Предупреждение штраф исправительные работы лишение специального права

§ 2. Виды административных взысканий

Система административных взысканий определена в ст. 24 КоАП: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие предмета; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права; исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граждан­ства.

Все они рассчитаны как на физических, так и на юридических лиц.

Предупреждение – официальное осуждение государством пра­вонарушения и предостережение физического или юридического лица о недопустимости противоправного поведения. Оно считается взысканием, если вынесено в письменной форме. Применяется, как правило, при малозначительности правонарушения. При этих условиях полномочный орган (должностное лицо) может ограни­читься устным замечанием, которое административным взыска­нием не является (ст. 26 КоАП).

Административный штраф – денежное взыскание, выра­жаемое в величине, кратной минимальному размеру месячной оп­латы труда, т.е. наказание материального характера.

Возможно его выражение в величине, кратной стоимости похи­щенного, утраченного или поврежденного имущества либо разме­ру незаконного дохода, полученного в результате административ­ного правонарушения.

Административный штраф не может составлять менее одной десятой минимального размера оплаты труда. Налагаемый на граждан, он не может превышать двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – пятидесяти; на юридических лиц – пятисот таких размеров. В случае утраты, повреждения имущества или получения незаконного дохода раз­мер штрафа – до десятикратной величины стоимости имущества либо размера дохода.

В некоторых случаях размер административного штрафа опре­деляется в абсолютных величинах (например, за бесплатный про­езд в общественном транспорте в г. Москве – 10 рублей).

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием соверше­ния административного правонарушения или его непосредствен­ным объектом, состоит в его принудительном изъятии и последую­щей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собствен­нику за вычетом расходов по его реализации. Это взыскание не при­меняется в отношении охотничьего оружия, боеприпасов и других орудий охоты, принадлежащих лицам, для которых охота являет­ся основным законным источником существования (ст. 28 КоАП).

Конфискация таких же предметов – принудительное безвоз­мездное изъятие их в собственность государства. Ограничения при­менения данного взыскания такие же, как и при возмездном изъ­ятии предметов. Конфискация назначается судьей (ст. 29 КоАП).

Лишение специального права, предоставленного конкретному лицу (права на управление транспортными средствами, права охоты), применяется за грубое и систематическое нарушение по­рядка пользования таким правом. Назначается такое взыскание на срок не менее одного месяца и не более двух лет.

Лишение права управления транспортными средствами не при­меняется к лицам, пользующимся этими средствами в связи с ин­валидностью.

Однако в случаях управления ими в состоянии опьянения, ук­лонения от прохождения освидетельствования на состояние опья­нения, а также оставления места дорожно-транспортного происшествия с их участием такое взыскание может быть к ним приме­нено.

Не применяется взыскание к лицам, для которых право охоты, хранения и ношения охотничьего оружия является источником их существования (ст. 30 КоАП).

Исправительные работы применяются на срок до двух меся­цев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушите­ля и с удержанием до 20 процентов его заработка в доход государ­ства. Назначает их суд (судья) (ст. 31 КоАП).

Предполагается исключение исправительных работ из числа административных взысканий, так как они по своей сути являют­ся административным штрафом «в рассрочку».

Административный арест применяется в исключительных случаях на срок до пятнадцати суток судом (судьей). Фактически он означает краткосрочное лишение свободы; арестованные содер­жатся по стражей.

Арест не может быть применен к беременным женщинам, жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к инвалидам первой и второй групп, а также к лицам, не достигшим 18 лет (ст. 32 КоАП).

Административное выдворение из пределов РФ – взыскание, применяемое только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 1 КоАП).

Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. К основным относятся предупреждение, адми­нистративный штраф, административный арест.

Возмездное изъятие, конфискация относятся к числу дополни­тельных взысканий. Лишение специального права, администра­тивное выдворение могут применяться как основные, так и допол­нительные взыскания.

Так, контрабанда товаров, ценностей и иных предметов влечет наложение штрафа (основное взыскание) и конфискацию (допол­нительное взыскание) предметов контрабанды (ст. 187 КоАП).

За одно административное правонарушение может быть нало­жено основное либо основное и дополнительное взыскание.

