Новые поправки к гк рф

Оглавление:

Изменения ГК РФ

Обзор всех изменениий ГК РФ

корпоративный юрист

Читайте в №11, 2018

Практикум банкротного юриста. Специальное приложение

☆ Полезная подборка для юриста

Главные правовые события

Что было на VII юридическом форуме в Кремле

Типовой устав ООО

Как перейти на него и не пожалеть об этом

Как налоговая на самом деле проверяет сведения в ЕГРЮЛ

Подготовлено по показаниям инспекторов.

Как судиться с приставами

Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки.

Скачать образцы документов

© 2007–2018 ООО «Актион кадры и право»

Журнал «Юрист компании» –
первый практический журнал для юриста

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Юрист компании».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Юрист компании» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62254 от 03.07.2015.

Гражданский кодекс (ГК РФ) 2018 — 2019

ГК РФ в последней действующей редакции от 1 сентября 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции кодекса отсутствуют.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Гражданский кодекс не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) – основной приоритетный свод законов, регулирующих отношения в сфере гражданского права. Первый Гражданский кодекс России был принят в октябре 1922 года и стал первым советским кодексом, в котором были закреплены основные положения гражданского права социалистического строя: собственность государства на землю, леса, водные ресурсы и основные средства производства. Гражданский кодекс пересматривался и обновлялся, включая новые статьи и положения, регулирующие имущественные отношения, право собственности, наследственное право и другие права и обязанности граждан. Последний ГК РФ, принятый Государственной думой и подписанный президентом России в 1994 году претерпел значительные изменения в ходе Реформы в 2001 – 2008 годах. Реформа Гражданского кодекса включает изменения или дополнения в соответствии с потребностями современных гражданских отношений.

Гражданский кодекс регулирует отношения между гражданами Российской Федерации, юридическими лицами, муниципальными образованиями, субъектами РФ, а также Российской Федерацией, и определяет действие права на собственность, интеллектуальных прав, корпоративных отношений, имущественных отношений, основанных на равенстве сторон.

Гражданский кодекс и Федеральные законы, принятые в соответствии с ним, являются нормами гражданского права для граждан и юридических лиц. Ясность языка и простота изложения сделали Кодекс доступным для широких слоёв населения.

Изменение Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года

4 августа 2018 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ. Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными, а также уточнили порядок их сноса в целях защиты прав добросовестных собственников. Также уточняется понятие «личный закон юридического лица».

Редакцию Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года изменили сразу два новых закона, вступивших в силу в день официального опубликования:

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 292-ФЗ «О внесении изменения в статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»».

Законодатели добавили в текст ГК РФ упоминание о Федеральном законе «О международных компаниях», а также уточнили понятие «самовольная постройка», ограничили правила принятия решений об их сносе, а также защитили права добросовестных собственников строений, которые могли не знать о существовании ограничений на строительство на принадлежащем им земельном участке.

Личный закон юридического лица

Изменилась редакция статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса РФ, которая определяет понятие «личный закон юридического лица». Законодатели добавили в ее пункт 1 слова: «и Федеральным законом «О международных компаниях»». Таким образом, теперь личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»» и Федеральным законом «О международных компаниях». Это понятие служит для того, чтобы, в частности, определять:

  • статус организации в качестве юридического лица;
  • организационно-правовую форму юридического лица;
  • требования к наименованию юридического лица;
  • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  • содержание правоспособности юридического лица;
  • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  • внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;
  • вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

Понятие «самовольная постройка»

В соответствии с новой редакцией статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой теперь признается:

Здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Пунктом 2 этой же статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что использование самовольной постройки не допускается. Она подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными:

  • правилами землепользования и застройки;
  • документацией по планировке территории;
  • обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Это должен выполнить собственник самостроя за свой счет, либо лицо, в собственности (пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании) которого находится земельный участок, на котором расположена самовольная постройка. Если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления, то это происходит, в том числе, и за его счет.

Правила сноса самовольных построек

По нормам нового пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ, решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями может принять:

  • суд;
  • орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ.

Такими случаями, в частности, признаются следующие.

  • Возведение самостроя на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, при условии, что в отношении самовольной постройки нет разрешения на строительство.
  • Границы особой зоны и (или) необходимость наличия разрешения на строительство установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства самовольной постройки.

При этом срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев. Также теперь предусмотрен срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Он также устанавливается с учетом характера самостроя, но не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года.

Органы местного самоуправления не могут принимать решение о сносе самовольной постройки в следующих случаях:

  • в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом;
  • по постройкам, в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе;
  • в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Исключение составляют ситуации, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

По нормам новой редакции статьи 263 ГК РФ , последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определены в статье 222 ГК РФ.

