Незаконное хранение огнестрельного оружия украина

Статья 263. Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами или взрывчатыми веществами

1. Ношение, хранение, приобретение, изготовление,

ремонт, передача либо сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов,

взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения наказываются лишением свободы на срок от двух до

налогом минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением

свободы на срок до трех лет.

3. Освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой или второй настоящей статьи, если оно добровольно сдало органам власти оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства.

1. Опасность данного преступления заключается в том,

что незаконный оборот оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств способен стимулировать рост различных видов тяжких преступлений.

Объект преступления — общественная безопасность, а

также жизнь и здоровье людей.

Предметом преступления, предусмотренного ст. 263 УК,

является огнестрельное оружие, холодное оружие, боевые

припасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства.

Под огнестрельным оружием следует понимать устройства, конструктивно предназначенные для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сгорания

Холодное оружие — это режущие, рубящие, колющие

приспособления, предназначенные для поражения живой

силы (ножи, кинжалы, кастеты, кортики, нунчаки и т.п.).

Боеприпасы — предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содер555

жащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание.

2. 4.1 ст. 263 УК предусматривает уголовную ответственность за ношение, хранение, ремонт, приобретение, изготовление либо сбыт огнестрельного оружия без соответствующего разрешения.

В отношении холодного оружия уголовная ответственность наступает лишь за ношение, изготовление, ремонт

или сбыт без надлежащего разрешения (ч.2 ст. 263 УК).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины.

4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо с 16-летнего возраста.

Согласно ч.З ст. 263 УК лицо, добровольно сдавшее оружие, боевые припасы или взрывчатые вещества, либо взрывные устройства, освобождается от уголовной ответственности.

Под добровольной сдачей оружия, боевых припасов или

взрывчатых веществ либо взрывных устройств следует понимать сдачу лицом указанных предметов по своей воле

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕЗАКОННОЕ ХРАНЕНИЕ
И НОШЕНИЕ ОРУЖИЯ В УКРАИНЕ

Незаконное обращении с оружием в Украине влечет за собой уголовную ответственность. Преступления данной категории являются достаточно распространенными: уголовные правонарушения против общественной безопасности, к которым относятся указанные противоправные действия, согласно статистике являются одними из самых многочисленных преступлений, за которые граждане осуждаются украинскими судами.

За какое огнестрельное оружие предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовная ответственность наступает по ч.1 ст.263, ст.263-1 УК (Уголовного кодекса Украины) за незаконный оборот таких предметов:

1) огнестрельное оружие (кроме гладкоствольного охотничьего)

Все виды боевого, нарезного охотничьего, спортивного оружия, для произведения выстрела из которой используется сила давления газов, образующегося при сгорании взрывчатого вещества (пороха и т.п.).

Согласно Постановлению Пленума ВСУ «О судебной практике по делам о хищении и другому незаконному обращению с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами, взрывными устройствами или радиоактивными материалами» №3 от 26.04.2002 пневматическое оружие, газовые, стартовые, сигнальные, строительные пистолеты или револьверы, устройства отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия (так называемые «травматические» пистолеты или револьверы), ракетницы, а также другие имитационно-пиротехнические и осветительные средства, не содержащие в себе взрывчатых веществ и смесей, не могут быть отнесены к огнестрельному оружию в понимании статьи 263 УК.

2) боеприпасы (боевые припасы)

Патроны к нарезному огнестрельному оружию разных калибров, артиллерийские снаряды, мины, гранаты, бомбы, боевые части ракет и торпед и другие изделия в собранном виде, снаряженные взрывчатым веществом и предназначенные для стрельбы из огнестрельного оружия или для совершения взрыва.

Согласно вышеупомянутому Постановлению Пленума ВСУ патроны и боеприпасы гладкоствольного охотничьего оружия, а также патроны, снаряженные резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, не являются боеприпасами в понимании статьи 263 УК.

3) взрывчатые вещества

Тротил, динамит, порох, нитроглицерин и другие химические вещества, их соединения или смеси, способные взорваться без доступа кислорода.

4) взрывные устройства

Изделия одноразового применения, которые специально подготовлены и при определенных обстоятельствах способны при помощи использования химической, тепловой, электрической энергии или физического воздействия повлечь смерть, телесные повреждения или существенный материальный ущерб.