§ 5. Административное взыскание

Административное взыскание является предусмотренной КоАП санкцией за совершение административных проступков. В Кодексе перечислено восемь видов подобных взысканий: 1) предупреждение; 2) штраф; 3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; 4) конфискация вышеуказанного предмета; 5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину; 6) исправительные работы; 7) административный арест; 8) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного физического лица.
Наложение административного взыскания представляет собой превентивную меру, предупреждающую совершение общественно опасных правонарушений — проступков или преступлений.
Административные взыскания устанавливаются федеральным законом, в соответствии с которым субъекты Федерации принимают собственные нормативные акты (ч. 1 ст. 72, ч. 2 ст. 76 Конституции РФ).
Предупреждение, штраф, лишение специального права, исправительные работы и административный арест представляют собой основные административные взыскания и не могут налагаться в дополнение к другим. Дополнительные административные взыскания не назначаются самостоятельно, они могут налагаться только наряду с основными, т.е. санкцией за административный проступок могут быть основное взыскание либо основное и дополнительное.
Предупреждение как мера административного взыскания выносится в письменной форме. В отличие от предупреждения устное замечание правонарушителю, предусмотренное ст. 22 КоАП при малозначительности совершенного проступка, не является взысканием.
Административный штраф устанавливается в размере от ‘/ю до 100 минимальных размеров оплаты труда, а также величиной до десятикратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, — при применении этого критерия исчисления штрафа он может превышать сумму в 100 минимальных размеров оплаты труда.
Большинство штрафных санкций, установленных КоАП, предусматривают фиксированный размер штрафа, при этом денежные суммы исчисляются в особом порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях». Размер административного штрафа может быть увеличен законами

Российской Федерации, и в этом случае он может значительно превышать предельный размер штрафа в 100 минимальных размеров оплаты труда.
Фактически максимальный размер штрафа, установленный КоАП, составляет 3000 минимальных размеров оплаты труда, он предусмотрен ст. 845 КоАП «Невыполнение законных требований должностных лиц органов охраны континентального шельфа Российской Федерации или должностных лиц органов охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации».
Второй критерий исчисления размера штрафа используется крайне редко: он применяется только в двух составах административных проступков, причем максимальные размеры санкций — исчисление административного штрафа в размере до десятикратной стоимости похищенного, утраченного или поврежденного имущества — КоАП не предусмотрены и в этих случаях. Так, согласно ст. 49 КоАП мелкое хищение чужого имущества может повлечь за собой взыскание в виде штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного. Статья 4012 предусматривает, что незаконное принятие пожертвований кандидатом либо избирательным объединением (избирательным блоком) влечет наложение административного штрафа в сумме, равной трехкратному размеру пожертвования.
Возмездное изъятие, а также конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, представляют особую разновидность административных санкций, предусматривающих применение мер физического принуждения. В обоих случаях предмет подлежит принудительному изъятию, т.е. независимо от волеизъявления собственника. При этом правонарушитель утрачивает право собственности на изъятый или конфискованный предмет.
Административным взысканием в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, является лишение права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств. Наличие у гражданина или юридического лица специального права подтверждается разрешительными документами органов исполнительной власти или исполнительно-распорядительных муниципальных органов (при осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию). К таким документам относятся: водительское удостоверение; сертификат соответствия, подтверждающий соответствие товаров и услуг установленным стандартам; разрешение на право пользования радиоэлектронными средствами или высокочастотными устройствами; лицензия; свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; доку-

мент, удостоверяющий государственную регистрацию движимого объекта (например, автомобиля — см. ст. 114 КоАП), охотничий билет и др.
Административным взысканиям в виде лишения специального права свойственны следующие особенности:
1) эти санкции ограничены временным лимитом в три года, по истечении которого правомочия лица должны быть восстановлены (ч. 3 ст. 298 КоАП). В этом случае правонарушителю возвращаются изъятые у него документы.

Таким образом, это административное взыскание представляет собой временное приостановление правомочий лица. Срок лишения специального права может быть сокращен органом или должностным лицом, наложившим взыскание, по истечении не менее половины его временного предела (ст. 297 КоАП);
2) временное приостановление прав граждан на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств может предусматривать и изъятие специальных разрешительных документов — лицензий, поскольку любые виды деятельности юридических и физических лиц в сфере связи подлежат лицензированию;
3) в качестве административных взысканий КоАП предусмотрены только три разновидности лишения граждан специальных прав. Административные ограничения прав граждан на осуществление лицензируемых видов деятельности урегулированы не КоЛП, а отдельными федеральными законами — Федеральным законом от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также федеральными законами, принятыми до вступления в силу вышеназванного Закона.
Однако в редких случаях КоАП также предусматривает меры административного пресечения в виде приостановления действия лицензий, а также их аннулирования (см. ст. 1573 КоАП «Осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии»). При применении санкции в сфере лицензирования административное взыскание рассматривается в соответствии с п. 5 ст. 24 КоАП как «лишение специального права». Поскольку действие Федерального закона от 25 сентября 1998 г. не распространяется на лицензионные правоотношения, установленные федеральными законами, принятыми до его принятия, порядок приостановления и аннулирования лицензий регламентируется КоАП. В этом случае аннулирование лицензии осуществляется лицензирующим органом, а не судом, как это предусмотрено Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».
При истолковании статей КоАП, регламентирующих лицензионные правоотношения, необходимо иметь в виду следующие обстоятельства.