Изъятие земельных участков

Новая редакция статьи 285 ГК РФ предусматривает, что изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ, происходит в том числе, если такой земельный участок используется собственником или арендатором с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности:

  • не по целевому назначению;
  • использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  • на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и ее собственниками не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

То есть если владелец самостоя отказался его сносить, у него теперь могут изъять земельный участок на законных основаниях.

Изменения в ГК РФ с 1 июня 2018 года: что важно знать

26 июля 2017 года был принят Закон № 212-ФЗ, который внёс многочисленные изменения в ГК. С 1 июня 2018 года они начинают действовать. Рассказываем, какие договоры и сделки затронули поправки и что нового появилось в Гражданском кодексе РФ, на что следует обратить внимание.

Гражданский кодекс стал современнее

Рассматриваемый пакет поправок в первую и вторую части ГК РФ носит основополагающий характер и, в основном, затрагивает сделки в финансовой сфере. Это и изменение действующих норм (например, о займах, кредитах, факторинге, вкладах, счетах и расчетах), и дополнение их новыми положениями, понятиями и терминами. Например:

  • новый договор «условное депонирование (эскроу)»;
  • регламентация консенсуального заёма;
  • понятие «ростовщические проценты».

Отметим, что многие новации в ГК РФ уже давно или относительно недавно работали на практике, однако законодательно регламентированы не были. К примеру:

  • обезличенные металлсчета;
  • отнесение к предмету кредитного договора платежей за его выдачу.

Изменение № 1: договор займа

Законодатели скорректировали положения ГК РФ о займе (гл. 42) с учетом следующих критериев:

  • кто стороны договора;
  • каковы цели займа.

Форма договора займа больше не зависит от МРОТ

Обязательная письменная форма договора займа между гражданами теперь не зависит от МРОТ. Так, до 01.06.2018 при сумме займа не менее чем в 10 раз больше МРОТ необходимо было оформлять это письменным договором. С 1 июня 2018 года критерий – просто от 10 000 рублей.

Договорённость о займе – уже договор

Как было сказано, появился консенсуальный заем. Благодаря ему, с 01.06.2018 не нужно подписывать предварительный договор, чтобы заставить заимодавца выдать заём. Можно сразу через суд требовать исполнения в натуре. Проще говоря, предварительная договоренность о выдаче займа теперь имеет правовое значение.

Платежи за предоставление кредита с 01.06.2018 стали частью его предмета. Исключение – потребительский кредит.

«Грабительские» проценты не пройдут

Ряд новых норм теперь защищает интересы физических лиц-потребителей. Абсолютная новация в ГК РФ – ростовщические проценты, то есть чересчур обременительные для должника. Они касаются только займов на потребительские цели.

Ростовщическим процент становится, если он в 2 раза и более превышает «обычно взимаемые в подобных случаях проценты» (нужно смотреть данные ЦБ РФ). Суд сможет снизить их до среднерыночной ставки. Само по себе признание процентов ростовщическими сделку не аннулирует.

Предельный размер беспроцентного займа по договору между физлицами – 100 000 рублей. Такой договор могут заключить и ИП с ИП.

Банкротство банка не повлияет на возврат займа

С 1 июня 2018 движение денег внутри банка – от корреспондентского счета до счета заимодавца – не играет роли для возврата займа. Теперь обязанность по возврату суммы считается исполненной, когда деньги поступили в банк, в котором открыт счет заимодавца, а не конкретно на этот счёт.

Изменение № 2: договор факторинга

Финансирование под уступку денежного требования (гл. 43 ГК РФ) получило 2 важных уточнения. В части:

  • самого предмета договора факторинга;
  • прав финансового агента (фактора) на суммы, полученные от должника, с учетом целей уступки денежного требования.

В итоге, на факторинг распространяются нормы об уступке требования и введена презумпция последующей уступки фактором денежного требования. Это говорит о том, что сделки из факторинга теперь сложнее оспорить.

Соглашение об обычной уступке требований с 01.06.2018 тоже стало сложнее оспорить, чем ранее, так как (ст. 386 и п. 4 ст. 388 ГК РФ):

  • должника обязали сообщать новому кредитору о своих возражениях;
  • введена защита добросовестного кредитора.

Изменение № 3: договор банковского вклада

С 1 июня 2018 года ГК РФ учитывает особенности договора банковского вклада, если:

  • он удостоверен сберегательным или депозитным сертификатом;
  • его предметом выступает драгметалл (это новый вид договора в ГК РФ, под страхование вкладов не подпадает).

Изменение № 4: договор банковского счета

  • общие нормы о банковском счете (гл. 45 ГК РФ);
  • положения о совместном (п. 5 ст. 845 ГК Р), номинальном счете и счете эскроу.

