Правовые основы контроля в организации

Правовые основы организации экспортного контроля

1. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. (ред. От 06,12,2011) N 183-ФЗ «Об экспортном контроле»

Глава II. Правовые основы организации экспортного контроля
Статья 8. Полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области экспортного контроля

Президент Российской Федерации:

определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля;

обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в области экспортного контроля;

утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.

Статья 9. Межведомственный координационный орган по экспортному контролю

В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю в Российской Федерации образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю.

Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» в области экспортного контроля

Федеральные органы исполнительной власти и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» обеспечивают исполнение настоящего Федерального закона, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и международных обязательств Российской Федерации в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Статья 11. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля совместно с другими федеральными органами исполнительной власти организует работу по информированию российских участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля.

2. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» (от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ).

Данный закон регулирует отношения, возникающие при использовании атомной энергии в

мирных целях, в нем дано определение ядерного экспорта и импорта и порядок их осуществления.

3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой

деятельности» (от 8.12.2003 г. № 164-ФЗ). Сферой применения данного закона являются от-

ношения, связанные со всеми видами товаров и формами внешнеторговой деятельности. В этом

законе определены методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности:

− таможенно-тарифное регулирование, осуществляемое путем применения ввозных и

вывозных таможенных пошлин;

− нетарифное регулирование, осуществляемое путем введения количественных ограни-

чений и иных запретов и ограничений экономического характера;

− запреты и ограничения внешней торговли услугами и интеллектуальной собственно-

− меры экономического и административного характера, способствующие развитию

внешнеторговой деятельности и предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Другие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допус-

4. Федеральный закон «О военно-техническом сотрудничестве» (от 19.07.1998 г. № 114-

ФЗ). Данный закон направлен на регулирование и финансирование деятельности, связанной с

разработкой, производством, вывозом и ввозом продукции сугубо военного назначения. Все

вопросы, связанные с военно-техническим сотрудничеством (ВТС), находятся в исключительном ведении органов государственной власти (государственная монополия), поэтому осуществлять военно-техническое сотрудничество могут только государственные посредники.

Закон также устанавливает систему экспортного контроля и лицензирование в отношении

продукции военного назначения как один из методов осуществления государственного регулирования и реализации государственной монополии в этой области. Выдачу лицензий на ввоз и

вывоз продукции военного назначения осуществляет Федеральная служба по военно-

техническому сотрудничеству (ФСВТС).

5. Уголовный кодекс РФ (от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ, статьи 188 и 189) и Кодекс об админи-

стративных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ, статья 14.20) содержат квалифика-

ционные признаки правонарушений и соответствующие им наказания.

Дата добавления: 2015-01-19 ; просмотров: 17 ; Нарушение авторских прав

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

(лекции- 4:00, практические занятия — 2:00, самостоятельная работа — 4:00)

План

1. Понятие, содержание и значение финансового контроля.

2. Виды финансового контроля.

3. Методы финансового контроля.

4. Органы финансового контроля.

5. Аудиторский контроль.

Основные категории: финансовый контроль; финансовая дисциплина; государственный и негосударственный финансовый контроль; объекты финансового контроля; бухгалтерский учет и финансовая отчетность; методы финансового контроля; методика финансового контроля; наблюдения; учет; обследование; анализ; ревизия; проверка; финансово-экономическая экспертиза; финансовый контроль; аудиторский контроль.

Понятие, содержание и значение финансового контроля

Общими функциями управления являются планирование, регулирование, руководство, организация, координация и контроль. Одной из важнейших функций государственного управления является контрольная деятельность, в частности финансовый контроль. Из соотношения финансового контроля и государственного управления видно, что финансовый контроль является средством достижения конкретной цели, стоящей перед государством, — установление правопорядка и законности.

Для финансового контроля характерны оперативность; целеустремленность; непосредственность; обоснованность; действенность.

Следует отметить, что для финансов, как экономической категории, кроме распределительной и регулирующей, характерна также контрольная функция. Она выражается в процессе в качестве контроля распределения валового внутреннего продукта, так и расходования публичных денежных фондов по целевому назначению. Это свидетельствует о том, что контрольная функция финансов является объективной основой финансового контроля.

