осуществлять образовательную деятельность по следующим образовательным программам, реализация которых не является основной целью их деятельности:

1) дошкольные образовательные организации — дополнительные общеразвивающие программы;

2) общеобразовательные организации — образовательные программы дошкольного образования, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения;

3) профессиональные образовательные организации — основные общеобразовательные программы, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

4) образовательные организации высшего образования — основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, дополнительные профессиональные программы;

5) организации дополнительного образования — образовательные программы дошкольного образования, программы профессионального обучения;

6) организации дополнительного профессионального образования — программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения.

5. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип образовательной организации.

6. В наименовании образовательной организации могут использоваться наименования, указывающие на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательной программы, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся), а также дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 29.07.2017 N 217-ФЗ ст 23 (ред. от 03.08.2018)

Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства

1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

2. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.

3. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

4. В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до ее утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.

5. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

1) находятся в собственности учредителей товарищества;

2) составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.

6. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.

7. В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определенные в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращен свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается.

9. При подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением случая, установленного частью 6 настоящей статьи.

10. Садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

11. Садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.

12. Установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населенного пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населенного пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон об образовании — что нового? (Антропова Т.Ю.)

Дата размещения статьи: 31.08.2015

Принят Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) — новый основополагающий нормативный правовой акт в сфере образования. Документ закрепляет основы правового регулирования сферы образования, включая общие положения и положения, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее).

Цели и задачи Закона об образовании

Главные цели Закона об образовании:

— создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными тенденциями развития общества;

— комплексная модернизация законодательства об образовании, установление системного и функционально более полного правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере образования, повышение эффективности механизма правового регулирования;

— обеспечение стабильности и преемственности в развитии системы образования и ее законодательных основ.

Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон N 3266-1) не мог в полной мере урегулировать складывающиеся отношения в сфере образования, поэтому в последние годы обозначился разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением. Кроме того, неоднократно обновлялось законодательство в области образования, что привело к неустойчивости норм федерального законодательства. Существовали пробелы в правовом регулировании отдельных институтов системы образования, многие нормы законодательства в области образования дублировались законодательными актами других отраслей, иногда порождая противоречия. Практика внесения дальнейших изменений в действующие законодательные акты об образовании во многом исчерпала свой ресурс. Законодательство в области образования нуждалось в систематизации и модернизации. Эта задача должна быть достигнута путем принятия единого законодательного акта, который комплексно регулирует отношения в сфере образования, закрепляет основы правового регулирования системы образования в РФ.

Новый Закон сохранил базовые принципы и нормы, закрепленные Законом N 3266-1 и оправдавшие себя на практике (в том числе в части государственных гарантий реализации прав в сфере образования, права выбора образовательной организации и получения образования в соответствии со склонностями и потребностями, обучения на родном языке, государственно-общественного характера управления образованием, правовых гарантий обеспечения доступности и качества образования и т.д.).

Большинство из этих положений получило в Законе об образовании дополнительную детализацию, обеспечение правореализационными механизмами. Так, законодательное оформление получили такие аспекты, как правовой статус участников образовательных отношений, правовые гарантии обеспечения доступности и качества современного образования, получения образования в соответствии со склонностями и потребностями.

Отдельные главы посвящены регламентации правового положения образовательных и иных организаций, осуществляющих обучение, обучающихся и их родителей (законных представителей), а также педагогических работников. В частности, в Законе об образовании прописаны правовой статус руководителя образовательной организации (ст. 51), а также обязанности и ответственность педагогических работников, дополнительные гарантии педагогическим работникам в части оплаты труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации .

Статья 68 гл. 8, ст. ст. 47 — 49 гл. 5, ст. 99 гл. 13, ст. 105 гл. 14, ст. 108 гл. 15 Закона об образовании.

Кроме того, впервые на законодательном уровне закрепляются особенности организации и предоставления образования гражданам, проявившим выдающиеся способности (ст. ст. 5, 75, 77, 83 Закона об образовании), иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, нуждающимся в дополнительной социальной и правовой поддержке (например, ст. ст. 36, 55, 70, 78, 105 Закона об образовании). Особое внимание в Законе об образовании уделено условиям обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. ст. 5, 11, 43, 48, 55, 59, 60, 79, 99, 108).

Одним из нововведений Закона об образовании является закрепление понятийного аппарата, устанавливающего наиболее значимые и часто употребляемые понятия и определения: образование, воспитание, образовательная программа, квалификация, образовательная деятельность и другое (ст. 2). Введение соответствующих положений позволяет унифицировать используемые в сфере образования понятия и привести к единообразию в этой части правоприменительную практику.

Кроме этого, в Законе об образовании закрепляются современные требования к образованию, связанные с внедрением в образовательную практику новых форм реализации и освоения образовательных программ, образовательных технологий, форм и методов обучения. В частности, впервые на законодательном уровне в нем выделены отдельные нормы, посвященные:

— модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц (ст. 13);

— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях (ст. ст. 16, 34, 98);

— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе (ст. ст. 13, 16, 91);

— обучению по интегрированным образовательным программам (ст. ст. 59, 67, 83, 84, 86);

— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе (ст. ст. 16 — 19) и др.

Также на уровне федерального закона регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования (ст. ст. 20, 34 Закона об образовании).

Обновлены закрепленные в Законе N 3266-1 модели экономической деятельности в сфере образования. В частности, закреплен ряд новых инструментов, направленных на повышение конкурентоспособности образовательной системы в целом, доступности и качества каждой образовательной услуги. Особо следует отметить нормы, предусматривающие возможность финансового обеспечения за счет бюджетных средств образовательной деятельности частных (негосударственных) образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные и профессиональные образовательные программы (ст. ст. 8, 99, 108).

Уровни образования

В Законе об образовании обновлены отдельные базовые институты системы образования.

Уточнена система уровней образования в РФ, а также откорректированы названия отдельных уровней. В Законе об образовании закрепляются следующие уровни общего образования: дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование, а также уровни профессионального образования: среднее, высшее (бакалавриат), высшее (специалитет, магистратура), высшее (подготовка кадров высшей квалификации) (ст. 10).

Обратите внимание, что Законом вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы научно-педагогических кадров, ординатуры, ассистентуры-стажировки. Введение подготовки кадров высшей квалификации в качестве самостоятельного уровня высшего образования соответствует принятой в большинстве стран Международной стандартной классификации образования.

В Федеральный закон включено положение, предполагающее модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий необходимо осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводятся образовательные программы среднего профессионального образования — подготовка квалифицированных рабочих, служащих специалистов среднего звена. С учетом этого среднее профессиональное образование включает в себя программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ст. 12).

Одновременно Закон об образовании предлагает осуществлять профессиональное обучение не только в образовательных учреждениях, но и в учебных центрах профессиональной квалификации, на производстве, а также в форме самообразования (ст. 73).

Образовательные программы

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Закон об образовании систематизирует и расширяет видовое разнообразие образовательных программ, чтобы обеспечить более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

Согласно ст. 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих).

Основные образовательные программы