Так, по новым правилам договор банковского счета должен быть расторгнут, когда на счете нет денег. Прописано это основание в договоре или нет – не важно.

Расторжение договора банковского счета не снимает арест с денежных средств и не отменяет блокировку счету. В этом случае ограничительные меры распространяются на остаток денежных средств.

Кроме того, с 01.06.2018 оговорены особенности правового регулирования специальных видов счетов:

  • в драгметаллах (новая ст. 859.1 ГК РФ);
  • публичного депозитного счета, когда деньги вносят на счет нотариуса, суда (новые ст. 860.11-860.15 ГК РФ).

Также установлены особенности:

  • расчетов без открытия банковского счета;
  • переводного (трансферабельного) аккредитива.

Кроме того, новой редакции подверглись нормы о расчетах по аккредитиву (параграф 3 гл. 46). Введен принцип его безотзывности.

Изменение № 5: новый договор эскроу

В Гражданский кодекс РФ введена новая глава 47.1, которая регламентирует отношения по поводу договора условного депонирования – эскроу. Это когда депонент передает на депонирование эскроу-агенту имущество для исполнения своих обязательств по его передаче другому лицу (бенефициару). В свою очередь, на эскроу-агенте лежит обязанность обеспечить сохранность этого имущества и передать его бенефициару при возникновении прописанных в договоре оснований.

ВАЖНО:

С учётом новаций в ГК РФ регламентированы особенности обращения взыскания:

  • на имущество, которое передано на депонирование эскроу-агенту;
  • на деньги должника, размещённые на публичном депозитном счете.

Законодатели запретили блокировать счет эскроу, арестовывать или списывать средства на нем средств по обязательствам депонента перед 3-ми лицами и по обязательствам бенефициара.

Источник: ГУРУ БУХГАЛТЕРИИ

Понравилась статья? Поделитесь ссылкой с друзьями:

1 июня 2018 года, день, с которого меняется многое в ГК РФ

Когда появился Федеральный закон от 26.07.2017 № 212-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», казалось, что 1 июня 2018 года – это ещё ох как далеко. А вот сейчас оказывается, что лето уже совсем близко – и большое количество изменений в ГК РФ, обычно упоминаемых в юридическом обиходе как «изменения по финансовым сделкам», вот-вот вступит в силу.

Практически обо всех этих изменениях я уже писал на Регфоруме – соответственно, сейчас лишь кратко напоминаю, что нас ждёт через самое непродолжительное время.

Изменения в части первой ГК РФ

Изменения небольшие (в сравнении с частью второй), в основном касаются перемены лиц в обязательствах:

  • осложняется оспаривание соглашений об уступке права, совершённой вопреки договорному запрету (пункт 4 статьи 388 ГК РФ);
  • появляется возможность заранее договориться об освобождении цедента от ответственности перед цессионарием за «качество» уступаемого долга (только в сфере предпринимательской деятельности; ст. 390 ГК РФ);
  • в законе (п.7 ст. 448 ГК РФ) появляется выработанное практикой правило – исполнитель по государственному или муниципальному контракту имеет право уступать требование по денежному обязательству к государственному или муниципальному заказчику;
  • при изменении ключевой ставки Банка России появляется возможность требовать изменения условий заключенного по результатам обязательных торгов кредитного договора (или договора займа) о размере процентов (п.8 ст. 448 ГК РФ).

Подробно об изменениях в части первой ГК РФ читайте здесь.

Изменений много, основная идеология: осовременить нормы о займе, приблизив их к практике и запросам общества. Кредитный договор затронут намного меньше.

  • договор займа получает консенсуальную разновидность (кроме случаев, когда займодавец – гражданин; ст. 807 ГК РФ);
  • к деньгам и вещам в списке возможных предметов займа добавляются ценные бумаги (надо полагать, и те, которые вещами не признаются – бездокументарные; ст. 807 ГК РФ);
  • прямо указывается, что передача предмета займа третьему лицу по указанию заёмщика равнозначна передаче предмета займа самому заёмщику (п.5 ст. 807 ГК РФ);
  • законодатель избавляется от ссылок на МРОТ, заменяя их абсолютными показателями: письменная форма договора займа между гражданами требуется для сумм, превышающих 10 000 рублей (ст. 808 ГК РФ), а беспроцентным такой договор (в том числе для индивидуальных предпринимателей) считается, если он заключён на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п.4. ст. 809 ГК РФ);
  • суд получает возможность снижать «ростовщические проценты» – то есть превышающие обычные в два раза и более, но только для случаев, когда займодавец – не профессионал (п.5 ст. 809 ГК РФ);
  • оспаривание договора займа по безденежности не будет означать его незаключённость (ст. 812 ГК РФ);
  • в обязательства заёмщика по кредитному договору, помимо уплаты процентов, добавлена уплата иных платежей (скажем, комиссий; ст. 819 ГК РФ);
  • оговаривается, что от физических лиц можно требовать досрочного возврата кредита только в случаях, установленных законом, а от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – также и в случаях, предусмотренных договором (ст. 821.1. ГК РФ);
  • сделано много мелких правок, в том числе технических – например, ставку рефинансирования заменяют на ключевую ставку.