Сейчас в условиях становления рыночной экономики контрольная функция финансов приобретает особую актуальность, что обусловлено определенной спецификой этой деятельности и дает возможность активно влиять на экономические процессы. Эффективный финансовый контроль способствует ускорению экономического и социального развития страны, рациональной организации использования имеющихся ресурсов, обеспечению сохранности общегосударственной и муниципальной собственности. В нынешних условиях происходит усложнение финансового контроля, все четче проявляется его многоаспектность, поскольку сфера контрольной деятельности все расширяется, охватывая негосударственные предприятия, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. Финансовый контроль становится все разнообразнее и многоплановым. Некоторые контрольные органы прекратили свою деятельность, вместо них возникли новые, поэтому систему органов финансового контроля еще нельзя считать окончательно сформированной.

Сущность финансового контроля проявляется в таких основных его задачах:

— Проверка своевременности и полноты выполнения контролируемыми субъектами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

— Проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления возложенных на них функций по формированию, распределению и использованию денежных фондов;

— Проверка соблюдения правильности осуществления финансовых операций, хранения денежных средств и материальных средств;

— Проверка правильности и эффективности использования публичных денежных фондов;

— Выявление и устранение нарушений финансовой дисциплины;

— Предотвращение нарушений законности в сфере финансовой деятельности, обеспечение возмещения материального ущерба,

выявления виновных лиц и привлечения их к ответственности; — Выявление внутренних резервов производства — повышение его эффективности, наиболее экономное использование материальных и денежных ресурсов. Выполнение перечисленных задач финансового контроля является условием обеспечения правопорядка и законности в процессе осуществления финансовой деятельности. Одним из требований правопорядка в области финансов является финансовая дисциплина.

Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение закрепленных нормами права распоряжений, регулирующих порядок формирования, распределения и использования публичных денежных фондов. Требования финансовой дисциплины обязательные не только для предприятий всех форм собственности и граждан, но и для органов государственной власти и местного самоуправления.

Следует учитывать, что объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных фондов. На самом деле он охватывает также материальные, природные, трудовые и другие ресурсы государства, поскольку их использование осуществляется в денежной форме или опосредованное ней. Иначе говоря, финансовый контроль распространяется не только непосредственно на финансовые, но и на связанные с ними хозяйственные отношения. Предметом финансового контроля являются первичные документы, содержащие сведения о финансово-хозяйственной деятельности контролируемого предприятия.

Итак, финансовый контроль является особой сферой государственного контроля, связанной с деятельностью финансовых органов по выявлению нарушений законности, финансовой дисциплины и целесообразности при формировании, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Правовое регулирование финансового контроля осуществляется нормами финансового права. В юридической литературе сложилось мнение о финансовом контроле как институт Общей части финансового права. Однако не вызывает сомнения, что финансовый контроль касается всех этапов финансовой деятельности, всех финансово-правовых под отраслей и институтов Особенной части финансового права. К этому добавим, что финансовый контроль является, пожалуй, единственным структурным подразделением финансового права, правовые нормы которого содержатся как в Общей, так и в Особенной частях, то есть структура финансового контроля является достаточно сложной. К Общей части финансового права следует отнести финансово-правовые нормы, регулирующие общие принципы, цели и задачи, организацию и порядок осуществления финансового контроля, характеристику его видов и методов. По финансово-правовых норм, предусматривающих определенную специфику осуществления финансового контроля в различных сферах финансовой деятельности, то они вполне справедливо относят к Особенной части. Конкретизацию же их специфических задач и содержания отражено в институциональных правовых актах (например, в Бюджетном кодексе Украины, Законе Украины «Об аудиторской деятельности»).

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Понятие финансового контроля, его принципы

Финансовый контроль является неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, наряду с распределительной, присуща также и контрольная функция. Использование государством, муниципальными образованиями, иными лицами для решения своих задач финансовых ресурсов предполагает проведение контроля за ходом выполнения этих задач. На современном этапе развития российской экономики финансовый контроль выступает одним из важнейших инструментов восстановления правопорядка в сфере хозяйственной жизни.

Финансовый контроль представляет собой регламентированную нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования [1] .

Традиционно основными целями финансового контроля являются:

• выявление нецелевого (неправомерного, необоснованного) и неэффективного использования денежных средств;

• соблюдение объектами контроля финансовой дисциплины и законности при совершении финансово-хозяйственных операций с использованием денежных средств;

• проверка наличия и движения имущества и обязательств, использования материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

• выявление резервов улучшения финансовой деятельности;

• выявление, предупреждение, недопущение и пресечение неправомерных и неэффективных действий по использованию денежных средств;

• анализ причин возникновения нарушений в сфере финансовых правоотношений, в том числе нецелевого и неэффективного использования денежных средств, низкой результативности расходования денежных средств, выявление резервов по повышению эффективности использования денежных средств;

• принятие мер по своевременному устранению нарушений, выявленных в ходе осуществления финансового контроля, разработка рекомендаций (мероприятий) по их устранению и предупреждению.