За какое холодное оружие предусмотрена уголовная ответственность?

Уголовная ответственность наступает по ч.2 ст.263 УК за незаконный оборот таких предметов:

1) кинжалы;

2) финские ножи;

3) кастеты;

4) другое холодное оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели при помощи мускульной силы человека или механического устройства, предметы, которые осуществляют колющий, колюще-режущий, рубящий, раздробляющий или ударный эффект. Например, штык, сабля, меч, копье, стилет, нож, лук, арбалет, нунчаку, булава, боевой топор и т.д.).

Важным моментом является то, что уголовная ответственность может наступать только тогда, когда изъятое оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства пригодны к использованию по целевому назначению.

Вопрос являются ли указанные выше предметы изготовленными промышленным, серийным способом, или являются самодельными (переделанными), не влияет на факт наличия состава преступления.

Необходимо иметь в виду, что определение факта того, что определенный предмет является огнестрельным или холодным оружием, боевым припасом, взрывчатым веществом или взрывным устройством в конкретных случаях осуществляется на основании заключения эксперта. Во время уголовного производства для решения этого вопроса должно быть обязательно назначена и проведена криминалистическая экспертиза.

Что входит в понятие «незаконное обращение с огнестрельным оружием»?

В понятие незаконного обращения с огнестрельным оружием (а также боеприпасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами) входят противоправно совершенные:

1) хранение огнестрельного оружия

Владение любое количество времени оружием, которое находится не при человеке, а в выбранном им месте (дома, на работе или в любом другом известном лицу месте).

2) ношение огнестрельного оружия

Перемещение оружия лицом непосредственно при себе: в руках, одежде, сумке, футляре, кобуре, транспортном средстве и т.п.

3) приобретение огнестрельного оружия

Получение оружия путем покупки, обмена, нахождения, получения в подарок и т.п. (за получение оружия путем похищения или других незаконных действий ответственность предусмотрена отдельно статьей 262 УК).

4) передача или сбыт огнестрельного оружия

Умышленная передача оружия другому лицу путем продажи, дарения, обмена и т.п.

5) изготовление огнестрельного оружия

Действия, в результате которых создается оружие, то есть изготовленный предмет может быть использован как оружие; изготовление взрывчатых веществ, взрывных устройств или боевых припасов с использованием любых компонентов, которые сами по себе могут быть и общедоступными, но в результате действий лица приобретают способность к взрыву.

6) переделка (переработка) огнестрельного оружия

Действия по переделке предмета, в результате которой он приобретает свойства оружия, в частности, переделка стартового, газового или «травматического» пистолета в оружие, пригодное к стрельбе, или переделка охотничьего ружья в «обрез».

7) ремонт огнестрельного оружия

Восстановление характерных свойств оружия путем замены или реставрации непригодных частей или механизмов, устранения поломок или повреждений, налаживания нормального функционирования, в результате которого эти предметы становятся пригодными к использованию в качестве оружия.

8) фальсификация огнестрельного оружия, удаление или изменение его маркировки

Изменение знаков маркировки оружия или их полное или частичное уничтожение с целью предотвращения считывания настоящей маркировки.

Что входит в понятие «незаконное обращение с холодным оружием»?

Понятие незаконного обращения с холодным оружием включает в себя осуществленное без предусмотренного законом разрешения:

1) ношение холодного оружия

Перемещение или транспортировка оружия непосредственно при себе: в руках, одежде, сумке, транспортном средстве и т.п.

2) изготовление холодного оружия

Действия, результатом которых является создание предметов, которые приобретают соответствующие характерные свойства холодного оружия.

3) ремонт холодного оружия

Восстановление характерных свойств оружия путем устранения повреждений, поломок, дефектов, замены непригодных частей или механизмов, в результате которого такие предметы становятся пригодными к использованию по целевому назначению.

4) сбыт холодного оружия

Передача оружия другому лицу на безвозмездной или платной основе: путем дарения, обмена, продажи и т.п.

Следует обратить внимание, что уголовная ответственность за хранение холодного оружия не предусмотрена. То есть, например хранение дома ножа, который относится к холодному оружию, – не является противоправным и не влечет за собой наказание.

Не лишним будет отметить, что уголовная ответственность наступает только за незаконное обращение с оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами, то есть совершенное без предусмотренного законом разрешения.