Подробнее об изменениях по займу и кредиту читайте тут.

Отечественный факторинг пытаются приблизить к тому, что называется этим словом в так называемых «развитых правопорядках» и в Оттавской конвенции УНИДРУА 1988 года (Россия участвует с 01.03.2015 г.):

  • финансирование под уступку денежного требования в России теперь будет вполне официально называться также и факторингом (термины даны как равнозначные; ст. 824 ГК РФ), а финансовый агент – фактором: надо полагать, эта терминология быстро станет основной, вытеснив «финансирование под уступку денежного требования» в дальние уголки учебников гражданского права, как индейцев в резервацию;
  • факторинг будет признаваться таковым лишь при наличии обязательной «сервисной» составляющей, а не только цессии (п. 1 ст. 824 ГК РФ), причём без финансирования клиента в таком договоре можно будет вообще обойтись;
  • должник утрачивает право предъявить требования, связанные с нарушением клиентом обязательств перед должником, к финансовому агенту (ст. 834 ГК РФ);
  • есть ряд менее существенных правок.

Подробнее об изменениях по факторингу можно прочитать здесь.

Банковский вклад

Изменения законодательства, касающиеся банковских вкладов (в широком смысле), не ограничиваются рамками Гражданского кодекса и закона 212-ФЗ. За последние несколько месяцев принят ряд «вспомогательных» нормативных актов, позволяющих «запустить» поправки в ГК с 1 июня 2018 года сразу в рабочем режиме, без «зависания» на время разработки и принятия конкретизирующих документов. В частности, внимания заслуживает Федеральный закон от 23.04.2018 № 106-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», посвящённый депозитным и сберегательным сертификатам (также вступает в силу с 1 июня 2018 года). Подобный подход законодателя мне очень импонирует: не латать дыры потом, в авральном режиме, а просто заранее всё добротно подготовить. Вот, скажем, определить, что будет после 1 июня 2018 года с «исчезающими видами» вроде сберегательных книжек на предъявителя и сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя же (продолжают действовать в пределах сроков, на которые они выданы, в порядке и на условиях, на которых они были выданы).

Основные изменения в ГК РФ по банковским вкладам следующие:

  • если внесение вклада гражданином удостоверено сберегательным сертификатом, и условия этого сертификата не предусматривают права вкладчика на досрочный возврат суммы вклада по его требованию, банк может не возвращать деньги до окончания срока вклада (ст. 837 ГК РФ);
  • устраняется сберегательная книжка на предъявителя, уменьшается роль именной сберегательной книжки – зато везде на первых ролях появляются сберегательный и депозитный сертификаты, которые становятся строго именными – предъявительская их разновидность упраздняется (ст. 837, 843, 844 и др.);
  • в качестве признанной разновидности договора банковского вклада появляется «договор банковского вклада в драгоценных металлах» (ст. 844.1. ГК РФ), на который не распространяется действие норм об обязательном страховании вкладов физических лиц.

Ознакомиться подробнее с изменениями по банковскому вкладу можно здесь.

Банковский счёт

Изменения по банковскому счёту, пожалуй, самые обширные. Основная идеология: осовременить нормы ГК РФ, сделать более удобными и отвечающими запросам практики. Главные нововведения:

  • появляются правила резервирования средств на счёте – например, при оплате банковской картой – хотя и довольно спорные (п.4. ст. 845 ГК РФ);
  • у физических лиц – причём отнюдь не только у супругов – появляется возможность заключать договоры совместного счёта (п.5. ст. 845 ГК РФ);
  • у нескольких лиц появляется возможность объединять свои банковские счета в одну группу – возможно, это пригодится холдингам (ст. 847 ГК РФ);
  • отвечая перед клиентом за ненадлежащее совершение операций по банковскому счёту, банк будет платить и проценты согласно статье 395 ГК РФ, и проценты за пользование деньгами на счёте по статье 852 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ);
  • договором можно будет предусмотреть ограничение возможности распоряжения денежными средствами, находящимися на счёте (ст. 858 ГК РФ);
  • прямо оговаривается, что расторжение договора банковского счета не является основанием для снятия ареста (ст. 858 ГК РФ);
  • правила о расторжении договора банковского счёта при отсутствии на счёте средств и их движения по счёту дифференцируются для физических лиц и всех остальных – избавиться от «мёртвых» счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банкам станет проще (ст. 859 ГК РФ);
  • в нормах Гражданского кодекса появляются банковский счёт в драгоценных металлах (ст. 859.1. ГК РФ) и публичный депозитный счёт (ст. 860.11. ГК РФ);
  • вносится ряд значимых изменений в нормы о договоре номинального счёта и о договоре счёта эскроу (в частности, п. 2 ст. 860.6. ГК РФ, п. 2 ст. 860.8. ГК РФ);
  • внесено очень много менее важных поправок, в том числе технических.