Таким образом, основной функцией финансового контроля в настоящее время является правоохранительная функция, направленная на выявление и пресечение правонарушений при осуществлении финансовой деятельности.

Преследуя правоохранительные цели, с помощью финансового контроля возможно:

• выявить состояние учета использования материальных ценностей и финансовых ресурсов;

• выявить характер совершенного правонарушения и лиц, виновных в этом деянии;

• выявить причины и условия, способствующие правонарушениям;

• определить меры по совершенствованию учета материальных ценностей и использования финансовых ресурсов, а также меры по устранению причин, способствующих злоупотреблениям;

• решить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц.

При этом за выявлением правонарушения должна следовать неотвратимость наказания, только в этом случае возможно говорить о правовосполнительной функции контроля и действенном механизме его осуществления.

В то же время современная концепция финансового контроля, не ограничивающегося осуществлением только государственного финансового контроля, должна исходить из расширения понимания сущности финансового контроля. Финансовый контроль должен воплощать в себе имущественные интересы всего общества, независимо от того, связана ли реализация этого интереса с формированием и использованием того или иного финансового централизованного фонда или этой зависимости не наблюдается. Поэтому особое значение приобретает осуществление предварительного финансового контроля, например, когда контрольный орган выступает в качестве публичного легитиматора осуществляемой юридическим лицом сделки, прохождение контроля служит юридическим фактом и доказательством ее правомерности.

Исходными условиями финансового контроля являются установление субъекта и объекта финансового контроля, определение взаимных прав и обязанностей контролирующего и контролируемого субъектов, определение статуса контрольного органа, а также средств, с помощью которых может проводиться финансовый контроль.

Обязательными условиями финансового контроля, обеспечивающими баланс во взаимодействии субъекта контроля и подконтрольного субъекта, являются:

• осуществление полномочий по контролю в пределах специализации и правоспособности контролирующего органа или лица;

• максимальная процессуальная регламентация осуществления финансового контроля;

• право обжалования результатов проверки, ревизии или иного контрольного мероприятия в вышестоящий по отношению к контролирующему орган или в суд.

Важное значение при этом приобретает нормативное закрепление этих условий.

Законодательство о финансовом контроле представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих финансово-контрольные отношения. В настоящее время в России нет единого нормативного правового акта, устанавливающего общие положения о финансовом контроле, принципах и порядке его осуществления. К числу наиболее значимых в этой сфере нормативных правовых актов следует отнести БК РФ, НК РФ, Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» и ряд других.

Наличие проблем нормативного регулирования в данной области отмечалось на самом высшем уровне. Как было сказано в одном из Бюджетных посланий [2] , переход к повой организации бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы сдерживается устаревшими законодательными нормами, регламентирующими осуществление государственного и муниципального финансового контроля. В Бюджетном послании «О бюджетной политике в 2010—2012 годах» [3] указывается на необходимость кардинальных изменений подходов к осуществлению государственного и муниципального контроля: «необходимо четко разграничить полномочия и ответственность органов государственного и муниципального контроля, устранить параллелизм и дублирование в их работе».

В литературе неоднократно ставился вопрос о необходимости принятия федерального закона о финансовом контроле [4] . По мнению Е. Ю. Грачевой, принятие закона должно быть направлено на регулирование таких вопросов, как понятие, виды финансового контроля; понятие государственного финансового контроля, понятие надзора, его отличие от контроля; определение форм и методов финансового контроля и ряд других вопросов.

В то же время следует признать, что многообразие видов финансового контроля по сферам его осуществления (бюджетный, налоговый и т.д.) предопределяет его конкретные формы и методы, которые могут различно применяться в зависимости от сферы финансового контроля. Тем самым становится сложно объединить в рамках одного закона все те особенности применения форм и методов финансового контроля, которые сложились в настоящее время.

Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовой деятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которые законодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах.

Принципы осуществления финансового контроля, закрепляемые в российском законодательстве, базируются на Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ [5] ) в 1977 г. в г. Лиме (Республика Перу) [6] .