При решении вопроса законности действий, связанных с оборотом оружия, необходимо руководствоваться соответствующими нормативно-правовыми актами, в частности:

— «Положением о разрешительной системе», утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.1992 г. № 576;

— «Инструкцией о порядке изготовления, приобретения, хранения, учета, перевозки и использования огнестрельного, пневматического и холодного оружия, устройств отечественного производства для отстрела патронов, снаряженных резиновыми или аналогичными по своим свойствам метательными снарядами несмертельного действия, и указанных патронов, а также боеприпасов к оружию и взрывчатых материалов», утвержденной приказом МВД Украины от 21.08.1998 г. № 622.

Добровольная сдача оружия органам власти

Государственные органы, конечно, заинтересованы в том, чтобы минимизировать незаконный оборот оружия. С целью стимулирования граждан избавляться от незаконных предметов, в законодательстве предусмотрен механизм добровольной сдачи оружия органам власти. При этом, согласно ч.3 ст.263 УК лицо, которое приобрело или хранит оружие (или совершило определенное иное незаконное обращение с оружием) освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольно сдало органам власти такое оружие (боевые припасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства).

Добровольная сдача означает, что человек имеет возможность и в дальнейшем незаконно хранить оружие, однако по собственному желанию (независимо от причин и мотивов) передает его соответствующему государственному органу. Таким образом, сдача оружия в милицию в связи с тем, что правоохранителями был выявлен факт его хранения (например, при задержании лица), не является добровольным, а значит – не освобождает от ответственности.

Какое наказание за хранение, ношение огнестрельного или холодного оружия?

На сегодняшний день за совершение действий, связанных с незаконным обращением с оружием, предусмотрена очень строгая ответственность (в июле 2012 года она была существенно усилена).

Так, за незаконное обращение с огнестрельным оружием, боевыми припасами, взрывчатыми веществами или взрывными устройствами (ч.1 ст.263 УК) предусмотрено наказание от 3 до 7 лет лишения свободы. Для сравнения наказание в виде 7 лет лишения свободы может быть назначено даже за такое тяжкое преступление, как (например) убийство.

Изготовление, переделка или ремонт огнестрельного оружия, фальсификация, незаконное удаление или изменение маркировки, или незаконное изготовление боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств (ст.263-1 УК) наказывается лишением свободы от 3 до 12 лет (в зависимости от наличия определенных квалифицирующих признаков: совершение действий повторно, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой).

За незаконное обращение с холодным оружием (ч.2 ст.263 УК) наиболее мягким наказанием является штраф в размере до 50 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 850 гривен), а наиболее строгим – лишение свободы на срок 3 года.

Незаконное хранение огнестрельного оружия украина

Нажмите «Нравится»,
чтобы читать «Комментарии» в Facebook!

Спасибо, я уже с вами.

Отныне за хранение оружия, боеприпасов или взрывчатки будут сажать

Президент Виктор Янукович подписал закон о введении уголовной ответственности за изготовление оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ

Об этом «Комментариям» сообщили в пресс-службе главы государства.

Так, данным законом внесены изменения в Уголовный кодекс Украины, по которым преступления, предусмотренные частью первой статьи 263 Кодекса (ношение, хранение, приобретение, передача или сбыт огнестрельного оружия (кроме гладкоствольного охотничьего), боевых припасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств без предусмотренного законом разрешения) относятся к тяжким преступлениям, а также устанавливается уголовная ответственность за незаконное изготовление, переработку или ремонт огнестрельного оружия или незаконное изготовление боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств.

Законом также внесены изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Украины, которыми устанавливается подследственность по таким делам.

Так, незаконное изготовление, переработка или ремонт огнестрельного оружия, или незаконное изготовление боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет. Если те же действия совершены повторно, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет.

Наказание за эти действия, совершенные организованной группой, — лишение свободы на срок от 8 до 12 лет.

МВД собирает оружие: шума много, а толку мало

Дарья Егорова, РИА Новости Украина

Официально операция по изъятию оружия началась 6 сентября. Главная цель — предупредить несчастные случаи и преступления с использованием оружия и боеприпасов.

