Какие правоотношения регулирует конституционное право

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

«Конституционное право» – термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д. Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.

Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

  1. связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
  2. связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Таким образом, конституционное право России – ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства – с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

  • Конституция РФ и ее свойства;
  • основы конституционного строя России;
  • основы конституционно-правоюго статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).

2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

  • парламентское право РФ;
  • избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;
  • институт главы государства;
  • институт Правительства РФ;
  • конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;
  • территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Каждая составная часть системы конституционного права – это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений

Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт.

  • В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация. есть демократическое. правовое государство. »), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. ») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.
  • Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию. » (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диапозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием. или выносится на всенародное голосование. » (ч. 3 ст. 135) и др.
  • Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).
  • Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

Можно выделить и некоторые особенности конституционно-правовых отношений (обусловленные главным образом спецификой предмета, метода конституционно-правового регулирования и конституционно-правовых норм).

  • Конституционные правоотношения есть базовые общественные отношения в тех сферах, которые подпадают под объект конституционно-правового регулирования (специфика объекта правоотношений), соответственно, содержание конституционных правоотношений составляют лишь основополагающие (без детализации) права и обязанности субъектов этих отношений в сфере правового регулирования статуса личности, организации государства и функционирования публичной власти.
  • К специфике субъектного состава относится то, что субъектом только конституционных правоотношений может выступать народ (именно народ, а не население определенной территории, определенная группа граждан и пр.), в частности, при участии в референдуме, во всеобщих выборах, в правомерных акциях неповиновения существующему неправовому, антиконституционному режиму.
  • Наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений – событиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т. п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т. п.) конституционные правоотношения могут порождать и юридические факты – состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации).
  • Особый механизм реализации конституционных правоотношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).

4.1. Понятие конституционного права, его предмет, метод и источники

Конституционное право — это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ » Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности»). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ «Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление»).

Субъекты конституционного права:

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ » О гражданстве Российской Федерации»);

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы — исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.

помогите пожалуйста! Какие вопросы регулируют нормы конституционного права.

Конституционное право содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права, и, таким образом, определяет основы других отраслей системы права — административного, финансового, уголовного, гражданского и т. д.
Конституционное право подразделяется на отдельные институты, что определяет систему государственного права зарубежных стран. Институт государственного права — совокупность однородных норм, регулирующих определенный вид общественных отношений (например, институт парламента, институт делегированного законодательства) .
Предметом правового регулирования государственного права зарубежных стран являются определенные группы общественных отношений, складывающиеся в процессе осуществления государственной власти. Будучи урегулированы нормами государственного права, эти общественные отношения становятся конституционно-(государственно-)правовыми. Однако государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений, и правоотношения, возникающие при этом, далеко не всегда являются государственно-правовыми. К числу же форм осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения, относятся:
— законодательство;
— нормоустанавливающая деятельность правительства;
— выборы, референдумы;
— порядок осуществления прав и свобод;
— надзор и контроль за местными органами управления и т. д.

КОНСТИТУЦИОННО- (ГОСУДАРСТВЕННО-) ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ — такая группа общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами государственного права.

Субъекты государственно-правовых отношений:
— центральные органы государственной власти и управления;
— органы конституционного надзора;
— члены федерации;
— местные органы государственной власти и муниципалитеты;
— депутаты центральных и местных представительных учреждений;
— граждане и подданные.
В некоторых странах субъектами могут быть центральные и местные партийные органы.
Государственно-правовые отношения складываются между различными субъектами. Прежде всего — это отношения, возникающие между центральными органами государственной власти в процессе их деятельности. Обширная группа конституционно-правовых отношений возникает в федеративных государствах между союзом в лице его органов государственной власти и отдельными субъектами федерации. Во время всеобщих выборов возникают государственно-правовые отношения между гражданами и подданными и центральными органами государственной власти. В обществе, таким образом, существует множество видов конституционно-правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.