В литературе выделяются следующие принципы осуществления финансового контроля:

• соответствия (содержание и организация контроля, его цели и задачи должны соответствовать задачам бюджетной системы России);

• законности (соблюдение субъектами контроля требований законов и иных нормативных правовых актов);

• ответственности (применение мер принуждения к нарушившим нормативные требования субъектам контроля);

• независимости (субъекты контроля должны быть независимы от вмешательства других органов, должностных лиц);

• компетентности (необходимый и достаточный уровень профессиональной подготовки, опыта и квалификации кадров субъектов контроля);

• непрерывности (осуществление контроля на постоянной основе, включая предварительный, текущий (оперативный) и последующий контроль);

• объективности (объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с нормативными требованиями);

• гласности (информационная открытость в работе субъектов контроля, доведение результатов контрольных мероприятий до заинтересованных органов и организаций, а также общественности) [7] .

Декларация принципов деятельности контрольно-счетных Российской Федерации, принятая IV конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в 2002 г., не только закрепляет, по и расшифровывает основные принципы деятельности контрольно-счетных органов РФ.

1. Принцип законности предполагает:

• законодательное обеспечение деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, необходимое для качественной реализации возложенных на них задач, основой которого должны стать федеральный закон об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и определение в конституции (уставе) субъекта РФ или уставе муниципального образования роли и места контрольно-счетных органов в бюджетном процессе;

• строгое и точное соблюдение сотрудниками контрольно-счетных органов действующего законодательства при реализации возложенных на них полномочий.

2. Принцип независимости. Организационная, функциональная и финансовая независимость контрольно-счетных органов должна быть закреплена законодательно и предполагает:

• формальную и фактическую независимость от органов, осуществляющих управление финансовыми и материальными ресурсами, а также от проверяемых организаций;

• наделение контрольно-счетных органов статусом юридического лица;

• избрание высших должностных лиц контрольно-счетных органов на срок, превышающий срок действия полномочий выборных лиц законодательной (представительной) власти;

• право самостоятельно определять предмет, объект, сроки и методы контроля и отклонять необоснованные запросы на проведение контроля со стороны других органов;

• свободный доступ к информации, необходимой для решения задач, стоящих перед контрольно-счетными органами (за исключением информации, доступ к которой ограничен действующим законодательством);

• утверждение отдельной строкой в соответствующем бюджете расходов на содержание контрольно-счетных органов;

• политический нейтралитет и свободу от любого политического воздействия.

3. Принцип объективности предусматривает:

• строгое соответствие действий сотрудников контрольно-счетных органов принципам служебного поведения государственных и муниципальных служащих, установленным процедурам проведения контроля;

• организацию самоконтроля, регулярную оценку правомерности и эффективности собственной деятельности;

• недопущение предвзятости или предубежденности против наличия (отсутствия) негативных аспектов в деятельности проверяемых объектов, исключение каких-либо особых мотивов (корысть, политический заказ и т.п.) при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий;

• беспристрастность и обоснованность выводов по результатам проверок, подтверждение их данными, содержащими достоверную и официальную информацию.

4. Принцип системности предполагает:

• единство правовых основ функционирования органов внутреннего и внешнего государственного и муниципального финансового контроля;

• четкое разграничение функций органов внешнего и внутреннего финансового контроля, отсутствие дублирования в выполнении возложенных на них задач, взаимодействие между ними в процессе осуществления контроля;

• планирование деятельности, предусматривающее охват наиболее значимых объектов контроля, а также эффективную реализацию всех форм контроля: предварительного, текущего и последующего;

• периодичность проведения контроля на одних и тех же объектах, в том числе контроля за устранением ранее выявленных нарушений;

• четко определенную и нормативно закрепленную организацию взаимоотношений с органами исполнительной власти и местного самоуправления;

• доступ контрольно-счетных органов к результатам внутреннего государственного и муниципального финансового контроля.

5. Принцип гласности предусматривает:

• открытость деятельности контрольно-счетных органов, информированность общества о результатах их деятельности;

• предоставление итоговых (годовых) и текущих отчетов органов государственного и муниципального финансового контроля органам, их образовавшим, и другим органам власти;

• регулярную публикацию в СМИ отчетных материалов о результатах проверок, а также информации о принятии мер но устранению выявленных нарушений (за исключением информации, содержащей конфиденциальные сведения, доступ к которым ограничен действующим законодательством);

• законодательное закрепление процедуры обнародования результатов контроля.