Как заявил куратор операции, первый заместитель главы Национальной полиции Украины – начальник криминальной полиции Вячеслав Аброськин, уже есть «потрясающие воображение» результаты. Единственное — как-то пока не чувствуешь себя в безопасности, потому что постоянно стреляют во время ссор, разборок или же из мести.

Могут, если захотят

Уже не первый раз МВД объявляет о месячнике сдачи оружия, хотя все прошлые мероприятия не увенчались успехом. Тем не менее ведомство еще пытается очистить страну от незаконного оружия. За первые три дня в ходе спецоперации по всей Украине изъяли 106 единиц оружия, 233 гранаты и 58 взрывных устройств.

На территории Киевской области по месту жительства 28-летнего мужчины работники полиции изъяли пневматический пистолет, револьвер, биты и 23 различных ножа. Кроме того, изъято 350 патронов различного калибра, 3 магазина к автомату Калашникова.

На Закарпатье правоохранители на улице остановили мужчину, который в полиэтиленовом пакете нес гранату и 20 патронов. В дальнейшем полицейские разыскали его тайник, откуда изъяли ручной противотанковый гранатомет, 6 гранат и 100 патронов. Оперативники Херсонщины обнаружили и изъяли автоматическую винтовку АКСУ-74 и 30 патронов к ней, отчитались в МВД.

А всего за 20 дней полиция изъяла из незаконного оборота 672 единицы огнестрельного оружия, более 145 тыс. боеприпасов и 17,7 т взрывчатых веществ, о чем заявил лично Вячеслав Аброськин.

«Наша основная цель — безопасность граждан на территории всей страны. Только за последние сутки работники полиции изъяли 25 единиц огнестрельного оружия, около двух тысяч боеприпасов и шесть взрывных устройств. Поэтому мы усиливаем свою работу по противодействию распространения оружия, чтобы обезопасить каждого украинца», — заявил Аброськин.

По словам Аброськина, в рамках мер, направленных на недопущение утечки оружия из зоны проведения антитеррористической операции, на блокпостах и стационарных постах сотрудники полиции проверили почти 211 тыс. транспортных средств, изъяли 441 единицы боеприпасов, 6 взрывных устройств, 6 единиц огнестрельного оружия и 1 кг взрывчатых веществ. Всего за указанный период задокументировано почти 2 тыс. уголовных производств в сфере незаконного оборота огнестрельного оружия и взрывчатки.

Кто предупрежден — тот вооружен

Всего же с начала 2017 было изъято около 1,4 тысячи единиц огнестрельного оружия, 916 гранат, 21 взрывное устройство и более 120 тысяч патронов.

Полиция обращает внимание граждан на то, что незаконное хранение оружия и боеприпасов влечет за собой уголовную ответственность, за исключением случаев, когда граждане добровольно сдают его в подразделения полиции. По фактам нарушения правил хранения огнестрельного оружия почти 5 тыс. граждан привлечены к административной ответственности и 3,3 тыс. единиц оружия изъято.

Говорить об успехах преждевременно, отмечают бывшие сотрудники МВД, потому что изъято каплю в море, по сравнению с тем, что сегодня находится на руках у населения. Что касается взрывчатых веществ (более 17,7 тонн), то, скорее всего, здесь много приписок.

«Интересно знать, какое конкретно оружие изъято – пригодное к стрельбе или нет. Дело в том, что у нас очень много «черных археологов», которые занимаются раскопками на местах боев еще Второй мировой войны. Им попадается старое, ржавое, непригодное для стрельбы оружие. Вот такой металлолом часто сдают во время спецопераций. Или же в доме давно лежит дедовское ружье, сломанное, его тоже тащат.

С одной стороны – это единица оружия, а с другой стороны – утиль. Оружие, вывезенное из зоны АТО, можно найти только в случае, если наткнутся на тайник. Его никто добровольно не сдаст, потому что последует статья УК. Если полиция останавливает автомобили для проверок, проводит обыски – это уже полицейский беспредел.

Подобные мероприятия всегда проводились, если была четкая информация, что гражданин везет оружие или же у него в салоне может быть оружие, взрывчатка», — рассказал РИА Новости Украина экс-начальник разрешительной системы МВД Украины Валентин Медведь.

Более того, как подчеркивает полковник МВД, подобные операции эффективны только первые несколько дней, потому что потом по сарафанному радио информация распространяется и те, кто возил оружие, патроны и взрывчатые вещества, прячет это от греха подальше. И все старания полиции сходят на нет. Подобные меры только добавляют неприятных минут автолюбителям.