1. КоАП обладает статусом закона РСФСР, хотя изменения и дополнения в него вносились законами Российской Федерации, федеральными законами и постановлением Конституционного Суда РФ. В частности, упомянутая выше ст. 1573 КоАП введена Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. Таким образом, санкция ст. 1573 может быть оспорена, поскольку статус федерального закона отличается от правового положения законов Российской Федерации и законов РСФСР. В соответствии с § 2 раздела второго Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу нынешней Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ. Однако противоречие можно усмотреть хотя бы в том, что правовое положение законов РСФСР и законов Российской Федерации Конституцией не урегулировано.
2. Оспоримость лицензионных санкций, установленных ст. 1573 КоАП, подтверждается также различием правовых категорий «лишение специального права», «приостановление» и «аннулирование» действия лицензии. В ст. 294 — 298 КоАП, определяющих производство по исполнению постановления о лишении специального права, не урегулирован статус лицензии как особой разновидности разрешительного документа.
Административные взыскания в виде исправительных работ или административного ареста могут налагаться только по решению суда или судьи. В этом их отличительная особенность по сравнению с другими видами взысканий. Оба взыскания предусматривают ограничение прав и свобод граждан— имущественных прав в случае исправительных работ, предусматривающих удержание до 20% заработка в доход государства, прав на свободу и личную неприкосновенность и других конституционных прав при назначении наиболее сурового из административных взысканий — административного ареста. В обоих случаях применение взысканий предусматривает временные ограничения прав граждан (от 15 суток до двух месяцев при исправительных работах и до 15 суток при назначении взыскания в виде административного ареста), несоизмеримые с подобными ограничениями, применяемыми в случае преступлений.
Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных физических лиц применяется лишь в случаях, предусмотренных ст. 1831 и 1833 КоАП, и приводится в исполнение Пограничными войсками Российской Федерации.
Таким образом, административные взыскания, предусмотренные ст. 24 КоАП, осуществляются на основе следующих методов:
а) превентивных взысканий, применяемых к лицам, виновным в совершении незначительных административных проступков (предупреждения);

б) административных взысканий, предусматривающих принудительные имущественные санкции (штраф, возмездное изъятие, конфискация предмета и исправительные работы);
в) взысканий, предусматривающих временное ограничение прав граждан (п. 5 ст. 24 КоАП — лишение специального права);
г) взысканий, применение которых сопряжено с временной изоляцией правонарушителя от общества (административный арест);
д) административных взысканий, предусматривающих применение насильственных методов физического принуждения (административное выдворение иностранных физических лиц).

Предупреждение штраф исправительные работы лишение специального права

19 ноября Всё для итогового сочинения на странице Решу ЕГЭ русский язык. Материалы Т. Н. Стаценко (Кубань).

8 ноября А утечек-то и не было! Решение суда.

1 сентября Каталоги заданий по всем предметам приведены в соответствие с проектами демоверсий ЕГЭ-2019.

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «виды административного наказания».

Предупреждение; штраф; исправительные работы; лишение специального права; арест до 15 суток.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «виды административного наказания».

Предупреждение штраф исправительные работы лишение специального права

Административное взыскание – это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

219 § 7. Административные взыскания

Административные правонарушения против государства

В области промышленности, использования тепловой и электрической энергии

На транспорте и в области дорожного хозяйства и связи

В области жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства

В области торговли и финансов

Посягающие на установленный порядок управления

• Расточительное расходование электрической и тепловой энергии • Повреждение электрических сетей напряжением до 1000 В • Нарушения, связанные с использованием газа • Нарушение правил пользования энергией и газом в быту

• Курение в неустановленных местах на железнодорожном транспорте • Нарушение водителями правил дорожного движения • Управление транспортными средствами в состоянии опьянения • Систематические нарушения водителями правил дорожного движения • Управление транспортным средством лицами, не имеющими права на управление • Нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения • Безбилетный проезд • Другие

• Нарушение правил пользования жилыми помещениями • Самовольное строительство хозяйственных и бытовых строений • Нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства • Другие