6. Принцип ответственности предполагает:

• добросовестное отношение сотрудников контрольно-счетных органов к своим профессиональным обязанностям, обстоятельность в выборе методики контроля, соблюдение установленных стандартов (процедур) при проведении контрольных, экспертно-аналитических и иных мероприятий, учет всех обстоятельств и факторов при вынесении суждений и оценок;

• глубокое понимание того, что за ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей каждый сотрудник контрольно-счетного органа несет гражданскую, административную, дисциплинарную и иную предусмотренную законом ответственность.

7. Принцип профессионализма предусматривает:

• необходимый и достаточный уровень профессиональной подготовки сотрудников контрольно-счетных органов, опыт и квалификацию, отвечающие особенностям проверяемой области (объекта) и поставленным задачам;

• установление для специалистов контрольно-счетных органов всех уровней необходимых квалификационных требований, включая минимальный образовательный ценз;

• постоянное профессиональное совершенствование сотрудников контрольно-счетных органов, поддержание необходимого уровня знаний путем обучения на курсах повышения квалификации, участия в профессиональных семинарах и конференциях, ознакомления с новейшей литературой и т.д.;

• содействие руководителей контрольно-счетных органов профессиональному росту своих сотрудников, создание для этого необходимых условий.

8. Принцип соблюдения профессиональной этики предполагает:

• соответствие поведения сотрудников контрольно-счетных органов как общим требованиям к государственным и муниципальным служащим, так и особым требованиям, обусловленным спецификой деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля, закрепленным в Этическом кодексе сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации (принят II конференцией Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации 3 декабря 2001 г.);

• соблюдение сотрудниками контрольно-счетных органов в своей профессиональной деятельности принципов, содержащихся в названной выше Декларации.

Указанные принципы могут быть распространены на псе виды финансового контроля независимо от того, какими органами он осуществляется.

Законодательство о контрольно-счетных органах также закрепляет принципы, на основе которых данные органы осуществляют свою деятельность. Например, Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» в ст. 4 устанавливает следующие принципы, на основе которых Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль): законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.

Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля

Финансовый контроль—это контроль за законностью и целесообразностью действий при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономическогоразвития страны в целом и ее регионов.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специаль-ными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осу-ществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ).

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах бенной части.

Основными направлениями, которые выражают содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, является проверка:

а) выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) выполнения организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

в) использования по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении опе-ративном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства — возможности повышения рентабельно- роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности. Государственная финансовая дисциплина — это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписа-ний и порядка образования, распределения и использования государ-ственных и муниципальных денежных фондов. Требования финан-совой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Однако содержание финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

В новых экономических и политических условиях страны произошли изменения в организации финансового контроля, его содержании. Переход к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливает значение повседневного внутрихозяйственного (внутреннего) контроля. Более глубоким становится контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью органов исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы. г

Изменилась система контрольных органов: организован президентский контроль, Федеральным Собранием РФ создана Счетная палата РФ. Кроме того, сформированы новые специализированные органы финансового контроля — налоговые органы, органы федерального казначейства, государственного страхового надзора, образован Комитет РФ по финансовому мониторингу (впоследствии в соответствии с Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 20 мая 2004 г. — федеральные службы, под-ведомственные Министерству финансов РФ)действовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (теперь — Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ). Кроме того, упомянутыми указами Президента РФ предусмотрено создание Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Министерству финансов РФ, а также преобразование Государственного таможенного комитета РФ в Федеральную таможенную службу, подведомственную Министерству экономического развития и торговли РФ.

Реорганизация системы и деятельности банков применительно к особенностям рыночных отношений вызвала изменения и в их контрольных функциях. Экономические преобразования в стране обусловили также становление финансового контроля в форме аудиторской деятельности.

Меры по совершенствованию финансового контроля применительно к современным задачам государства не завершены, в настоящее время они осуществляются в рамках общей задачи формирования эффективной системы и структуры органов исполнительной власти. Необходимость укрепления государствен-ного финансового контроля остается актуальной задачей.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохрани- органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

ходе контроля применяются разнообразные

методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним относятся: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение финансовых планов, заявок, отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др. Проведение этих действий, как правило, планируется. Однако 25. они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей •необходимостью. Основной метод финансового контроля — ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки • ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Этот акт имеет важное юридическое значение.

§ 2. Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов- по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных | расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится: а) в силу законодательства и б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых контроль, проводимый на основе решений правоохранительных Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

Так, в зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внут-риведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль: а) представительных (законодательных) органов власти; б) Президента РФ; в) исполнительных органов власти общей компетенции; г) финансово-кредитных органов; д) ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внут-ренним) контролем.

