Контролируемые сделки заполнение уведомления

Оглавление:

Заполнение уведомления о контролируемых сделках

Актуально на: 20 февраля 2017 г.

Некоторым налогоплательщикам не позднее 20 мая года, следующего за отчетным, необходимо представить в свою ИФНС уведомление о контролируемых сделках.

При заполнении уведомления о контролируемых сделках (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/[email protected] ) налогоплательщики должны учитывать некоторые правила.

Форму уведомления о контролируемых сделках можно скачать здесь.

Инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках

Заполняя уведомление о контролируемых сделках, нужно помнить, что:

1. По итогам года подается только одно уведомление. В нем должна содержаться информация обо всех контролируемых сделках, совершенных в отчетном году (Письмо Минфина от 25 января 2013 г. N 03-01-18/1-14 ).

2. Уведомление заполняется либо на компьютере, либо от руки чернилами черного/синего/фиолетового цвета.

3. Все поля уведомления заполняются слева направо.

4. Текстовые поля уведомления заполняются заглавными печатными буквами.

5. В уведомление нельзя вносить какие-либо исправления при помощи корректирующего или аналогичного средства.

6. Двусторонняя печать уведомления не допускается.

7. Страницы уведомления имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа. Страницы нумеруются следующим образом: первая – «00001», вторая – «00002» и т.д.

8. Если у вас нет какого-либо показателя, то в отведенных для его указания знакоместах ставятся прочерки. Также прочерки ставятся, если знакомест больше, чем указываемой информации. К примеру, поле ИНН содержит 12 знакомест, а так как ИНН организации состоит лишь из 10 цифр, то в уведомлении этот номер указывается так: «7714123456—». Правда, если форму вы заполняете на компьютере, то прочерки в пустых знакоместах можно и не ставить.

9. Стоимостные показатели отражаются в полных рублях (значения менее 50 коп. отбрасываются, более 50 коп. – округляются до полного рубля).

10. Если уведомление заполняется обычным физлицом (не ИП), то на титульном листе оно может не указывать свой ИНН.

11. Несмотря на то, что в Порядке заполнения уведомления о контролируемых сделках (утв. Приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/[email protected] ) говорится о том, что подпись руководителя организации заверяется печатью, оттиск круглой печати ставится только при ее наличии, т. е. он вовсе необязателен.

12. На титульном листе уведомления за 2016 год, представляемого в 2017 году, укажите свой вид деятельности по ОКВЭД2 (Письмо ФНС от 09.11.2016 № СД-4-3/[email protected]).

Состав уведомления о контролируемых сделках

Уведомление состоит из титульного листа, разделов: 1А, 1Б, 2 и 3. Причем, если уведомление подается в отношении сделок с юрлицами, то заполняется раздел 2, в отношении сделок с физлицами, ИП, нотариусами и т.п. – раздел 3.

Уведомление о контролируемых сделках: пример заполнения

Образец уведомления о контролируемых сделках можно посмотреть тут.

Заполняем уведомление о контролируемых сделках

Закон о контроле над трансфертным ценообразованием 1 поставил перед компаниями массу новых задач в области анализа и подтверждения цен сделок, которые с точки зрения налогового законодательства являются контролируемыми. Об особенностях заполнения уведомления о контролируемых сделках как главной отчетной формы о регулируемых ценах читайте в статье.

Новое законодательство вывело процесс контроля за трансфертным ценообразованием в России на новый уровень, требующий от налогоплательщиков реализации полномасштабной функции трансфертного ценообразования в рамках бизнес-процессов организации. В частности, новое законодательство предполагает более четко регламентированный подход к выделению контролируемых сделок и определению методологии подтверждения цен по таким сделкам, а также существенный объем отчетной документации, которую должны готовить компании на ежегодной основе. Так, в рамках отчетности по трансфертному ценообразованию организации должны подготовить внушительные пакеты подтверждающей документации по группам однородных контролируемых сделок, а также предоставить в инспекцию уведомление о совершенных за год контролируемых сделках (далее — Уведомление). И если пакеты подтверждающей документации не имеют четко установленной формы и подлежат предоставлению только по запросу налоговых инспекторов, то Уведомление должно предоставляться по всем без исключения контролируемым сделкам в четко регламентированном формате на ежегодной основе.
В рамках данной статьи мы подробнее остановимся на вопросах подготовки Уведомления, так как эта новая для компаний отчетная форма вызывает множество вопросов и предполагает сбор и систематизацию огромного количества информации о сделках компании.
О наличии у компаний трудностей с заполнением Уведомления свидетельствует и перенос срока подачи этого документа за отчетный 2012 год с 20 мая до 20 ноября 2013 года 2 . Судя по всему, изначально законодатели не уделили достаточного внимания трудоемкости подготовки отчета, в особенности для компаний, количество контролируемых сделок у которых измеряется десятками и даже сотнями тысяч. А ведь Уведомление предполагает раскрытие существенного объема информации по каждой такой сделке. Компании получили отсрочку, необходимую для корректной подготовки Уведомления и для разрешения спорных вопросов.
Далее будут рассмотрены наиболее распространенные трудности, с которыми, по нашему опыту, сталкивается значительное количество организаций в связи с необходимостью уведомить инспекции о совершенных контролируемых сделках. В статье не будем подробно останавливаться на содержании разделов Уведомления, предполагая, что читатели, заинтересованные вопросами трансфертного ценообразования, знакомы с законодательством и свободно оперируют нумерацией разделов.