• Нарушение правил торговли • Продажа товаров без документов • Торговля с рук в неустановленных местах • Нарушение правил торговли спиртными напитками • Уклонение от подачи декларации о доходах • Другие

• Злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника • Проявление неуважения к суду • Самоуправство • Нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций • Нарушение правил обучения каратэ • Проживание без паспорта или прописки • Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог • Контрабанда • Другие

Рис. 4.12. Виды административных правонарушений против государства

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

220 Глава IV . Административное право

воспитание лица, совершившего административное правонарушение;

предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);

предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем – материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

• лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, воз-

§ 7. Административные взыскания 221

можна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф – это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой – воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения.

Штраф устанавливается в пределах от 1/10 до 100 минимальных размеров оплаты труда, а равно до десятикратной величины стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами РФ может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Воз-

222 Глава IV . Административное право

мездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального права стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от пятнадцати дней до трех лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Исправительные работы это взыскание имущественного характера, носящее длящийся характер. Суть этого взыскания заключается в удержании до 20% заработка нарушителя в доход государства. Срок такого взыскания не может быть меньше 15 дней и больше двух месяцев. Исправительные работы могут назначаться только судом первого звена (районным и/или городским судом).

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид

§ 7 Административные взыскания 223

административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать пятнадцати суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до тридцати суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 12 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено в КоАП РСФСР совсем недавно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

• самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов,

• принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Наложение административного взыскания. Здесь существуют следующие правила. Во-первых, административное взыскание может быть наложено только на лицо, которое совершило административное правонарушение. Другими словами, только тогда лицо может быть привлечено к административной ответственности, когда в его действиях установлен состав проступка.

Во-вторых, при наложении административного взыскания должен соблюдаться принцип законности. Это означает, что взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение. В принципе орган, привлекающий нарушителя к административной ответственности, не может налагать взыскание ниже низшего предела, установленного статьей, предусматривающей ответственность. Однако в тех случаях, когда совершенное правонарушение малозначительно, а лицо, его допустившее, не является закоренелым правонарушителем и активно проявляет раскаяние, орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить наруши-

224 Глава IV Административное право

теля от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, которое, как известно, не является административным взысканием и не влечет за собой никаких правовых последствий. Кроме того, требование принципа законности означает, что принять решение о наложении административного взыскания может только орган, полномочный в соответствии с законом разбирать дело об административном правонарушении. При этом должны соблюдаться все правила производства по делам об административных правонарушениях. В-третьих, при привлечении лица к административной ответственности должен соблюдаться принцип индивидуализации взыскания. Это означает, что лицо, полномочное наложить административное взыскание, обязано учитывать характер допущенного правонарушения, его последствия, личность правонарушителя, форму и степень его вины, его имущественное, семейное положение и другие обстоятельства дела и определить такое взыскание, которое наилучшим образом будет соответствовать цели воспитания и исправления правонарушителя. Замечено, что излишне мягкое наказание стимулирует повторение допущенных правонарушений, возникновение ощущения безнаказанности, а излишне суровое – чувство несправедливости и произвола административных органов, что в конечном счете также провоцирует новые правонарушения. В правовом преломлении принцип индивидуализации ответственности проявляется в перечне обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за административное правонарушение, а также – в возможности освобождения от административной ответственности.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

чистосердечное раскаяние виновного;

предотвращение виновным вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения, при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств, несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка до одного года.

Этот перечень является открытым, законодательством и правоприменителями могут быть признаны смягчающими и другие обстоятельства.

§ 7 Административные взыскания 225

Перечень обстоятельств, отягчающих ответственность,

является закрытым и может быть изменен только законом Российской Федерации. Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административные правонарушения, признаются

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных лиц прекратить его;

• повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

• вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

• совершение правонарушения группой лиц;

• совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах,

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Однако, если административный проступок не был обусловлен таким состоянием, правоприменитель с учетом конкретных обстоятельств может не признать данное обстоятельство отягчающим.

Освобождение от административной ответственности. Лицо может быть освобождено от административной ответственности по основанию малозначительности, о чем было сказано выше.