§ 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля

Представительные (законодательные) органы государственной власти. Принцип разделения властей придает контролю за финансовой деятельностью органов исполнительной власти со роны органов представительной власти исключительно важную определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль (область бюджетной системы) в них выделен особо.

Так, Государственная Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством (ст. 114 Конституции РФ), а также отчеты об исполнении бюджетов внебюджетных государственных социальных фондов. Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения (ст. 101 Конституции РФ). Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и налогам Государственной

Думы и Комитету по бюджету Совета Федерации. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний вопросов о финансах страны на их заседаниях.

Согласно ч. 5 ст. 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, которая выделяется своим значением и правовым статусом среди специальных контрольных органов. Состав, полномочия и порядок деятельности Счетной палаты определяются Федеральным законом от января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федерации» . Счетная палата РФ наделена широкими полномочиями в сфере финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию РФ. В рамках задач, определенных законодательством, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью (ст. 1 указанного Закона).

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже произведенных государственных расходов. Объектом контроля со стороны Счетной палаты РФ выступают средства бюджета, федеральных внебюджетных

фондов, федеральная собственность. В Законе особо выделены полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации и за использованием кредитных ресурсов. Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, других банков в части обслуживания ими федерального бюджета; за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации (ст. 16 и 19).

Закон определяет круг субъектов, на которые распространяются контрольные полномочия Счетной палаты. В него входят:

а) все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, органы управления федеральными внебюджетными фондами;

б) органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

•в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея-тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и ею,

а также в части предоставленных федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых, таможенных и Иных льгот и преимуществ (ст. 12).

Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на федеральные органы и организации, но также и на органы субъектов РФ и местного самоуправления, негосударственные организации, если их деятельность связана с федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и федеральной собственностью.

Счетная палата имеет право давать администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в ж>- зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем исполнении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согласованию с Думой принять решение о приостановлении всех видов финансовых, платежных и расчетных операций по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимодействует с другими контрольными органами Российской Федерации (ст. 22 указанного Закона). Деятельность Счетной палаты основана на принципе гласности. Она должна регулярно предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.

Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране, хотя впрямую такого определения в законодательстве не дано. При создании Счетной палаты РФ был использован зарубежный опыт. Он обобщен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. На уровне субъектов Федерации их представительные органы власти образуют счетные палаты (контрольно-счетные пшаты и т. п.) как органы постоянно действующего государственного финансового контроля. Представительные органы местного самоуправления также образуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган — КонтрольноеуправлениеПрезидентаРоссийскойФедерациих. При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами и другими федеральными органами исполнительной власти. Это орган широкой сферы контрольной деятельности, финансовый контроль является его составной частью.

Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены безотлагательно. Не позднее, чем в месячный срок, должны быть приняты меры по устранению нарушений. Управление вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководителям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц.

В целях повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» определены меры и по совершенствованию президентского контроля. В связи с этим создано семь федеральных округов. К числу основных задач, возложенных на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, отнесена организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти в округе, что относится и к сфере финансов. При этом полномочный представитель наделен правом в

пределах своей компетенции проверки использования в округе средств федерального бюджета.

Органы исполнительной государственной власти общей компетенции — Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации на основании Конституции России (ст. 114) и Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредит-ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит руководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, служб, агентств и других подотчетных ему органов, включая органы федеральной службы финансовой сферы.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совмест-ного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о приостановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности (например, Положение о Министерстве финансов РФ, Положение о федеральном казначействе РФ и др., где закреплены функции по финансовому контролю).

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена на область финансов. К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы — налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможенная служба (в структуре Министерства экономического развития и торговли РФ) и Федеральная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

В рамках своей компетенции они проводят контроль за целевым использованием федерального бюджета и средств госу-дарственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль; контроль за использованием и хранением драгоценных металлов и драгоцен-ных камней организациями и совершением сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и Федеральная таможенная служба осуществляет контроль в сфере налогообложения , при перемещении товаров через таможенную границу РФ, а также предусмотренный ТК РФ валютный контроль. Федеральная служба по финансовому рынку наделена функциями по контролю и надзору в сфере обращения ценных бумаг, по контролю деятельности бирж, формирования и инвестирования средств пенсионного накопления.

На основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. организованы контрольно-ревизионные управления Минфина России в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной задачей деятельности этих органов является осуществление последующего контроля за своевременным, целевым и рациональным использованием и сохранностью федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возмещением расходов) поступления и расходования средств соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от имущества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ вправе принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих на-рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении К ответственности виновных лиц в соответствии с законодательством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыскании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодательства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани-тельные органы.