Группировка однородных контролируемых сделок
Согласно устоявшемуся пониманию, под контролируемыми сделками подразумеваются отдельные операции, к примеру, единичная поставка некоторого товара одному покупателю 3 . Таким образом, за год компания может заключить несколько сотен тысяч контролируемых сделок. При этом предусмотрена возможность группировки однородных сделок в целях подготовки обосновывающей документации и заполнения некоторых разделов Уведомления. Информация об однородных сделках, объединенных в группу, указывается один раз — при заполнении раздела 1А Уведомления. С каждым из листов 1А связаны один или несколько листов 1Б, на которых указываются сведения о каждом из предметов контролируемых сделок, входящих в группу однородных сделок, включая сведения о местах отправки/доставки, договоре, в рамках которого совершается сделка, цене, количестве и т. д.
При этом некоторые трудности возникают при объединении отдельных контролируемых сделок в группы однородных сделок. Согласно законодательству, однородными признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги), совершенные в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях 4 . Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки 5 . Однородными товарами признаются товары, не являющиеся идентичными, имеющие сходные характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми 6 .
Приведенные выше принципы однородности, как показывает практика общения с налоговыми инспекторами, не позволяют однозначно классифицировать сделки и их предметы на группы однородных. До какой степени характеристики товаров/услуг являются схожими? Можно ли считать апельсины и яблоки однородными товарами или же признавать их неоднородными?
В случае если организация уже приступила к подготовке документации, обосновывающей соответствие цены контролируемой сделки рыночной, возникает вопрос, можно ли для целей заполнения Уведомления группировать контролируемые сделки по листам 1А таким же образом, как это было сделано для целей подготовки документации. Такая группировка может быть использована при заполнении Уведомления, но следует учитывать, что указанные на листе 1А характеристики группы контролируемых сделок должны совпадать для всех сделок, включенных в группу. К примеру, на листе 1А предусмотрены поля, содержащие информацию о контрагенте сделки. Зачастую в одну группу для целей подготовки документации объединяются однородные по своей сути сделки с несколькими контрагентами. Для целей заполнения Уведомления такая группировка может вызывать вопросы, поскольку однозначно заполнить лист 1А в данном случае нельзя.
Предусмотрена возможность объединения и листов раздела 1Б. Так, в письмах ФНС России указывает, что допускается суммирование количества поставляемого товара и заполнение одного листа 1Б 7 . К примеру, при ежемесячной поставке одних и тех же упаковок карандашей консалтинговой компании по одному и тому же адресу указать характеристики таких поставок можно на одном листе 1Б. Необходимым условием для проведения такого суммирования является совпадение характеристик, указанных в пунктах 030—110 и 130 раздела 1Б, всех поставок такого товара/оказания услуги. Положение распространяется на непрерывные долгосрочные поставки в адрес одного и того же покупателя. Отдельно указывается, что при изменении хотя бы одного из показателей пунктов 030—110 и 130 раздела 1Б либо окончании отчетного периода суммирование прекращается 8 . К досаде многих организаций, нельзя группировать поставки одного и того же товара, по одному и тому же договору, между одними и теми же лицами, с неизменной ценой, если эта цена выражена в иностранной валюте. Обусловлено это тем, что из-за колебания курса валют цена, выраженная в рублях для отражения в российской бухгалтерской отчетности, будет каждый раз отличаться, и формальные требования законодательства для объединения листов 1Б не будут выполняться.
Вопросы вызывает также группировка листов раздела 2 Уведомления. Налоговый кодекс не содержит однозначного ответа, возможно ли указать информацию о контрагенте лишь один раз в случае, если контрагент участвует в нескольких контролируемых сделках (группах контролируемых сделок), указанных на различных листах раздела 1А Уведомления. С одной стороны, многократное повторение информации об одном и том же контрагенте выглядит нецелесообразным. С другой стороны, формально на листе раздела 2 необходимо указать порядковые номера соответствующих листов разделов 1А и 1Б.