Такая практика может прижиться и должна применяться в зоне АТО, но не по всей Украине. Поэтому полиции уже пора придумывать новые методы изъятия оружия.

Оружие в Украине: кто и как может получить разрешение [ Редактировать ]

На сегодняшний день в Украине нет специального закона, который бы регламентировал использование огнестрельного оружия для простых граждан.

Podrobnosti.ua разобрались как и какое оружие может использовать украинский гражданин.

Статья 263 украинского Уголовного кодекса говорит, что за незаконное ношение, хранение, сбыт огнестрельного оружия, взрывчатки и патронов человеку грозит от 3 до 7 лет лишения свободы.

Любой человек, которому исполнилось 18 лет, имеет право на приобретение холодного, пневматического и охолощенного (стреляет холостыми патронами) оружия. С 21 года человек уже имеет право купить охотничье гладкоствольное оружие, а с 25 лет — охотничье нарезное.

Так, в Украине получить оружие может почти каждый желающий, но сама процедура в некоторых случаях очень сложная и проблемная.

Виды оружия:

Пневматическое оружие. Не требуется разрешения от властей. Продается в свободном доступе в специализированных магазинах.

Газовое оружие. Требуется разрешение на приобретение и ношение.

Травматическое оружие. Доступно лишь некоторым категориям населения.

— Огнестрельное оружие. Для приобретения необходимо огромное количество справок, разрешение, а также соответственная подготовка.

Кто имеет право на травматическое оружие:

работники правоохранительных органов и их близкие родственники;

— лица, принимающие участие в уголовном судопроизводстве;

— журналисты и внештатные журналисты;

— члены общественных формирований по охране общественного порядка и государственной границы;

— военнослужащие (кроме тех, кто проходит срочную военную службу);

— государственные служащие, имеющие категории и ранги.

Кроме того, это право имеют те люди, которых наградили в Министерстве внутренних дел, Службе безопасности и Министерстве обороны.

Как получить оружие:

1. Получить медицинскую справку. Необходимо пройти медицинское обследование по месту прописки или в частной клинике.

2. Пройти курс подготовки огнестрельным оружием. Обучить стрельбе могут в любом тире. Подготовительный курс длится 3 месяца. По окончанию нужно сдать экзамен и только потом получить справку для полиции.

3. Купить сейф для хранения. Согласно закону он должен быть прикреплен к полу и несущей стене. Участковый должен проверить наличие сейфа.

4. Оплатить услуги МВД. Затем со всеми полученными документами нужно идти в МВД и оплатить их услуги на право хранения оружия.

5. Получить разрешение на ношение оружия. После этого, в течение 30 дней вы должны получить само разрешение. За ним нужно прийти в райотдел разрешительной системы МВД.

Если за этот период вы еще не купили оружие, тогда нужно его приобрести в течение 3-х первых месяцев. с момента официального разрешения.

6. Купить страховку. Обязательно нужно купить страховой полис гражданской ответственности за вред, который может быть причинен третьим лицам от неосторожного поведения с оружием.

Сколько в Украине владельцев оружия

По данным Министерства внутренних дел Украины, по состоянию на начало 2017 года в Украине было зарегистрировано 909 тыс. единиц огнестрельного оружия.

В комментарии podrobnosti.ua глава Украинской ассоциации владельцев оружия Георгий Чайкин отметил, что всего в Украине зарегистрировано порядка 2,5 миллионов владельцев оружием. Он также отметил, что в тени находится 5 миллионов.

Легализация оружия в Украине

Ранее Главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил, что в Украине необходимо легализировать оружие для того, чтобы уменьшить уровень преступности.

Podrobnosti.ua поговорили и с экспертом-криминологом Анной Маляр.

«По цій темі дуже багато міфів. Перший міф — легалізація зброї миттєво призведе до росту злочинності. Це не так. Це спростовує досвід країн, де вже була легалізована зброя. Злочини вчиняються зазвичай з нелегальної зброї. Тому що, зрозуміло, легальну зброю набагато простіше ідентифікувати, і, власне, людину, яка з неї стріляла», — рассказала эксперт-криминолог Анна Маляр.