Об общих положениях по договору банковского счёта подробнее читайте тут. Об отдельных видах банковских счетов – здесь.

Изменения коснулись норм об аккредитиве и о платёжном поручении. По второму изменений много, но все они – либо чисто технические, либо простое перенесение в Гражданский кодекс алгоритмов исполнения платёжного поручения, давным-давно выработанных банками (ст. 864, 865 ГК РФ и др.). Отдельно отметить необходимо следующее:

  • при участии в расчётах платёжным поручением банка-посредника, на него может быть напрямую возложена ответственность перед плательщиком за ненадлежащее исполнение поручения (п. 2 ст. 866 ГК РФ);
  • в Гражданский кодекс переносятся из «Положения о правилах осуществления перевода денежных средств» ЦБ РФ нормы о расчётах без открытия банковского счёта (ст. 866.1. ГК РФ);
  • в нормах об аккредитиве детально описана система взаимоотношений и расчётов, в том числе межбанковских, с участием банка-посредника;
  • перечень действий, которые должен совершить банк-эмитент во исполнение аккредитива, перестаёт быть закрытым (п.1. ст.867 ГК РФ);
  • аккредитив «по умолчанию» – то есть если в его тексте не предусмотрено иное — становится безотзывным (наконец-то!) – теперь это будет п.4. ст. 869 ГК РФ;
  • развёрнуто изложены положения о подтверждённом аккредитиве (ст. 870 ГК РФ);
  • появляется новый (для ГК, финансисты давно в курсе) инструмент расчётов – переводной (трансферабельный) аккредитив (ст. 870.1. ГК РФ);
  • внесено много менее значимых поправок.

Подробнее о расчётах читайте здесь.

Договор условного депонирования (эскроу)

Законодателю, видимо, очень нравится слово «эскроу». И сам этот инструмент тоже. Сначала счёт эскроу, сейчас вот – новый поименованный договор. Теперь придётся всё время уточнять: это эскроу – не то, которое счёт, а то, которое договор условного депонирования… Кроме шуток, инструмент на самом деле интересный – и внедрением его занялись всерьёз. За время, прошедшее с принятия закона 212-ФЗ, для «запуска» эскроу (ну того, которое условное депонирование, а не счёт) подготовлена неплохая база (см., например, тут), нотариусы ждут. Посмотрим, как всё заработает.

Из конкретики (с учётом того, что договор вообще новый и важно всё) стоит отметить:

  • возможность выполнять функции эскроу-агента для любого лица, даже физического (ясно, что на главную роль на этом рынке, наряду с банками, претендуют нотариусы);
  • возможность поручать эскроу-агенту проверку наличия оснований для передачи имущества бенефициару (то есть в договоре может быть некоторый сервисный элемент, как в США или Западной Европе, а не только обеспечение расчётов);
  • возможность заключения договора на условиях «взаимного эскроу» (ты – мне, я – тебе);
  • нотариальную форму (кроме случаев депонирования безналичных денежных средств и (или) бездокументарных ценных бумаг) и ограничение максимального срока пятью годами (защитные меры).

Остальное можно освежить в памяти здесь.

Надеюсь, что этот краткий вариант будет вам полезен. Студентам – точно пригодится, в качестве шпаргалки конспекта.

«Криптореформа» Гражданского кодекса: эксперты оценили новые поправки

Павел Крашенинников сообщил, что в Гражданском кодексе предлагается закрепить несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений, таки[ как «токены», «криптовалюты» и прочие. Это делается для того, чтобы обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде (так называемые «смарт-контракты») и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам.

«Без закрепления базовых понятий в гражданском законодательстве будет невозможно регулировать рынок «цифровых объектов» и принимать специальные законы в сфере «цифровой экономики», развитие которой происходит очень быстрыми темпами», – отметил Крашенинников.

О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации

Авторы: Павел Крашенинников и Вячеслав Володин

Дата внесения: 26 марта 2018 года

Так, законопроект вводит в Гражданский кодекс понятие «цифровое право». Под ним предлагается совокупность электронных данных, которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Оборот «цифровых прав» осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему. «Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен». Изначально он обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает определенные возможности в сети», – говорится в пояснительной записке.