Округление сумм при заполнении Уведомления
Трудности при заполнении Уведомления возникают и при округлении сумм доходов/расходов по контролируемым сделкам. Поле 140 раздела 1Б Уведомления «Итого стоимость без учета НДС, акцизов и пошлины, руб.» предусматривает заполнение целым числом 9 . В это поле должна записываться стоимость предмета контролируемой сделки. Также поля 300 и 310 раздела 1А «Сумма доходов (расходов) налогоплательщика по контролируемой сделке» предусматривают заполнение целым числом. При этом сумма стоимостей, указанных в листах 1А и 1Б, связанных с соответствующим листом 1А, должна совпадать 10 . Рассмотрим на примере.

Пример
За отчетный период было осуществлено 3 поставки одних и тех же ТМЦ одному поставщику, но по разным договорам на сумму 2 034 225,32 руб. (см. таблицу).
Поскольку на листах раздела 1Б указывается номер договора, по которому был поставлен товар, необходимо будет заполнить три листа раздела 1Б на каждую из поставок. Листы 1Б заполняются потранзакционно, в них будут указаны суммы по строкам (1)—(3) столбца «Округленные суммы». Поскольку товар один и тот же, поставляется одному поставщику, эти три поставки могут быть объединены в одну группу однородных сделок, то есть может быть заполнен только один лист 1А. Если сначала сложить все суммы по первичным документам (строка (4) столбца «Сумма по договору»), а затем произвести округление, то сумма, которую нужно поставить в Уведомление, составит 2 034 225 руб. Таким образом, возникает несовпадение суммы, указанной в листе 1А, и сумм, указанных на соответствующих этому листу 1А листах 1Б. При большом количестве контролируемых сделок данное различие становится довольно существенным.

При заполнении Уведомления следует обращать внимание на разницы, возникающие при округлении сумм стоимостей, для того чтобы суммы, указанные на листе 1А и соответствующих ему листах 1Б, совпадали.

Сделки купли-продажи: курсовые, суммовые разницы.
Наиболее распространенными вопросами касательно сделок купли-продажи являются учет курсовых и суммовых разниц и учет премий и бонусов покупателю.
На данный момент практика по трансфертному ценообразованию меняется непрерывно и иногда в противоположных направлениях. Мнения, высказываемые в письмах Минфина России, зачастую противоречат друг другу и тому пониманию налоговых норм, которое складывается исходя из устных высказываний проверяющих. К примеру, учет суммовых и курсовых разниц в целях проверки соответствия цен контролируемых сделок рыночным был формально прокомментирован лишь недавно 11 . В письме ведомство ссылается на положения Налогового кодекса и разъясняет, что расходы в виде отрицательной (положительной) разницы должны учитываться в составе расходов фирмы при определении оборотов между контрагентами.