Напомним, ранее мы поговорили с ведущими экспертами о главных вопросах легализации оружия в Украине.

Незаконное хранение огнестрельного оружия украина

Незаконное хранение и передача оружия: что нужно знать о наказании

Рассмотрим судебную практику в пользу лиц, которых пытались привлечь к административной ответственности по ст. 190 КУАП.

Если приобрести оружие без соответствующего разрешения или продолжать хранить его после окончания срока действия разрешения, есть риск быть привлеченным к административной или уголовной ответственности (ст. 263 УК Украины). Административная ответственность может наступить, если охотничье оружие гладкоствольное.

Состав правонарушения по ч. 1 ст. 190 Кодекса Украины об административных правонарушениях: приобретение, хранение, передача другим лицам или продажа гражданами огнестрельного охотничьего или холодного оружия, а также пневматического оружия калибром более 4.5 миллиметра и скоростью полета пули более 100 метров в секунду без соответствующего документа разрешительного характера, выданного уполномоченным госорганом.

Такое правонарушение влечет за собой наложение штрафа в размере от 119 до 170 грн с возможной, но не обязательной, конфискацией оружия. При этом есть множество нюансов, из-за которых административные дела закрывают, поскольку отсутствует состав правонарушения. Или отправляют обратно в полицию, поскольку она допустила ошибки при оформлении правонарушения, а также при других обстоятельствах.

Дети за родителей не отвечают

У мужчины в домашнем сейфе хранилось охотничье ружье. Было соответствующее разрешение, но срок его действия закончился. Собственник выехал на работу в Россию. В доме осталась его дочь, к которой пришла полиция и потребовала открыть сейф. Не зная, где ключи, она позвонила отцу и с его подсказками открыла сейф.

Полиция изъяла оружие и составила на дочь протокол по ст. 190 КУАП: якобы она хранила оружие без соответствующего разрешения.

Суд установил, что дочь никакого отношения к оружию не имеет. Это исключает ее ответственность по ст. 190 КУАП. Производство закрыто.

С полным текстом судебного решения от 2 апреля 2018 года по делу №226/347/18 можно ознакомиться по ссылке.

Временное пользование для переноски

Два человека отдыхали на даче и выпивали. У одного при себе было охотничье ружье, но он слишком много выпил. Поэтому второй решил взять это оружие и отнести кому-то домой, чтобы чего не вышло нехорошего.

Инициатора поймали и составили в отношении него протокол по ст. 190 КУАП за пользование оружием без разрешения.

Суд закрыл производство по делу в связи з отсутствием в действиях человека состава правонарушения. Судья решил, что ст. 190 КУАП содержит три конкретных вида действий, за которые предусмотрена ответственность: приобретение, хранение и отчуждение. При этом временное пользование не подпадает под действие ст. 190 КУАП.

С полным текстом судебного решения от 3 апреля 2018 года по делу №540/128/18 можно ознакомиться по ссылке.

Аналогичный вывод сделан в постановлении суда от 3 апреля 2018 года по делу №540/127/18.

Надлежащие и допустимые доказательства

Постановлением от 12 апреля 2018 года районный суд Днепропетровской области закрыл дело №192/410/18 о привлечении к административной ответственности физического лица по ч. 1 ст. 190 КУАП. Причина такого решения — отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения. Между тем, у него дома обнаружено гладкоствольное ружье без разрешительного документа.

Доказательствами совершения правонарушения в данном деле служили: материалы уголовного производства по ст. 115 УК Украины (Умышленное убийство), рапорт следователя и справка из базы данных «АРМОР» об оружии, зарегистрированном на территории Днепропетровской области.

По мнению судьи, виновность лица в совершении административного правонарушения не может основываться исключительно на материалах уголовного производства. Дело в том, что такие документы получены с нарушением установленной процедуры. Ведь составитель админпротокола не предоставил в суд доказательств того, что такие материалы были получены им надлежащим образом.

При этом рапорт следователя не является надлежащим процессуальным документом, на основании которого материалы уголовного производства могут быть предоставлены для составления админпротокола.

Кроме того, справка из базы данных о том, что у физлица не зарегистрировано оружие на территории Днепропетровской области, свидетельствует об отсутствии разрешительных документов лишь в одной из областей Украины. Поэтому такие доказательства не могут быть признаны надлежащими и допустимыми.