Чтобы это понятие заработало, понадобится законодательно закрепить такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»).

Создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться отдельными законами, разрабатываемыми с участием Центробанка, Минфина и Минэкономразвития.

«В ГК вводятся ряд определений, в том числе «цифровое право» – права на объекты гражданских прав, установленные совокупностью электронных данных в блокчейне, к которому у лица есть уникальный доступ. То есть фактически это – токен в блокчейне, который обеспечивает какие-либо права собственнику пароля. При этом сделки с «цифровыми правами» должны осуществляться в той же форме, что и с обеспечиваемыми правами. То есть, если токен обеспечивает право на недвижимость, ее нужно регистрировать в установленном порядке», – поясняет Игорь Судец, член Экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям.

Цифровые деньги

Законопроект также вводит понятие «цифровые деньги» (в обиходе «криптовалюта») и закрепляет главное правило: законным средством платежа они не являются. «В перспективе цифровые деньги смогут использоваться в качестве платежного средства, но только в случаях и на условиях, которые будут устанавливаться в законодательстве», – подчеркивает Крашенинников.

Для описания того, как будет осуществляться оборот цифровых денег, правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам. Это означает, что в информационной системе должны существовать записи об обладателях цифровых денег, и с помощью записи должен фиксироваться момент перехода цифровых денег от одного лица к другому. Однако это станет возможным лишь тогда, когда будет техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на данный момент, отмечают авторы поправок.

«Цифровые деньги» – это фактически те же токены, созданные «майнерами», только не удостоверяющие никакое право. Сначала может показаться, что в законопроекте написано, что это не деньги. Но в нем достаточно либеральный подход. Да, это не деньги, – такой подход противоречил бы Конституции, –они не обязательны к приему, но могут использоваться как средство платежа в описанных законом случаях. Будем надеяться, что такие случаи будут перечислены в законе».

Игорь Судец, член Экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям

Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроект совершенствует правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.

Так, выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки. Это закладывает основу для заключения того, что в обиходе называют «смарт-контрактом», но также позволит упростить совершение целого ряда односторонних сделок, уверены законотворцы. Игорь Судец подчеркивает, что возможность соблюдения простой письменной формы сделки в блокчейне «дает ряд свобод для его дальнейшего внедрения».

«Это изменение будет отвечать не только вызовам цифровой эпохи, но и чаяниям большого количества участников гражданского оборота», – говорится в пояснительной записке.

Оспаривание сделки

Для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.

Так, после идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть. Лицо, покупающее то или иное цифровое право, получит его автоматически при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств.

«К примеру, некое лицо является обладателем цифрового права на бокс с алмазами, имеющий индивидуализирующий его номер и хранящийся у профессионального хранителя. В информационной системе сделка с таким объектом будет исполнена «автоматически» – у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги, и оспорить эти списания по общему правилу будет нельзя», – пояснил Крашенинников.

Легализация Big Data

Законопроект также решает вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе «big data»). Для этого в ГК вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных – «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что согласно интересам сторон сделки договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам.

Принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и цифровых денег, для совершения и исполнения сделок с ними, а также позволит решить целый ряд других задач. Так, будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики. Кроме того, будут устранены существующие сегодня риски для использования цифровых объектов в целях вывода активов в нерегулируемую цифровую среду для легализации доходов, полученных преступным путем, или для увода из-под обращения взыскания при банкротстве, либо для финансирования терроризма, уверены авторы инициативы.

Несомненно, закрепляя базовые понятия в сфере цифровой экономики, законопроект закладывает правовую основу для нового этапа развития нашего государства.

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству

Володин и Крашенинников подчеркивают – предлагаемые ими поправки в случае принятия не будут иметь обратной силы.

«Законопроект не решает всех поставленных Президентом в перечне поручений задач, однако он создает базовые условия для дальнейшего регулирования отрасли», – отмечает Судец. Он ожидает, что проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах», внесенный депутатом Анатолием Аксаковым на прошлой неделе, будет доработан ко второму чтению с учетом инициативы Крашенинникова и Володина.

«Законопроект наводит лексический порядок в фундаментальной статье 128 ГК, консолидируя бездокументарные ценные бумаги, безналичные деньги и цифровые права в единую категорию имущественных прав», – отмечает Михаил Успенский из Taxology. Он похвалил авторов инициативы, которые устранили главную, на его взгляд, проблему: некорректное понимание сущности токена в законопроекте Аксакова. «Токен должен удостоверять право на уже существующие объекты гражданского оборота. Однако авторы не спешат, поэтому предлагают устанавливать такие случаи непосредственно в законе», – пояснил эксперт.