. и учет бонусов
Организациям стоит обратить внимание на учет бонусов и премий, предоставляемых продавцом покупателю товара при достижении установленного объема поставок. Закон № 39 ФЗ дополняет статью Налогового кодекса, определяющую порядок определения налоговой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) 12 , пунктом, касающимся выплат премий покупателю. В соответствии с этим пунктом выплата продавцом покупателю премии за выполнение покупателем определенных условий договора поставки, включая приобретение определенного объема товаров (работ, услуг), уменьшает для целей исчисления налоговой базы продавцом стоимость отгруженных товаров, но только в том случае, если такое уменьшение стоимости предусмотрено договором.
Ранее ФНС России в своем письме подтверждала эту позицию, указывая, что стоимость товаров при заполнении Уведомления как продавцом, так и покупателем нужно отражать с учетом предоставленных бонусов/премий 13 . Таким образом, не возникает сомнений, что премии/скидки необходимо учитывать для целей определения соответствия цен контролируемых сделок рыночным. Сложности зачастую возникают, если продавец учитывает предоставленные покупателям скидки/бонусы как внереализационные расходы. В этом случае, по нашему опыту, чаще всего трудно или невозможно определить, к каким объектам относятся выплаченные скидки/премии.
К примеру, по договору скидка в размере 10% предоставляется покупателю, если в течение года покупатель приобретет товаров типа А количеством свыше 80 000 единиц. Покупатель за весь год приобрел продукции на 180 000 руб., в том числе товаров типа А. По итогам года была рассчитана скидка, которая составила 10 000 руб. Допустим, данная скидка в бухгалтерском учете продавца будет проведена отдельной проводкой как внереализационный расход. В таком случае из бухгалтерских данных не будет ясно, к какому виду продукции ее следует отнести и, следовательно, на каких листах 1Б и 1А уменьшить стоимость проданных товаров. Таким образом, для того чтобы корректно заполнить Уведомление, необходима информация из договора. При большом количестве подобных сделок это означает значительные трудозатраты для бухгалтера фирмы.
По заполнению Уведомления о контролируемых сделках все еще возникает множество вопросов. До появления результатов проверок Уведомления за 2012 год (то есть примерно до первого полугодия 2014 г.) правоприменительная практика будет отсутствовать, поэтому оценить вероятность претензий со стороны проверяющих при подаче Уведомления за 2012 год будет достаточно затруднительно. В этой ситуации каждый случай следует рассматривать индивидуально и по возможности запрашивать подтверждение спорных позиций у инспекторов. По тем вопросам, где ответ проверяющих может трактоваться по-разному, по нашему опыту, большинство компаний предпочитает придерживаться консервативной позиции.
Отсрочка подачи Уведомления за 2012 отчетный год до 20 ноября 2013 года позволяет организациям разрешить все вопросы и согласовать спорные позиции с налоговыми инспекциями до подачи Уведомления, избежав штрафных санкций.

Сноски:
1 Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ
2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 39-ФЗ (далее — Закон № 39-ФЗ)
3 письмо ФНС России от 30.08.2012 № ОА-4-13/[email protected]
4 п. 5 ст. 105.7 НК РФ
5 п. 6 ст. 38 НК РФ
6 п. 7 ст. 38 НК РФ
7 письмо ФНС России от 22.01.2013 № ОА-4-13/[email protected]
8 письмо ФНС России от 29.11.2012 № ОА-4-13/20093
9 приказ ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]
10 письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182 (далее — Письмо № ОА-4-13/18182)
11 письмо Минфина России от 27.03.2013 № 03-01-18/9758
12 ст. 154 НК РФ
13 Письмо № ОА-4-13/18182

Заполняем уведомление о контролируемых сделках правильно

В соответствии с требованиями главы 14.4 Налогового кодекса, всем налогоплательщикам следует извещать налоговые инспекции о совершении так называемых контролируемых сделок. О том, какие именно сделки принято считать контролируемыми, как заполнить уведомление о контролируемых сделках быстро и без ошибок, когда его необходимо сдать в фискальные органы, читайте в этом материале.

Причины составления отчётности

Необходимость отчитываться о проведении контролируемых сделок возникла сравнительно недавно – с 2012 года. К этому времени Правительство РФ решило взять под свой контроль процессы трансфертного ценообразования в компаниях. Поправки в законодательство вынудили налогоплательщиков разработать новые бизнес-процессы, позволяющие правильно структурировать контролируемые сделки и определить методологию расчёта цен по ним.

В рамках отчётности по контролируемым сделкам компании вынуждены собирать пакет оправдательных документов, подтверждающих прозрачность и обоснованность совершённых хозяйственных операций. Хотя действующая на сегодняшний день инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках не содержит чётко прописанных норм относительно формата подтверждающих документов, их количества и содержания, само уведомление составляют по регламентированной законодательством форме и сдают на ежегодной основе.

Нюансы законодательства

В целях налогообложения, а также с учётом положений и норм ст. 105.16 НК РФ, к контролируемым принято относить сделки, в совершении которых участвуют взаимозависимые лица, а также аналогичные операции, соответствующие критериям п. 1 ст. 105.14 Кодекса.

Основные критерии и признаки взаимозависимости лиц, а также порядок их определения изложены в гл. 14.1 НК РФ. Здесь, например, сказано, что взаимозависимыми всегда признаются сделки, по которым:

  • в течение одного календарного года был получен доход более 60 млн рублей;
  • одна сторона была освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль либо имела право рассчитывать его по ставке 0%, а вторая сторона такими льготами не пользовалась;
  • оба участника зарегистрированы/проживают/имеют статус резидента в РФ.

По действующим нормам налогового законодательства российские налогоплательщики (компании, коммерсанты, нотариусы и адвокаты), совершившие в прошлом календарном году хотя бы одну контролируемую сделку, обязаны известить об этом свою инспекцию ФНС.

