Права и свободы человека гражданина как высшая ценность

Конституционное право России

Учебники для вузов

3.2.1. Человек, его права и свободы — высшая ценность

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства». Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя.

Основные характеристики данного принципа:

1) права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная регламентация общественных отношений, в том числе государство. В случае несоответствия прав человека и других ценностей, признаваемых и защищаемых государством, приоритет отдается правам человека;

2) содержание данного принципа раскрывается через систему прав и свобод человека и гражданина, отраженную в гл. 2 Конституции и законодательстве Российской Федерации. При этом, согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, установленный в ней перечень прав и свобод не является исчерпывающим и не означает отрицания или умаления других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;

3) права и свободы человека принадлежат человеку и носят естественный, неотъемлемый и неотчуждаемый характер. Они не устанавливаются государством, их существование признается им, государство гарантирует, соблюдает и защищает права и свободы человека. Это положение также означает, что ни государство, ни народ на общенациональном референдуме не может отобрать у человека какое-либо из его естественных прав;

4) все люди равноправны и имеют одинаковый объем естественных прав и свобод;

5) установление пределов прав человека производится законодателем путем регулирования и ограничения этих прав. Регулирование, в отличие от ограничения, предполагает не только установление границ прав и свобод, но и гарантий их осуществления. Основной предел установлен в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». Ограничение прав и свобод человека, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, может производиться только путем издания федерального закона (то есть субъекты Российской Федерации не могут вторгаться в регламентацию правового статуса человека и гражданина) и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Права и свободы человека — высшая ценность

В 1993 году Российская Федерация получила новую Конституцию. Мы помним, при каких обстоятельствах и каким образом она принималась и что случилось с ее предшественницей.

По мнению авторов Конституции 1993 года, одним из главных ее достоинств был блок так называемых «политических прав», которые были значительно расширены взамен прав «социальных» – таких, как право на труд, образование или получение медицинской помощи.

В Конституции указано:

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства» (статья 2).

Эта мысль развивается и далее в Конституции:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (статья 18).
К сожалению, на практике часто это лишь красивые слова, и принятые на основе Конституции законы нередко наполняются прямо противоположным содержанием.
Не секрет, что большая часть человеческой истории – это борьба трудящихся за свои права, которые постоянно ограничиваются и утесняются господствующим классом. А в такой борьбе не обойтись без объединений граждан и возможности высказать властям свое мнение.

Конституция России провозглашает:

«Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется» (статья 30).

И вслед за тем указано:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (статья 31).

Мы видим, что обе эти статьи, особенно статья 31, могут толковаться широко, что оставляет возможность для ограничения прав граждан в зависимости от потребностей властей.
Когда Конституция РФ только принималась, ее авторы говорили нам, что право на свободу собраний в России гарантируется, и порядок осуществления этого права исключительно уведомительный, то есть не требующий предварительного разрешения. Граждане обязаны уведомить власти о проведении митинга или шествия, а власти обязаны принять все меры, чтобы общественное мероприятие прошло безопасно. Какое-то время так и было.
В 1998 году Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод. На ее основе работает Европейский суд по правам человека, но и сама Конвенция является непосредственно действующей.

В Конвенции говорится:

«1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ…
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия» (статья 10).

С ней связана следующая статья, которая так и называется «Свобода собраний и объединений»: из нее вытекает, что право на свободу слова и право на свободу собраний являются основополагающими в демократическом обществе, нужными не только гражданам, но и власти для обратной связи, и могут быть ограничены только строго в перечисленных и чрезвычайных случаях. У ЕСПЧ практика на эту тему огромная и касается не только России, но и многих других стран Европы.
В юридической литературе уведомительному порядку противопоставляется так называемый разрешительный, когда власти по каким-либо основаниям имеют право запретить общественное мероприятие до его начала. Ни в одном международном нормативно-правовом акте, ратифицированном Россией, вы не найдете ни малейшего упоминания о разрешительном порядке, только уведомительный. По мнению большинства юристов, разрешительный порядок характерен для стран с авторитарным режимом, а уведомительный – для стран с демократическим режимом. Мы постоянно слышим и читаем в СМИ, что мероприятие на было согласовано, поэтому за участие в нем было задержано столько-то человек. Между тем, как я уже сказал, вы не найдете упоминания о необходимости получения разрешения ни в Конституции РФ, ни в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ни в международных договорах и стандартах, и даже, как ни странно, ни в одном нормативном акте Российской Федерации, потому что это явно бы противоречило взятым нашей страной международным обязательствам.
Есть лишь часть 5-я статьи 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», положения которого фактически перечеркивают нормы Конституции, Конвенции и международных договоров и стандартов:

«5. Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия» (статья 5).
Очевидно, что в свете ухудшения социально-политической обстановки в России, решительного наступления на права граждан право на свободу слова и свободу собраний будет иметь все более важное значение – как и будет расти стремление властей, проводящих так называемые «непопулярные реформы», не дать людям, страдающим от этих «реформ», выразить свое недовольство хотя бы каким-то значимым образом.
В этих условиях умение граждан грамотно, настойчиво и коллективно защищать свои права будет иметь не менее важное значение, чем осознание трудящимися своих коллективных, классовых интересов.

г. Электросталь,
Московская обл.

Права и свободы человека как высшая ценность

Ключевые слова: права, свободы, человек, высшая, ценность

Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства«.

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в РФ. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Для большинства зафиксированных в Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина характерна более или менее тесная связь с признанием человека высшей ценностью. В них не просто в той или иной степени отражается это признание, но они вместе с основами конституционного строя России служат защите этих прав и свобод. Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью служит достаточно определенным ориентиром и для совершенствования всей системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, преодоления на этом пути всякого рода сложностей и эксцессов.

Связь между признанием человека и его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина состоит в том, что если ст. 2 Конституции излагает принцип взаимоотношений человека и государства лишь «негативно», т.е. с точки зрения возможного нарушения прав человека, и имеет в виду лишь объект защиты, то статьи Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина, сформулированы уже с позитивных позиций (например, в ст. 22 Конституции закреплено, что каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность).

Эта взаимосвязь просматривается и в том, что норма Конституции, указывающая на объект защиты, выглядит как первый шаг к конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к определенной сфере жизни или конкретной ситуации. Она позволяет сделать и следующий шаг, который выражается в закреплении в Конституции принципа равноправия граждан.

Все сказанное говорит о том, что нормы Конституции РФ об основных правах и свободах человека и гражданина нельзя рассматривать вне связи с принципом признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в данные нормы изменения или дополнения, противоречащие этому принципу.

Принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и гражданина, но и на всю деятельность демократического государства, на его компетенцию и потенциальные возможности. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках, в интересах человека, государство приобретает те черты, которые характеризуют его как конституционное.

Конституционное государство базируется на народном суверенитете, который составляет одну из его основ. Между тем носитель этого суверенитета — народ — состоит из граждан, от которых в конечном счете и исходит вся власть. Вот почему ст. 2 Конституции, закрепляющая отношение государства к человеку и его обязанность признавать, соблюдать и защищать его права и свободы, провозглашает конституционное государство, обосновывая необходимость его существования.

В конституционном государстве народ становится демократически конституированным сообществом, которое сознательно ориентируется на защиту человека как высшей ценности и видит в этом свой долг. Такая ориентация народа позволяет избежать последствий, к которым приводило сознательное преувеличение роли коллектива и государства, — господства тоталитаризма. Народ, который перманентно не способен или не желает признавать ценность каждого отдельного человека и соответственно этому действовать, не может быть организован в подлинно демократическое общество даже с помощью разного рода юридических инструментов.

Таким образом, авторитет любой организации, включая государство, по своей природе вторичен. Нет и не может быть признания ценности государства или любой другой организации, если при этом не признается высшая ценность человека и гражданина.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства — задача демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое тоже способно посягать на права и свободы, является, повторим, обязанностью государства. Государство призвано защищать человека как данность, а не формировать или преобразовывать его в духе надуманных идеалов.

Защита человека, его прав и свобод требует от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо повысить эффективность судебной защиты. Однако для признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека нужны существенные усилия государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет, в частности, об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения, культуры.

О содержании понятия «человек — высшая ценность» обычно принято говорить применительно ко всей жизни человека — от рождения до смерти. Однако в ряде случаев этот конституционный принцип следует понимать гораздо шире. Например, ведутся дискуссии о правах плода во чреве матери или о защите чести и достоинства умершего человека.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством.

Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.

В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее у каждого человека формируются определенные нормативные представления о личности, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли.

Поставить эти представления на службу человеку и обществу — важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, превращения граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов.