Иногда же случается, что с учетом обстоятельств проступка к правонарушителю нецелесообразно применять меры административного воздействия, но все же нельзя полностью освободить от наказания. Поэтому законодатель предусмотрел вторую возможность освобождения от административной ответственности – освобождение с передачей материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение товарищеского суда, общественной организации или трудового коллектива для применения мер общественного воздействия. Решение о передаче дела для применения мер общественного воздействия может принять только орган (должностное лицо), правомочный разрешать дело об административном правонарушении Такой вид освобождения от административной ответственности не исключает возможности проступка быть преюдицией преступления, т е. совершение аналогичного проступка в течение определенного законом срока может квалифицироваться как преступление

При совершении лицом двух и более административных правонарушений по общему правилу административное взыскание

226 Глава IV Административное право

налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела об этих правонарушениях одновременно рассматриваются одним и тем же органом, то взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение, допущенное этим лицом.

Обстоятельством, препятствующим привлечению виновного к ответственности, может быть истечение сроков наложения административного взыскания. По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения.

Кроме того, обстоятельствами, препятствующими привлечению к ответственности, могут быть акт амнистии или помилования и др.

Лицо, подвергнутое административному взысканию, которое в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, считается не подвергавшимся административному взысканию.

§ 2. Виды административных взысканий

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Оно, как и всякое иное взыскание, налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дают предписания). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что вначале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности — более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законодательством случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы было бы целесообразно рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, например). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель использует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ).

Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 тысяч минимальных окладов*.

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г .** установлен до принятия нового кодекса порядок перерасчета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твердой сумме. В законе назван такой «масштаб» расчета налагаемых на основе КоАП штрафов:

. если верхний предел штрафа не превышает:

– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения;

– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда.

– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда.

– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда.

– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным, размерам оплаты труда.

– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда.

– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда.

– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда.

– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным размерам оплаты труда.

* См.: Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 1977.

* * Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санкциях. А поскольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представляются обоснованными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г ., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова*, сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке.

* СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.

. 4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствующими Конституции РФ только три административно-правовые нормы, очевидно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликования постановления в «Российской газете» 26 марта 1998 г . все вынесенные после этой даты постановления о конфискации в административном порядке неконституционны.

Лишение специальных прав. Среди субъективных прав физического лица по правовому источнику их возникновения можно выделить специальные (относительные) права, возникающие на основе индивидуального административного акта. Чтобы возникло такое право, необходим специальный индивидуальный властный акт, предоставляющий его конкретному субъекту (разрешение).

Лишение прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП РСФСР называет три вида лишения специального права: управление транспортными средствами, эксплуатация радиоэлектронных средств, высокочастотных устройств и охота*. Такая санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный его размер — 15 суток, а максимальный – три года.

* Действующим правом предусмотрены и иные случаи временного лишения специального права в административном порядке. Например, широко используется лишение права пользования библиотекой. Но все иные случаи лишения прав не признаются административными взысканиями.

К лицам, которые пользуются транспортными средствами в связи с инвалидностью, лишение права на управление может применяться только в случаях управления ими транспортом в состоянии опьянения, а также в случаях невыполнения требования работника милиции об остановке транспортного средства, оставления места дорожного происшествия, уклонения от освидетельствования на состояние опьянения. Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

Исправительные работы – длящееся взыскание имущественного характера. Оно применяется на срок от 15 дней до двух месяцев с отбыванием по месту постоянной работы виновного и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Исправительные работы назначаются судьей правонарушителям, имеющим постоянную работу. Фактически это штраф в рассрочку.

Административный арест применяется на срок до 15 суток по постановлению судьи*. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно. Законодатель использует административный арест только в альтернативных санкциях (например, ст. 158, ч. 3 ст. 162, ст. 165 КоАП РСФСР). За соответствующие деяния может быть наложен штраф или исправительные работы, но если по обстоятельствам дела или с учетом личности нарушителя применение этих мер будет признано недостаточным, избирается административный арест.

*В условиях режима ЧП виновные могут подвергаться аресту на срок до 30 суток.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через Государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законодательством, – неконтролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-первых, последняя мера применяется только к гражданам. А отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалификационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого разрешения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необходимо выполнение установленных требований: представление документов, уплата сборов и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установленного срока.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300% на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и дополнительным.

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 24) предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий

Раздел: Экономика. § 1. Сущность административной ответственности. … Виды административных взысканий.

Ст. 1212. Иные виды административных взысканий могут быть установлены только законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ВЗЫСКАНИЯ. § 1. Цели административных взысканий. … § 2. Виды административных взысканий.

Единичный случай влечет наложение административного взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от 20 до 30 руб. Если подобные действия совершены .

Виды ответственности, применяемой за экологические правонарушения. … Мерами административных взысканий служат предупреждение, штраф, конфискация орудий совершения правонарушения, лишение.