Чтобы выполнить требование законодателей, приходится составлять уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, форма которого есть в приказе ФНС России за № ММВ-7-13/[email protected]

В настоящее время заполнение этого документа подразумевает раскрытие большого массива информации по каждой контролируемой операции, а также наличие определённых знаний, необходимых для корректного составления отчётности.

Какие данные нужно отражать

Исходя из вида и особенностей конкретной сделки, в документе показывают самые разные сведения. Рассматривая рядовой пример заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, можно сделать вывод, что обычно в отчёт попадают данные о следующих хозяйственных операциях:

  • аренда имущества, а также его безвозмездное получение;
  • операции со своими и приобретёнными ценными бумагами;
  • сделки строительного порядка;
  • разнообразные агентские операции;
  • сделки, в рамках кредитных договоров и получения займов;
  • возмещение ущерба, возникшего по причине ненадлежащего исполнения обязательств.

Следует учесть, что некоторые доходы не имеют отношения к контролируемым сделкам. Соответственно, они не подлежат отражению в уведомлении. К ним относят суммы, полученные в результате переоценки валютных ценностей и обязательств, драгоценных металлов, ценных бумаг, иного имущества. Сказанное выше касается также доходов от долевого участия, дивидендов, а также сумм восстановленных резервов.

Форма документа и правила заполнения

Составляя этот документ, желательно принимать во внимание все требования глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Действующий в настоящий момент порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках предусматривает соблюдение изложенных ниже правил:

  • По итогам прошедшего календарного года составляют всего одно уведомление и в нём отражают сведения обо всех сделках, подлежащих контролю.
  • Заполнять бланк можно как на компьютере, так и вручную. В этом случае необходимо использовать синие/фиолетовые/чёрные чернила.
  • Все поля уведомления нужно заполнять слева направо.
  • Текстовые поля прописываются заглавными печатными буквами.
  • Номера телефонов указывают, начиная с символа «+» или цифры 8 без пробелов.
  • Подчистки, исправления, использование корректирующих средств недопустимо.
  • Бланк распечатывают только на одной стороне листа.
  • Если какой-либо показатель отсутствует, то в данном поле необходимо проставить прочерки.
  • В уведомлении используют только единицы измерения, прямо поименованные в классификаторе ОКЕИ.
  • Все стоимостные показатели налогоплательщик обязан выражать в полных рублях. Числа округляют по правилам математики до ближайшего целого числа: суммы менее 50 копеек при этом не учитывают, а более 50 копеек – округляют до целого рубля. Данное требование становится существенным при большом количестве контролируемых сделок.
  • Если в первичных документах количественное значение указано дробным числом, при заполнении уведомления его округляют по приведённым выше правилам.
  • Если контролируемая сделка проводилась в иностранной валюте, в документе её необходимо отражать в российских рублях. Причём, для пересчёта используют кросс-курс, действовавший на дату отражения операции в бухучёте.

Многие бухгалтеры интересуются, как следует нумеровать уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения этого документа показывает, что его страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. В специально отведённых для этого клетках проставляют цифры «00001», «00002» и далее по порядку.

Обратите внимание: если уведомление заполняет физлицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, ИНН можно не проставлять. Тогда необходимо заполнить персональные данные. На титульном лице следует указать сведения об удостоверяющем личность документе, дату и место рождения, гражданство.

Состав уведомления

  • Титульный лист: в нём прописывают общие сведения о налогоплательщике.
  • Разделы 1А и 1Б – в них раскрывают суть сделок и указывают сведения об их предмете.
  • Раздел 2 – заполняют в отношении сделок, заключённых с юридическими лицами.
  • Раздел 3 – составляют при сделках с физическими лицами, нотариусами, предпринимателями, адвокатами.

Не все директора компаний знают, нужно ли подписывать уведомление о контролируемых сделках. Пример заполнения этого документа свидетельствует о том, что он должен быть заверен подписью руководителя и скреплен печатью организации. Если фирма приняла решение работать без печати и закрепила это положение в своих учредительных документах, оттиск на отчёте проставлять не нужно.

Правила группировки

Законодатели дали налогоплательщикам возможность группировать сделки по признакам однородности. При реализации этого права следует учесть положения ст. 38 НК РФ, где изложены определения однородности и идентичности. Руководствуясь п. 5 ст. 105.7 Кодекса, компания сможет правильно разделить сделки по группам. Не забудьте также изучить нормы ст. 105.5. Они помогут определить критерии сопоставимости.