В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка-чеством проведения аудиторами и аудиторскими организациями аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином вопросы об аннулировании лицензий на осуществление аудиторской деятельности.

Органы федерального казначейства (Федеральной службы) осуществляют финансовый контроль в процессе организации исполнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюджетными средствами. Такой порядок распространяется на бюджеты всех уровней (ст. 267 К РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора предназначена для осуществления функций по контролю и надзору финансово-бюджетной сфере, а также функций органа валютного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и надзор: за использованием средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре исполнительной власти всех уровней; за со

блюдением валютного РФ и др.

Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. , что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием официально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Федеральным законом от 7 августа г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предусматривалось создание правового механизма и специально уполномоченного государственного органа, призванных противодействовать этим явлениям, негативно влияющим на экономику страны, на реализацию прав и законных интересов граждан, общества и государ- Таким органом и является Федеральная служба по финансовому мониторингу. Закон требует: а) усиления внутреннего контроля, проводимого самими организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом; б) обязательного контроля со стороны уполномоченного органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6 Закона).

К основным задачам названного уполномоченного органа отнесены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ; создание единой информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; направление соответствующей информации в правоохранительные органы и др.

Закон не предусматривает полномочий этого органа по применению каких-либо мер принудительного воздействия при выявлении в ходе мониторинга правонарушений. Их применение на основе представленной информации относится к компетенции правоохранительных органов.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положениях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе — право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Налоговые органы действуют как система специализированных органов финансового контроля, деятельность которых направлена на обеспечение единой системы контроля за соблюдением российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Кроме того, они осуществляют валютный контроль в рамках своей компетенции.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воздействия к нарушителям налогового законодательства. НК РФ (гл. 15)’закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкретизировав их содержание, а также порядок применения.

Банки (кредитные организации). Их функции в области финан-сового контроля в современный период существенно изменились. Это обусловлено изменением принципов регулирования экономики и связанной с ним перестройкой банковской системы, образованием коммерческих банков, основанных на разных формах собственности. В результате функции банков по контролю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки, являясь государственными, были наделены властными полномочиями. Однако на основе действующего законодательства банки (кредитные организации) уполномочены выполнять функции ного контроля: контролируют соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями порядка ведения кассовых операций и соблюдение валютного законодательства, уполномоченные банки являются агентами государственного валютного контроля.

В других отношениях банки осуществляют контроль на гражданско-правовой основе как сторона в договоре.

Отличается особенностями контроль, осуществляемый Цен-тральным банком Российской Федерации, в силу специфики своего правового положения являющимся органом государственного регулирования денежно-кредитных валютных отношений. На него возложен надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных организаций. При этом он вправе применить к банкам, нарушающим законодательство и установленные правила деятельности, принудительные меры воздействия в административном порядке. Центральный банк РФ осуществляет также контроль за соблюдением законодательства о валютном регулировании и денежном обращении.

Помимо рассмотренного надведомственного (внешнего) контроля проводится ведомственный (внутриведомственный) финансовый контроль, т. е. контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» обращено особое • внимание контрольно-ревизионных подразделений органов исполнительной власти, как и других органов государственного финансового контроля, на проверку поступления и расходования государственных бюджетных и внебюджетных средств.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль, т. е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае — необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности. Важную роль и наиболее широкие функции внутрихозяйственного финансового контроля выполняет бухгалтерская служба предприятий, организаций, учреждений, ведущая бухгалтерский учет.

Согласно Федеральному закону от 21 ноября 1996 г. «О бухгалтерском учете» , одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, обеспечение этой информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители.

Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера счи-таются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственно — сти за последствия осуществления таких операций.

§ 4. Аудиторский финансовый контроль

Аудиторский финансовый контроль — это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве предпринимательской деятельности — аудиторской деятельности. Такой контроль имеет важное значение в условиях развития рыночной экономики. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов, причем, что важно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность. В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Порядок организации и осуществления аудиторского финансового контроля урегулирован Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности» . Согласно Закону (ст. 1), аудиторская деятельность (аудит)—этопредпринима- тельская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальныхпредпринимателей.

Проверяемые в такой форме организации и индивидуальные предприниматели в Законе определены как аудируемые лица. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение. Это официальный документ, составленный в соответствии с федеральными правилами (стандартами) и содержащий выраженное в установленной форме мнение орга

низации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ.