Какие правоотношения регулирует конституционное право

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности); 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения». Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью); 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ); 3) общественные объединения.

Объект конституционных отношений – предмет, по поводу которого возникают правоотношения.

Методы конституционного права – совокупность специфических приемов и способов правового воздействия на отдельные общественные отношения в сфере конституционного регулирования.

Главной особенностью методов конституционного права является их разнообразие, которое сформировалось в силу значительного числа регулируемых общественных отношений.

Способы конституционного регулирования на общественные отношения: 1) дозволение; 2) возложение обязанностей; 3) запрет.

Конституционно-правовые методы: 1) императивный; 2) диспозитивный и др.

КП РФ – отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основополагающие общественные отношения между человеком, обществом и государством.

Общественные отношения, регулируемые нормами отрасли права, в юриспруденции принято именовать ее предметом.

Уяснение вопроса о предмете отрасли права является предпосылкой правильного понимания тех общих сущностных качеств, которые свойственны ее нормам. Без учета родовой принадлежности правовых норм к определенной отрасли, к конкретному институту нельзя в полной мере раскрыть назначение и роль этих норм в правовом регулировании общественных отношений. Результат действия каждой правовой нормы должен оцениваться с учетом функционального назначения всей отрасли права.
Таким образом, предметом конституционного права являются такие отношения, которые можно назвать базовыми, основополагающими. Они образуют как бы фундамент всего здания сложной системы социальных связей, подлежащих правовому воздействию. Эти базовые отношения – системообразующие, оформляющие целостность общества, его единство как организованной и функционирующей структуры, основанной на общих началах политического, экономического и социального устройства. В силу такого всеобъемлющего характера общественных отношений, являющихся предметом конституционного права, они отличаются большим многообразием, представляют сложную систему.

По содержанию, функциональному назначению можно выделить четыре основных группы таких отношений. Рассмотрим их.

1. Нормы конституционного права регулируют общественные отношения, определяющие принципы, на которых основано устройство государства и общества.

В этих отношениях выражается, прежде всего, качественная характеристика государства: суверенитет, форма государственного устройства, субъекты государственной власти и способы ее реализации, т.е. общие основы функционирования всей политической системы общества.

Основополагающие общественные отношения, определяющие устройство государства, общества и закрепляющие их нормы гл. 1 Конституции РФ, обобщаются понятием «основы конституционного строя».

2. Общество как единый организм, как целостная организация не может существовать без единых основ правового статуса членов общества, без определения принципов взаимосвязей между государством и гражданином.

Отношения между людьми, которые составляют сущность каждого общества, касаются всех сторон жизнедеятельности, очень многообразны по своему характеру, обстоятельствам, в силу которых они возникают, допустимой мере воздействия на них государства, права.

Предметом конституционного права являются такие общественные отношения, которые определяют основы взаимоотношений человека с государством, т.е. главные принципы, характеризующие положение человека в обществе и государстве, гражданство, а также основные неотъемлемые права, свободы и обязанности человека и гражданина. Именно эти отношения и являются исходными для всех остальных общественных отношений между людьми, определяют положение человека в любых его общественно значимых связях. Конституционные нормы, регулирующие эти отношения, закреплены в гл. 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина».

3. Поскольку Россия является федеративным государством, то объективно существует широкая сфера отношений между Федерацией и ее субъектами. Урегулирование этих общественных отношений составляет важное условие обеспечения целостности и единства государства, обоснованного реальными потребностями разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. Данные отношения тоже входят в предмет конституционного права. Нормы, регулирующие их, содержатся в гл. 3 Конституции России «Федеративное устройство».

4. Как отмечалось выше, целостность и единство общества обеспечиваются не только связывающими все социальные отношения общими принципами его устройства и организации, но и соответствующим механизмом управления социальными процессами, через который осуществляются функции, свойственные данному обществу как организованной структуре.

Таким механизмом являются система государственной власти и система местного самоуправления.