Если какие-либо сделки нельзя считать однородными, необходимые сведения о них следует отражать в отдельных графах уведомления. Такое часто случается при закупке нескольких партий товаров. Тогда итоговое количество листов Раздела Б должно совпадать с количеством операций по каждой товарной позиции.

В какие сроки нужно сдавать

Российский Налоговый кодекс однозначно отвечает на этот вопрос: заполнение уведомления о контролируемых сделках необходимо произвести после окончания отчётного периода. Сдать его в инспекцию ФНС по месту регистрации придётся до 20 мая года, следующего за тем, в котором имели место контролируемые сделки. Соответствующий императив содержит текст ст. 105.16 НК РФ.

Уведомление можно сдавать лично в канцелярию своей инспекции ФНС, переслать на её адрес по почте заказным письмом или отправить по электронным каналам связи. Выбор того или иного способа не регламентирован Налоговым кодексом, всё зависит только от желания и возможностей отчитывающегося лица.

Что будет, если не подать

Если вы не знаете, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, это не причина отказаться от представления этой формы налоговой отчётности. Для тех, кто не сдаст данный документ в инспекцию ФНС, нарушителю грозит наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Компании и их обособленные подразделения предоставляют составленный и надлежащим образом подписанный документ в инспекцию ФНС по месту своей регистрации. Физлица могут отчитываться по своему месту жительства.

Для крупнейших российских компаний действует аналогичный порядок: используемую сейчас форму уведомления о контролируемых сделках они заполняют по приведённым выше правилам и сдают в налоговый орган, где они числятся на учёте по данному основанию.

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения данного документа может быть востребован самым широким кругом бизнесов и является обязательным элементом налоговой отчетности фирм, являющихся субъектами данных сделок. Каковы особенности заполнения соответствующего уведомления?

Структура данных в уведомлении о контролируемых сделках в форме ФНС и в «1С»

В соответствии с п. 2 ст. 105.16 НК РФ субъекты контролируемых сделок (или приравненных к таковым) должны направлять в ФНС уведомление, отражающее информацию по данным сделкам, до 20 мая года, следующего за отчетным.

Какие сделки признаются контролируемыми, узнайте из публикации.

Рассматриваемый документ заполняется по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524.

Утвержденное ФНС уведомление о контролируемых сделках состоит из следующих основных элементов:

  • 2 листов, в которых отражаются сведения о налогоплательщике;
  • разделов 1А и 1Б, отражающих сведения о контролируемых сделках налогоплательщика;
  • разделов 2 и 3, отражающих сведения о контрагентах, с которыми налогоплательщик вступал в правоотношения.

Современные бухгалтерские программы, такие как 1С, позволяют заполнить форму уведомления о контролируемых сделках посредством ввода указанных выше типов данных в специальные формы программного интерфейса. После внесения пользователем всех данных ПО автоматически переносит их в поля, соответствующие разделам 1А, 1Б, 2 и 3 и формирует документ, идентичный разработанной ФНС форме. Его можно распечатать, подписать и отправить в налоговую.

Рассматриваемое уведомление можно представить в ФНС и в электронном виде, но для этого у плательщика должна иметься квалифицированная электронная подпись (или КЭП) а также соответствующее ПО для отправки файла с КЭП через интернет.

Вне зависимости от способа формирования уведомления о контролируемых сделках (прямой ввод данных в форму или через 1С), сложности у налогоплательщиков вызывает заполнение разделов 1А, 1Б, 2 и 3 соответствующего документа. Сложности связаны прежде всего с определением конкретного перечня фактов, отражаемых в уведомлении.

Рассмотрим, какие именно сведения должны указываться в документе.

Указываем сведения о контролируемых сделках в разделах 1А и 2Б: нюансы

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Заполняем разделы 2 и 3: на что обратить внимание

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

Однотипные сделки: каковы их критерии?

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и сервисов,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

Где можно скачать образец уведомления о контролируемых сделках

Скачать образец формы уведомления о контролируемых сделках вы можете на нашем специализированном портале. В нем отражена специфика отражения данных о субъектах соответствующих правоотношений в статусе юридических лиц. Образец доступен по ссылке ниже.

С 2018 года ФНС планирует применять обновленную форму уведомления о контролируемых сделках. Узнайте об этом здесь. Но для отчетности за 2017 год следует использовать уведомление, форма которого утверждена приказом ФНС от 27.07.2012 № ММВ-7-13/[email protected]

Все фирмы, являющиеся субъектами контролируемых сделок, до 20 мая года, следующего за отчетным, должны направлять в ФНС уведомления о контролируемых сделках. В данном источнике отражаются данные о соответствующих сделках, а также информация о контрагентах участвовавшей в них фирмы.