В Законе особо отмечено, что аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством РФ уполномоченными органами государственной власти (п. 4 ст. 1).

Вместе с тем государство использует аудиторскую форму контроля, предписывая обязательность аудита в указанных законодательством случаях (ст. 7). Это относится государствен-ным внебюджетным фондам, кредитным и страховым организациям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям и др. Правовые нормы, регулирующие аудиторский финансовый контроль, во многом имеют публичный характер с государственно-властными предписаниями правил (стандартов) аудиторской деятельности, порядка и организации ее проведе-ния и контроля. Вместе с тем гарантируется независимость аудиторских организаций и аудиторов, самостоятельность вступления аудируемых лиц в договорные отношения об оказании аудиторских услуг.

Аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме проведения аудита и оказания сопутствующих ему услуг.

В целях гарантирования качества аудиторской деятельности установлена обязательная аттестация желающих заниматься этой деятельностью, требуется наличие у аудиторской организации и индивидуального аудитора лицензии на ее осуществление. Кроме того, уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества аудиторской деятельности.

За нарушение законодательства об аудите Закон устанавливает ответственность аудиторских организаций, их руководителей, индивидуальных аудиторов, аудируемых лиц и лиц, под-лежащих обязательному аудиту. В соответствующих случаях упомянутые субъекты могут нести уголовную, гражданско-правовую, административную ответственность.

К основным функциям уполномоченного федерального органа государственногорегулирования аудиторской деятельности, которым является Минфин России, отнесено: издание нормативных правовых актов, регулирующих деятельность;

представление на утверждение Правительству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; организация системы аттестаций, лицензирование аудиторской деятельности; организация системы надзора за соблюдением лицензионных правил; контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности; ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов; аккредитация профессиональных аудиторских

Вопросы и задания для самоконтроля

Что понимают под финансовым контролем? Каково его значение?

Что составляет основное содержание финансового контроля?

Что понимается под методами финансового контроля? Назовите их.

Охарактеризуйте ревизию как метод финансового контроля, виды ревизий. Каково значение и порядок оформления акта ревизии?

Что понимают под финансовой дисциплиной?

Что изменилось в содержании и организации финансового контроля в условиях перехода к рыночной экономике?

На какие виды подразделяется финансовый контроль в зависимости от времени его осуществления?

Какие виды финансового контроля выделяются в зависимости от органов, осуществляющих его?

На основе Конституции РФ рассмотрите полномочия представительных (законодательных) органов власти, их комитетов, комиссий, депутатов в области финансового контроля.

Как организовано осуществление президентского финансового контроля?

Охарактеризуйте правовое положение, функции и права Контрольного управления Президента РФ.

Каковы полномочия по финансовому контролю Правительства РФ, правительств и администраций субъектов Федерации?

Каковы полномочия Министерства финансов РФ по финансовому контролю? Какие в этой области созданы подведомственные ему органы?

Каковы контрольные функции Федерального казначейства (федеральной службы) и санкции, применяемые этим органом? Каковы функции Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы страхового надзора? Какому органу они подведомственны?

Назовите полномочия налоговых органов в области финансового контроля и применяемые этими органами санкции.

Охарактеризуйте функции банков (кредитных организаций) в области финансового контроля.

Охарактеризуйте функции контроля и надзора, осуществляемые Центральным банком РФ за деятельностью коммерческих банков.

Что понимается под ведомственным финансовым контролем, каковы его задачи, субъекты, осуществляющие этот контроль?

Что понимается под внутрихозяйственным (внутренним) финансовым контролем? Кто его осуществляет?

Что такое бухгалтерский учет и каково его значение для проведения финансового контроля?

Каковы права и обязанности главного бухгалтера в области финансового контроля?

Что представляет собой Федеральная служба по финансовому мониторингу: каковы ее задачи, кому (какому органу) она подведомственна?

Охарактеризуйте общественный финансовый контроль, его правовые основы.

Определите понятие и особенности аудиторского сового контроля.

Что понимается под термином «аудируемые лица»?

В каких случаях проводятся обязательные аудиторские проверки? Какие меры взыскания применяются в случае уклонения от них?

На основании законодательства назовите права и обязанности аудиторских организаций индивидуальных аудиторов.

На основе законодательства сформулируйте понятие аудиторского заключения.

Кто (какой орган) является уполномоченным федераль- органом государственного регулирования аудиторской деятельности? Определите на основании нормативных актов его функции.