Нормы конституционного права закрепляют основные принципы системы органов государственной власти и системы органов местного самоуправления: виды органов государственной власти, правовой статус главы государства, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности, издаваемые ими акты, систему органов местного самоуправления.

Таким образом, Конституционное право — ведущая отрасль права России, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и систему местного самоуправления.

Помогите пожалуйста ответить на вопрос по праву: Конституционное регулирование отношений гражданского общества.

Конституционно-правовые отношения возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон) . Особенности конституционно-правовых отношений: 1) особое содержание и предмет; 2) особый субъектный состав; 3) значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений: 1) конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности) ; 2) правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности) .

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения: 1) связанные с установлением конституционных основ гражданского общества; 2) конституционного строя РФ; 3) регулированием правового статуса личности РФ.

Содержание конституционно-правовых отношений: взаимные либо односторонние права и обязанности субъектов конституционных правоотношений. При этом субъекты конституционных правоотношений не равны между собой, поэтому конституционные отношения имеют структуру «власти – подчинения» . Субъекты конституционных правоотношений: 1) физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды) , лица без гражданства (апатриды) , лица со специальной правоспособностью) ; 2) государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ) ; 3) общественные объединения.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОТРАСЛЬ И ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД РЕГУЛИРОВАНИЯ, МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Актуальность исследования состоит в том, что поскольку Конституция Российской Федерации выступает основным законом Российской Федерации, как для государства в целом, так и для всех его субъектов, его правовое значение нельзя умолять.

Современное конституционное право выступает как отрасль права и как наука ее изучение выступает важнейшим принципом организации демократии и организации власти.

Конституционное право выступает основополагающей и актуальной темой современности, особенно теперь, поскольку на доктринальном уровне возникает множество противоречий в сфере прав и свобод граждан, взаимодействия органов власти на всех уровнях и т.д.

Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые с одной стороны способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и с другой стороны в интересах общества требуют такого воздействия. Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права имеют свои характерные особенности позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений регулируемых правом.

Взаимоотношения государства с обществом показывает, что общество контролирует государственную власть, а государственная власть контролирует общественные отношения путем принятия нормативно-правовых актов, а так же государственного аппарата принуждения. Именно Конституция определяет границы вмешательства государства в общественную и политическую жизнь общества. Конституционные нормы так же устанавливают и внутреннее устройство государства.

Наука конституционного права и конституционного право, как отрасль права позволяют со всех сторон рассмотреть основные институты конституционного права, выявить их несовершенства и внести изменения в конституционно-правовую систему современности.

Целью курсовой работы выступает рассмотрение конституционного права Российской Федерации в контексте науки и отрасли права, а так же выявления основных путей развития данных направлений.

Исходя из поставленной цели, можно выделить основные задачи научного исследования:

— рассмотреть понятие и предмет конституционного права как отрасли права;

— охарактеризовать специфику и виды конституционно-правовых норм;

— рассмотреть систему конституционного права и его источников;

— выделить тенденции развития российского конституционного права как отрасли права;

— рассмотреть содержание и предмет науки конституционного права;

— охарактеризовать конституционное право, как систему права;

— рассмотреть развитие российской науки конституционного права;

Предметом курсовой работы выступает само конституционное право в рамках изучения его как науки и как отрасли права.

Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права.

Теоретическую основу исследования составили нормативно-правовые акты, в частности Конституция Российской Федерации, а так же федеральные законы. Другой стороной теоретического исследования послужили доктринальные исследования в данной области.

Методологическую основу исследования составила совокупность таких методов как научно-прикладного, системно-логического, сравнительно-правового метода и метода системного анализа.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Понятие и предмет конституционного права

Конституционное право выступает одной из ведущих отраслей права, как Российской Федерации, так и других стран, поскольку в большинстве своем Конституция выступает основным законом государства. Конституционное право в любом случае представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют четко определенные общественные отношения, которые являются общеобязательными и обеспечиваются со стороны государства применением аппарата принуждения в случае их нарушения 1 .