В современной российской действительности, когда растет преступность, идет обнищание населения, нарушаются права человека, признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носит в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в Конституции большой демократический потенциал служит хорошей основой для борьбы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство. . читать далее .

Человек, его права и свободы как высшая ценность

В связи с этим недопустим самосуд по отношению к лицу, очевидно совершившему преступление, недопустимы пытки, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение с подозреваемым, обвиняемым ради скорейшего расследования уголовного дела, недопустимо вмешательство в личную (частную) жизнь граждан исходя из неких сомнительных директивных установок, на которые порой всецело полагаются правоприменители.
Следует также учитывать, что понятия «человек», «личность», «права и свободы человека и гражданина» подразумевают не только временной отрезок с момента рождения до момента смерти человека. В отдельных случаях законодательство предусматривает юридическую защиту прав и свобод еще не родившегося ребенка (например, наследственные правоотношения), а также умершего человека (защита чести, доброго имени).
Отдельные права и свободы, преимущественно политические, предоставляются человеку только при наличии у него гражданства РФ, то есть особой устойчивой правовой связи человека с Российским государством. Принцип гуманизма находит здесь отражение в том, что: а) право на гражданство имеет каждый человек; б) все граждане равноправны вне зависимости от оснований приобретения гражданства; в) ни один гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства; г) каждый гражданин РФ вправе изменить свое гражданство.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст.2 Конституции РФ).

Как видно, данное положение находится в самом начале текста Основного закона страны. Тем самым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека провозглашается важнейшей, основополагающей конституционной обязанностью и ее исполнение возлагается на государство.
В научной и учебной литературе принято различать термины «признание», «соблюдение» и «защита». Так, признание означает, что права и свободы не учреждаются государством, они естественны, существуют объективно, предусмотрены общепризнанными нормами и принципами международного публичного права, и долг государства — признать их, провозгласить основой деятельности всех своих органов. Соблюдение, по точному утверждению М.В.Баглая, есть обязанность государственных органов «не только воздерживаться от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы, но и создавать условия для их реализации людьми». Наконец, защита требует от всех государственных органов, и, прежде всего, судебных, предпринимать действия по предотвращению нарушений прав и свобод, восстановлению нарушенного права. Государство также гарантирует предоставление каждому человеку квалифицированной юридической помощи для защиты прав и свобод, а в отдельных случаях, в рамках, установленных законом, — и право на самозащиту.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью не означает полной невозможности вмешательства государства в дела личности. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но только в рамках, определенных Конституцией России (ч.3 ст.55). При этом: ограничение возможно только федеральным законом; ограничение возможно только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Человек, его права и свободы как высшая ценность

Конституция РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое пони­мание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на пере­дний план именно личность.

Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в РФ. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя РФ, образующей важнейшую основу не только конституционного организованного общества, но и правовой защиты этого общества от воз­рождения попыток создать условия для подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей. Но с другой стороны, это не исключает ответственности человека и граж­данина перед государством, обязанностей граждан по защите его интересов.

Следует также признать, что в современных условиях, когда катаст­рофически растет преступность, миллионы людей остаются за чертой бедности, массовый характер приобретают нарушения прав человека в различных сферах (особенно в кредитно-финансовых), признание Кон­ституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью носят в значительной мере лишь формальный характер. Однако заложенный в ней большой демократический потенциал служит хорошей основой для борь­бы граждан России за свои права, за свое человеческое достоинство.

§1. Человек, его права и свободы — высшая ценность

Конституция Российской Федерации (ст. 2), рассматривает человека, его права и свободы как высшую ценность. Раскрывая это конституционное положение, мы прибегаем к употреблению понятий — человек, личность, гражданин.

Понятие человек носит природно-общественный характер. Этим понятием фиксируются общие родовые признаки биологического организма, сознание, язык, труд. Понятие личность — социальное. Под ним понимается совокупность социальных признаков, свойственных и выражающихся в своеобразной индивидуальной форме.

Человек — это материальный носитель личности и личность выражает его общественные свойства. Человек как личность, т.е. в социальном плане, существует только во взаимоотношениях с другими членами общества. В процессе становления человека личностью большое значение имеют его права и свободы, закрепленные законодательством.

Что касается понятия — гражданин, то оно является свидетельством принадлежности лица к определенному государству, политико-правовым выражением взаимоотношений человека и государства, отношением личности к государству и праву, к власти и закону, к политической деятельности.