Также важным является общий вывод суда, сделанный на основе данного кейса. Так, в постановлении указано, что судья, рассматривая дело, не вправе самостоятельно менять фабулу, изложенную в протоколе об админправонарушении, во вред лицу. По сути, фабула представляет собой изложение обвинения в совершении определенного правонарушения. Виновность лица в таком нарушении должна быть доказана в суде.

Судья также не вправе самостоятельно отыскивать доказательства виновности лица. Ведь поступая таким образом, судья неизбежно перетягивает на себя функции обвинения, лишаясь статуса независимого органа правосудия.

С полным текстом судебного решения от 12 апреля 2018 года можно ознакомиться по ссылке.

Наличие сейфа еще не говорит о хранении

На гражданина составили админпротокол по ст. 190 КУАП (Незаконное хранение) за то, что он взял из сейфа огнестрельное охотничье оружие, не имея на это соответствующего разрешения.

Суд в постановлении от 16 марта 2018 года по делу №160/146/18 стал на сторону физлица. Суд заметил: изложенная в протоколе суть нарушения не отвечает диспозиции ст. 190 КУАП, ведь не доказано, что человек хранил в сейфе оружие. Поэтому физлицо не является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 190 КУАП. Дело закрыто в связи с отсутствием состава правонарушения.

Газовый пистолет и ст. 190 КУАП

В постановлении районного суда Харьковской области от 18 января 2018 года рассмотрено дело №637/38/18. Согласно админпротоколу, лицо совершило правонарушение по ст. 190 КУАП, поскольку отдало кому-то газовый пистолет. При этом владелец имел на пистолет разрешение.

Суд вернул материалы дела полиции для надлежащего оформления. Одна из причин — полиция не доказала, что газовый пистолет имеет отношение к ст. 190 КУАП. Ведь в ней речь идет только об огнестрельном охотничьем или холодном, а также пневматическом оружии.

Кроме того, в протоколе не указано, кому именно был передан пистолет, и какое именно огнестрельное оружие передало физлицо. Также суду не предоставлено само разрешение на газовый пистолет.

Вышеизложенное лишает суд возможности определить правильность диспозиции статьи, по которой направлены материалы в суд. Также суд сослался на п. 24 Постановления Пленума ВСУ от 23.12.2005 №14, согласно которому суд должен возвращать протоколы об админправонарушениях в правоохранительные органы для надлежащего оформления, если протокол составлен не уполномоченным на то лицом или протокол не соответствует ст. 256 КУАП.

Среди прочего, согласно ст. 256 КУАП, в протоколе об административном правонарушении излагается суть нарушения и другие данные, необходимые для решения дела.

С полным текстом судебного решения от 18 января 2018 года можно ознакомиться по ссылке.

В похожем деле, полиция пыталась привлечь к ответственности человека за хранение помпового ружья. Но суд резонно заметил, что ст. 190 КУАП не распространяется на такой вид оружия. Полный тест судебного решения от 28 мата 2018 года по делу №511/425/18 здесь.

Бланкетные и конкретные нормы законодательства

Постановлением суда Хмельницкой области от 11 января 2018 года по делу №676/137/18 материалы возвращены полиции для надлежащего оформления.

Суд заметил, что норма ст. 190 КУАП является бланкетной, и это обязывает человека, который составляет протокол, указать конкретные нормы законодательства, которые нарушило лицо при хранении огнестрельного оружия. Здесь имеется ввиду указ МВД от 21.08.1998 №622, которым утверждена Инструкция о порядке обращения с оружием и боеприпасами. В протоколе не указан конкретный пункт данной Инструкции, который нарушен физлицом.

Например, в п. 2.2 р. 1 Инструкции сказано, что разрешение на хранение охотничьего огнестрельного оружия выдается гражданам на 3 года. А в п. 12.4 Инструкции указано: приобретенное охотничье огнестрельное оружие на протяжении 10 дней со дня покупки должно быть зарегистрировано в органах полиции по месту жительства владельца с получением разрешения на хранение и ношение.

Аналогичный вывод содержится в постановлении районного суда Донецкой области от 13 декабря 2017 года по делу №222/1742/17.

А также в постановлении районного суда Одесской области от 28 мата 2018 года по делу №511/425/18.