Абсолютно правильным и корректным представляется подход к определению понятия «блокчейн». Требования к децентрализованной информационной системе («распределенный реестр») должны определяться в отдельном акте, а не в Гражданском кодексе. Возможно, даже не требуется их закрепление в федеральном законе, достаточно будет соответствующего приказа Минсвязи.

Михаил Успенский, партнер Taxology

Успенский также выразил надежду, что разработчикам двух противопоставленных друг другу законопроектах удастся найти «компромиссное решение», несмотря на то, что подход к некоторым вопросам в них существенно различается, оба они содержат уникальные положения. Так, законопроект «О цифровых финансовых активах» содержит способ борьбы с ICO-мошенниками, а инициатива Крашенинникова и Володина «с юридической точки зрения прописана более умело и в большей степени соответствует традициям отечественной цивилистики».

Ознакомиться с текстом законопроекта № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» можно здесь.

Facebook создал новое правило, которое запрещает рекламировать бинарные опционы, ICO и криптовалюты, потому что они часто бывают связаны с мошенничеством.

«Мы хотим, чтобы люди продолжали открывать и узнавать о новых продуктах и услугах через рекламные объявления в Facebook, не опасаясь мошенничества или обмана. Тем не менее существует множество компаний, которые рекламируют бинарные опции, ICO и криптосервисы, которые в настоящее время не работают добросовестно», – сказал Лезерн.

Он признал, что будет сложно удалить все нарушающие новое правило объявления. Помочь в этом руководству соцсети смогут сами пользователи. Для того, чтобы сообщить администрации, что реклама нарушает правила Facebook, можно нажать на верхний правый угол объявления.

Еще осенью прошлого года Владимир Путин поручил правительству и Центробанку подготовить законопроект, который бы регламентировал отношения вокруг цифровых финансовых активов. А на первом пленарном заседании Госдумы в 2018 году ее спикер Вячеслав Володин подтвердил приоритетность этой задачи для своих коллег.

В РФ изначально существовали два основных подхода к решению этого вопроса, считает юрист ЮФ VEGAS LEX Кирилл Никитин: «Назовем их условно «разрешительный» и «запретительный». К сторонникам первой группы эксперт относит Центральный банк. Еще в мае 2017 года ЦБ предложил идентифицировать криптовалюты как цифровой товар, который нужно обложить налогом. Осенью того же года Минфин России разъяснил, что с дохода от операций с биткоинами надо платить НДФЛ, добавляет старший партнер “Интеллект-С” Роман Речкин. Но уже в начале этого года другой орган исполнительной власти – Роструд – прямо указал, что криптовалюты можно не указывать при декларировании чиновниками своих доходов.

В то же время позиция «силового» блока госорганов вполне однозначная и неизменная, констатирует Никитин. По его мнению, правоохранительные ведомства хотят установить тотальный запрет на операции с криптовалютой и ввести ответственность даже за ее майнинг. В подтверждение своих слов юрист приводит факт возбуждения уголовного дела против трех граждан Костромы, которые занимались обменом биткоинов. Задержанным инкриминировали совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК («Незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой в особо крупном размере»).

Первый конкретный проект регулирования криптовалют представил именно Минфин. Документ формулирует понятия, связанные с криптовалютой, а также регламентирует отношения на всех этапах манипуляций с ней. В ведомстве планируют, что новеллы вступят в силу уже осенью этого года.

Как Минфин предлагает регулировать криптовалюту*

Закон вводит понятие «цифровой финансовый актив», к которому относятся криптовалюта и токены. Но они не будут считаться законными средствами платежа в РФ. Авторы документа рассматривают криптовалюту как электронную вещь. К примеру, как амуниция персонажа в компьютерной онлайн-игре. То есть эти активы можно обменивать и покупать, но нельзя ими расплачиваться.

В России должны появиться операторы обмена цифровых финансовых активов (далее – оператор). Речь идет об организациях, которые будут обменивать криптовалюту между собой, на рубли или иностранную валюту. Такие услуги смогут оказывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг или организации, у которых есть лицензия биржи или торговой системы.

Информация о количестве криптовалюты будет храниться в цифровом кошельке, который открывается оператором после прохождения всех процедур идентификации владельца. Подобное правило идентично процедуре открытия электронного кошелька в любой платежной системе.

Майнинг рассматривается как предпринимательская деятельность, которой могут заниматься только ИП и юрлица, а результаты майнинга будут облагаться налогом. Но как определять налоговую базу в таких отношениях, пока неизвестно.