Узнать больше о практическом применении норм права, регулирующих правоотношения с участием субъектов контролируемых сделок, вы можете в статьях:

Заполняем уведомление о контролируемых сделках правильно

В соответствии с требованиями главы 14.4 Налогового кодекса, всем налогоплательщикам следует извещать налоговые инспекции о совершении так называемых контролируемых сделок. О том, какие именно сделки принято считать контролируемыми, как заполнить уведомление о контролируемых сделках быстро и без ошибок, когда его необходимо сдать в фискальные органы, читайте в этом материале.

Причины составления отчётности

Необходимость отчитываться о проведении контролируемых сделок возникла сравнительно недавно – с 2012 года. К этому времени Правительство РФ решило взять под свой контроль процессы трансфертного ценообразования в компаниях. Поправки в законодательство вынудили налогоплательщиков разработать новые бизнес-процессы, позволяющие правильно структурировать контролируемые сделки и определить методологию расчёта цен по ним.

В рамках отчётности по контролируемым сделкам компании вынуждены собирать пакет оправдательных документов, подтверждающих прозрачность и обоснованность совершённых хозяйственных операций. Хотя действующая на сегодняшний день инструкция по заполнению уведомления о контролируемых сделках не содержит чётко прописанных норм относительно формата подтверждающих документов, их количества и содержания, само уведомление составляют по регламентированной законодательством форме и сдают на ежегодной основе.

Нюансы законодательства

В целях налогообложения, а также с учётом положений и норм ст. 105.16 НК РФ, к контролируемым принято относить сделки, в совершении которых участвуют взаимозависимые лица, а также аналогичные операции, соответствующие критериям п. 1 ст. 105.14 Кодекса.

Основные критерии и признаки взаимозависимости лиц, а также порядок их определения изложены в гл. 14.1 НК РФ. Здесь, например, сказано, что взаимозависимыми всегда признаются сделки, по которым:

  • в течение одного календарного года был получен доход более 60 млн рублей;
  • одна сторона была освобождена от обязанностей по уплате налога на прибыль либо имела право рассчитывать его по ставке 0%, а вторая сторона такими льготами не пользовалась;
  • оба участника зарегистрированы/проживают/имеют статус резидента в РФ.

По действующим нормам налогового законодательства российские налогоплательщики (компании, коммерсанты, нотариусы и адвокаты), совершившие в прошлом календарном году хотя бы одну контролируемую сделку, обязаны известить об этом свою инспекцию ФНС.

Чтобы выполнить требование законодателей, приходится составлять уведомление о контролируемых сделках за 2017 год, форма которого есть в приказе ФНС России за № ММВ-7-13/[email protected]

В настоящее время заполнение этого документа подразумевает раскрытие большого массива информации по каждой контролируемой операции, а также наличие определённых знаний, необходимых для корректного составления отчётности.

Какие данные нужно отражать

Исходя из вида и особенностей конкретной сделки, в документе показывают самые разные сведения. Рассматривая рядовой пример заполнения уведомления о контролируемых сделках за 2017 год, можно сделать вывод, что обычно в отчёт попадают данные о следующих хозяйственных операциях:

  • аренда имущества, а также его безвозмездное получение;
  • операции со своими и приобретёнными ценными бумагами;
  • сделки строительного порядка;
  • разнообразные агентские операции;
  • сделки, в рамках кредитных договоров и получения займов;
  • возмещение ущерба, возникшего по причине ненадлежащего исполнения обязательств.

Следует учесть, что некоторые доходы не имеют отношения к контролируемым сделкам. Соответственно, они не подлежат отражению в уведомлении. К ним относят суммы, полученные в результате переоценки валютных ценностей и обязательств, драгоценных металлов, ценных бумаг, иного имущества. Сказанное выше касается также доходов от долевого участия, дивидендов, а также сумм восстановленных резервов.