Нарушение порядка составления административного протокола

Согласно ст. 256 КУАП, в протоколе об административном правонарушении указывается место и время совершения административного правонарушения, его суть и другие ведомости, необходимые для решения дела.

В соответствии с п. 9 р. ІІ Инструкции по оформлению материалов об админправонарушениях (приказ МВД от 06.11.2015 №1376), в протоколе указывается ФИО лица, которое составило протокол, полностью, без сокращений.

Судебная практика выявила следующие нарушения при составлении протокола, которые послужили основанием для возвращения материалов в полицию на доработку.

1. Статья 190 КУАП содержит две части. Вторая часть касается санкции за повторное нарушение этой статьи на протяжении года. В постановлении суда от 13 декабря 2017 года по делу №222/1742/17 указано, что в протоколе не обозначено, какая именно часть ст. 190 КУАП нарушена физлицом.

Аналогичный вывод сделан в постановлении от 16 марта 2018 года в деле №160/146/18.

2. В протоколе отсутствуют ведомости об идентификационных признаках ружья, которое хранило физлицо. Постановление суда от 11 января 2018 года по делу №676/137/18.

3. Не указано место жительства лица, которое привлекается к административной ответственности. Такое нарушение ст. 256 КУАП не дает возможности установить, относится ли рассмотрение данного дела к компетенции данного районного суда. Постановление суда от 13 декабря 2017 года по делу №222/1742/17.

4.Имя и отчество должностного лица, которое составило протокол, указано в сокращенном виде, что нарушает Инструкцию №1376. Постановление суда от 13 декабря 2017 года по делу №222/1742/17.

5. Не указано семейное положение человека, который привлекается к ответственности, и наличие/отсутствие несовершеннолетних лиц на его содержании. Отсутствует характеристика с мест жительства и работы, сведений о пребывании на учете в медицинских учреждениях, а также справки о размере доходов. Постановление суда от 12 марта 2018 года по делу №311/696/18.

6. Протокол составлен в отношении одного человека, но в дополнении к протоколу содержится ксерокопия паспорта другого человека. Поэтому достоверно не установлено лицо, которое совершило правонарушение. Постановление суда от 28 мата 2018 года по делу №511/425/18.

7. Не указана дата совершения правонарушения. Постановление суда от 6 апреля 2018 года по делу №222/523/18.

Конкуренция ст. 190 и ст. 192 КУАП

В постановлении суда Донецкой области от 7 марта 2018 года по делу №226/346/18 рассмотрен вопрос, что делать, если разрешение на оружие было, но закончился его срок, а владелец не продлил разрешение.

Протокол по админправонарушению поступил в суд по ст. 190 КУАП. Из протокола следовало, что владелец ружья имел разрешение, но не продлил срок его действия. Задержка составила почти год. Владелец свою вину признал и объяснил, что забыл про оружие, которое лежало в сейфе.

Но суд, несмотря на признание владельца, принял решение о закрытии дела, поскольку в протоколе неправильно определенно нарушение и статья. Так, согласно ст. 192 КУАП, нарушение гражданами сроков регистрации (перерегистрации) огнестрельного охотничьего оружия является отдельным правонарушением. Поэтому суд решил, что по ст. 190 КУАП, указанной в протоколе, состава правонарушение в данном деле нет.

С полным текстом судебного решения от 7 марта 2018 года можно ознакомиться по ссылке.

Добровольная сдача оружия не приветствуется

Рассмотрим дело №236/349/18, изложенное в постановлении местного суда Донецкой области от 14 февраля 2018 года.

Согласно фабуле дела, человек добровольно сдал гладкоствольное охотничье оружие, которое хранилось у него с 2002 года, в полицию. Благодарные стражи порядка наградили добропорядочного гражданина админпротоколом по ст. 190 КУАП. Ведь все это время он хранил оружие без соответствующего разрешения.

Признавая человека виновным, суд сослался на ст. 23 КУАП: административное взыскание является мерой ответственности и применяется с целью воспитания человека, который совершил правонарушение. Так ли уж надо воспитывать человека, который добровольно сдал оружие? Вот ч. 3 ст. 263 УК Украины, наоборот, освобождает человека, который добровольно сдал оружие, от уголовной ответственности.

С полным текстом судебного решения от 14 февраля 2018 года можно ознакомиться по ссылке.