Документ ограничивает приобретение токенов в рамках одного выпуска суммой в 50 000 руб. для неквалифицированных инвесторов. Если вы хотите приобрести больше токенов, то вам придется обратиться к квалифицированным инвесторам.

Сама процедура выпуска токенов (ICO) описана почти как полноценный публичный выпуск акций. Тот, кто хочет провести ее, должен будет составить оферту на покупку токенов, инвестиционный меморандум и правила ведения реестра цифровых транзакций (именно в нем закрепляется право собственности на имущество).

*Криптовалюта – это новый цифровой актив, который выпускают («майнят») компьютеры по всему миру. За такой валютой не стоит государство, но люди верят в ее покупательную способность, поэтому ее курс растет.

Блокчейн – это база данных, которая хранит информацию о сделках в виде «одна сделка связана с другой». Надежность базы обеспечивается тем, что сведения нельзя подделать и они записываются одновременно сотнями тысяч компьютеров по всему миру.

Токен («монета») – это нечто вроде «акции»: актив, который инвестор получает в обмен на вложения в какой-либо проект. ICO – это предложение инвестировать в проект. Если он станет успешным и популярным, токены вырастут в цене.

Смарт-контракт – договор в виде программы с автоматическим исполнением. Например, если оплата за партию производится после доставки в порт, то датчики на коробках с товарами могут передать сигнал о прибытии в пункт назначения, и деньги продавцу будут переведены автоматически.

Квалифицированный инвестор – это тот, кто имеет высшее экономическое образование или ценные бумаги на сумму не меньше 6 млн руб., или определенный опыт работы в организации, которая занималась ценными бумагами либо деривативами. Другие варианты требований перечислены в законе о рынке ценных бумаг.

Однако Банк России инициативу коллег из Минфина воспринял скептически. Регулятор считает, что обменивать стоит только криптовалюту российского происхождения. В противном случае это может привести к «легализации сомнительных транзакций». В Минэкономразвития тоже высказались против некоторых положений проекта. По словам представителя МЭР, в документе Минфина «не проведены различия между виртуальной и национальной валютой, электронными деньгами и цифровой валютой». Сами криптовалюты не классифицированы, а их определения «не отражают технологическую и правовую сущность этих явлений».

Параллельно с Минфином свой проект опубликовала и Минкомсвязь. Ведомство предлагает сделать для майнеров (те, кто добывает криптовалюту) квоты и специальные тарифы на электричество. Их обяжут вести бухучет, а после двухлетних или пятилетних налоговых каникул – уплачивать налоги. Речь идет о налоге на прибыль для организаций, ситуация с физлицами пока неясная. Один из вариантов – освободить граждан-майнеров от налогообложения вовсе. Также могут появиться критерии по объемам привлекаемых мощностей и электроэнергии, исходя из которых майнинг признается промышленным.

Обмен криптовалют на обычные деньги предлагается проводить на специальной российской криптобирже. Лимиты для компаний и для граждан будут разными. Ограничивать продажу токенов (актив за инвестиции в разработку будущей криптовалюты) Минкомсвязь не планирует, но сделки с ними разрешены только через биржу. Налогооблагаемую базу планируется рассчитывать в момент продажи криптовалюты.

Как же все-таки классифицировать криптовалюту

Так или иначе, для того чтобы ввести правовое регулирование криптовалюты, надо сначала определиться с ее квалификацией. Иван Хаменушко, старший партнер «Пепеляев Групп», считает, что у криптовалюты преобладают черты, которые присущи деньгам: «Это договорное средство платежа или, другими словами, деньги, не являющиеся законным средством платежа в нашей стране». Но никакой иной «внутренней ценности», за исключением способности быть средством обмена, в том же биткоине нет, подчеркивает эксперт. Речкин уточняет, что по существу криптовалюта является определенным денежным правом требования, которое зафиксировано в специфической форме.

А юрист практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» санкт-петербургского офиса ЮФ «Борениус» Алексей Грибанов полагает, что криптовалюта относится к новому виду имущества – цифровым объектам, на которые можно распространить режим вещного права. Георгий Пчелинцев, партнер российской практики Dentons в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, в свою очередь, утверждает, что для криптовалюты надо выработать специальный правовой режим с учетом её специфики: «Такой режим должен обеспечить баланс между охранительной функцией госорганов и удобством легального оборота криптовалюты для рынка».

Самым перспективным вариантом Хаменушко считает квалификацию обсуждаемого института как иного финансового инструмента. Именно такую редакцию и предлагает Минфин. Подобная трактовка не противоречит наличию платежной функции криптовалюты и одновременно позволяет применять законодательство, регламентирующее операции на финансовом рынке, поясняет эксперт. Вместе с тем реализация подобного предложения невозможна без поправок в существующем законодательстве, подчеркивает юрист.