Говоря о соотношении понятий человек и гражданин, необходимо отметить, что понятие человек является родовым, обобщающим понятием не только для граждан Российской Федерации, но и для иностранных граждан, лиц без гражданства, вынужденных переселенцев, беженцев. В условиях своего государства понятие человек, личность, гражданин совпадают, ибо одни и те же лица выступают во всех этих качествах, имеют общий государственно-правовой статус.

Как член гражданского общества человек равноправен со всеми другими, но как член политического, т.е. государственно-организованного общества, он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству. У него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит. Права человека приобретают юридическую значимость только тогда, когда их признает государство. Сами по себе права человека без такого признания не могут являться категориями внутригосударственного права и представляют собой постулаты международного права.

В чем же проявляется ценность права? Ценность права — это свойство, обуславливающее его значимость для удовлетворения интересов и потребностей общества и личности. Право, как и все другие социальные регуляторы, предстает перед личностью в виде системы норм, требований, определяющих ее способность ориентироваться в окружающем мире и выбирать социально оправданные варианты поведения. Системой правовых норм очерчивается пространство свободы, в котором осуществляется самоопределение личности. Границы и объем свободы в правовой сфере детерминированы и закреплены государством в системе нормативных правовых актов. Таким специфическим способом государство выражает в нормах права меру свободы личности и общества в целом.

Личность, обретая формальную свободу, может в этих границах выбирать нужный вариант поведения, а также рассчитывать на определенные действия других лиц и государственных органов. Поэтому система норм не только очерчивает сферу свободного поведения самой личности, но и ограждает эту сферу от чьих бы то ни было посягательств. В этом случае право противостоит беззаконию и произволу, в чем проявляется один из важнейших аспектов его социальной ценности. Таким образом, право очерчивает те границы, в пределах которых личность обладает свободой, возможностью совершать действия, отвечающие ее интересам.

Характеристика права как меры, как границы свободы действий всех участников общественных отношений раскрывает его общие ценностные свойства. Такая характеристика может разворачиваться и конкретизироваться в различных аспектах. Один из таких аспектов определен Конституцией Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации, рассматривая человека, его права и свободы в качестве высшей ценности, тем самым провозглашает свое понимание взаимоотношений государства и личности, ставит на передний план именно личность.

Установленные в статье 2 Конституции принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат надежной предпосылкой к решению всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Поэтому для большинства зафиксированных в Конституции Российской Федерации прав и свобод характерна тесная связь с признанием человека высшей ценностью.

Что характерно для связи между признанием человека, его прав и свобод высшей ценностью и конкретными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в главе II Конституции Российской Федерации?

Во-первых, эта связь состоит в том, что если статья 2 Конституции, определяющая общий принцип взаимоотношений человека и гражданина с точки зрения (с позиции) возможного нарушения прав и человека и гражданина, имеет в виду лишь объект защиты, то статьи главы II Конституции, посвященные конкретным основным правам и свободам человека и гражданина сформулированы уже более субъективно и представляют собой определенный элемент конкретизации положения человека и гражданина в обществе и государстве применительно к конкретной сфере жизни или определенной ситуации;

Во-вторых, принцип признания прав и свобод высшей ценностью должен оказывать определяющее влияние не только на содержание основных прав и свобод, но и на всю деятельность государства. государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за установленные им границы взаимоотношений с человеком. Только действуя в этих рамках в интересах человека оно приобретает те черты, которые характеризуют его в качестве конституционного государства. Все это говорит о том, что нормы Конституции, посвященные основным правам и свободам человека и гражданина, т.е. те, которые закреплены в главе II Конституции, нельзя рассматривать вне связи с принципом признания его прав и свобод высшей ценностью, нельзя вносить в них изменения и дополнения, противоречащие этому принципу. Именно поэтому в ч. 1 статьи 135 Конституции Российской Федерации установлен особый порядок внесения поправок в главу II Конституции. Это также относится не только к конституции, но и ко всему текущему законодательству;

В-третьих, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, никогда не сможет обеспечить собственное достоинство, свои права и свободы. Иначе говоря, личностная ценность права неотделима от его нравственной ценности;

В-четвертых, свобода личности обеспечивается и четким закреплением компетенции или правового статуса государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений. Юридическая урегулированность их деятельности позволяет гражданам требовать защиты нарушенного права, его восстановления. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права, в том числе за счет повышения эффективности реализации судебной защиты.

Тема: Scaffold от Danny Cooper.