Форма документа и правила заполнения

Составляя этот документ, желательно принимать во внимание все требования глав 14.2 и 14.3 НК РФ. Действующий в настоящий момент порядок заполнения уведомления о контролируемых сделках предусматривает соблюдение изложенных ниже правил:

  • По итогам прошедшего календарного года составляют всего одно уведомление и в нём отражают сведения обо всех сделках, подлежащих контролю.
  • Заполнять бланк можно как на компьютере, так и вручную. В этом случае необходимо использовать синие/фиолетовые/чёрные чернила.
  • Все поля уведомления нужно заполнять слева направо.
  • Текстовые поля прописываются заглавными печатными буквами.
  • Номера телефонов указывают, начиная с символа «+» или цифры 8 без пробелов.
  • Подчистки, исправления, использование корректирующих средств недопустимо.
  • Бланк распечатывают только на одной стороне листа.
  • Если какой-либо показатель отсутствует, то в данном поле необходимо проставить прочерки.
  • В уведомлении используют только единицы измерения, прямо поименованные в классификаторе ОКЕИ.
  • Все стоимостные показатели налогоплательщик обязан выражать в полных рублях. Числа округляют по правилам математики до ближайшего целого числа: суммы менее 50 копеек при этом не учитывают, а более 50 копеек – округляют до целого рубля. Данное требование становится существенным при большом количестве контролируемых сделок.
  • Если в первичных документах количественное значение указано дробным числом, при заполнении уведомления его округляют по приведённым выше правилам.
  • Если контролируемая сделка проводилась в иностранной валюте, в документе её необходимо отражать в российских рублях. Причём, для пересчёта используют кросс-курс, действовавший на дату отражения операции в бухучёте.

Многие бухгалтеры интересуются, как следует нумеровать уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения этого документа показывает, что его страницы нужно нумеровать, начиная с титульного листа. В специально отведённых для этого клетках проставляют цифры «00001», «00002» и далее по порядку.

Обратите внимание: если уведомление заполняет физлицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель, ИНН можно не проставлять. Тогда необходимо заполнить персональные данные. На титульном лице следует указать сведения об удостоверяющем личность документе, дату и место рождения, гражданство.

Состав уведомления

  • Титульный лист: в нём прописывают общие сведения о налогоплательщике.
  • Разделы 1А и 1Б – в них раскрывают суть сделок и указывают сведения об их предмете.
  • Раздел 2 – заполняют в отношении сделок, заключённых с юридическими лицами.
  • Раздел 3 – составляют при сделках с физическими лицами, нотариусами, предпринимателями, адвокатами.

Не все директора компаний знают, нужно ли подписывать уведомление о контролируемых сделках. Пример заполнения этого документа свидетельствует о том, что он должен быть заверен подписью руководителя и скреплен печатью организации. Если фирма приняла решение работать без печати и закрепила это положение в своих учредительных документах, оттиск на отчёте проставлять не нужно.

Правила группировки

Законодатели дали налогоплательщикам возможность группировать сделки по признакам однородности. При реализации этого права следует учесть положения ст. 38 НК РФ, где изложены определения однородности и идентичности. Руководствуясь п. 5 ст. 105.7 Кодекса, компания сможет правильно разделить сделки по группам. Не забудьте также изучить нормы ст. 105.5. Они помогут определить критерии сопоставимости.

Если какие-либо сделки нельзя считать однородными, необходимые сведения о них следует отражать в отдельных графах уведомления. Такое часто случается при закупке нескольких партий товаров. Тогда итоговое количество листов Раздела Б должно совпадать с количеством операций по каждой товарной позиции.

В какие сроки нужно сдавать

Российский Налоговый кодекс однозначно отвечает на этот вопрос: заполнение уведомления о контролируемых сделках необходимо произвести после окончания отчётного периода. Сдать его в инспекцию ФНС по месту регистрации придётся до 20 мая года, следующего за тем, в котором имели место контролируемые сделки. Соответствующий императив содержит текст ст. 105.16 НК РФ.

Уведомление можно сдавать лично в канцелярию своей инспекции ФНС, переслать на её адрес по почте заказным письмом или отправить по электронным каналам связи. Выбор того или иного способа не регламентирован Налоговым кодексом, всё зависит только от желания и возможностей отчитывающегося лица.

Что будет, если не подать

Если вы не знаете, как заполнить уведомление о контролируемых сделках, это не причина отказаться от представления этой формы налоговой отчётности. Для тех, кто не сдаст данный документ в инспекцию ФНС, нарушителю грозит наложение штрафа в размере 5 тысяч рублей.

Компании и их обособленные подразделения предоставляют составленный и надлежащим образом подписанный документ в инспекцию ФНС по месту своей регистрации. Физлица могут отчитываться по своему месту жительства.

Для крупнейших российских компаний действует аналогичный порядок: используемую сейчас форму уведомления о контролируемых сделках они заполняют по приведённым выше правилам и сдают в налоговый орган, где они числятся на учёте по данному основанию.