Данные правовые нормы характеризуются определенной внутренней связью и определены общими, присущими только нормам конституционного права, признаками, которые отличают нормы конституционного права от других правовых норм. При этом, поскольку конституционные нормы регулируют только определенную сферу общественных отношений, именно данная сфера отграничивает нормы конституционного права от иных норм. Поскольку регулируемые нормами права общественные отношения именуются предметом отрасли права, необходимо сказать, что все отрасли права отграничиваются по предмету своего правового регулирования 2 .

Таким образом, при определении понятия конституционного права, необходимо рассмотреть те общественные отношения, которые они регулируют. Необходимо отметить, что общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права имеют широкий спектр, в отличии например от других правовых дисциплин (гражданских, уголовных, административных), и распространяются как на экономические, социальные, политические и иные сферы жизнедеятельности общества. Иные же отрасли права обычно воздействуют на какую-то одну область жизни, например трудовое право регулирует только отношения, которые возникают на фоне труда, трудовых отношений между работником и работодателем.

При этом правовое регулирование всех сфер жизни, которые регулируются всеми нормами конституционного права, не одинаково в отношении того предмета, который данное право регулирует. В основном нормы конституционного права закрепляют только основополагающие начала, которые выступают основой иных правовых норм, которые выступают более локальными, нежели обобщенные нормы конституционного права. Примером такой локации может служить экономическая сфера, где предметом конституционного права выступают только те правоотношения, которые выступают основополагающими началами в экономике, в полном же объеме экономические правоотношения регулируются нормами гражданского, хозяйственного, предпринимательского права и иными смежными правовыми дисциплинами.

С другой стороны, некоторые общественные отношения регулируются нормами конституционного права целиком и полностью. К таким правоотношениям относят отношения, которые связаны с государственным устройством, организацией государственной власти, вопросы политической системы страны, а так же другие общественные отношения, связанные с вопросами построения государственной власти и регулирования деятельности страны.

Таким образом, можно подвести итог о том, что нормами конституционного права регламентируются базовые отношения на территории государства, регулирующие целостность общества, единство его организационно-правовой структуры 1 .

Определяя предмет конституционного права, можно выделить следующие общественные отношения, которые их регулируют:

— нормы конституционного права, которые регулируют основополагающие принципы регулированная государственного устройства государства и общества. Данные отношения регулируют в частности качественные характеристики государства, такие как его суверенитет, организационно-правовую форму, определяет субъектов государственной власти, административно-территориальное устройство страны и т.д.

— нормы конституционного права, которые закрепляют основополагающие положения регулирования правового статуса членов общества при его взаимодействии как с государством, так и с гражданином. Данные правовые нормы регулируют права и обязанности человека и гражданина, например такое право, как право на труд, право на гражданство, приобретенное или врожденное и иные права.

— если рассматривать данный вопрос в рамках Российской Федерации, то следующими правовыми нормами, регулирующими предмет конституционного права, выступают правоотношения, регулирующие взаимоотношения как между субъектами федерации, так между центром и субъектами федерации и их органами. Если рассматривать данный вопрос в рамках унитарного государства, то тут регулируется вопрос между центром и административно-территориальными единицами государства, а так же между органами государственной власти и органами власти на местах и органами местного самоуправления.

— нормы конституционного права, которые регулируют взаимодействие и организацию всех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной). Данное взаимодействие достаточно важно и в дальнейшем раскрывается на уровне законов 1 .

В выводе к данному вопросу необходимо отметить, что конституционное право выступает ведущей отраслью права, которая представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере организации деятельности общества и государства на определенной территории, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, устройство государства, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Специфика и виды конституционно правовых норм

Рассматривая специфику конституционно-правовой нормы для начала необходимо определить ее признаки. К таким признакам можно отнести:

— особенность структуры конституционно-правовой нормы, поскольку в классическом понимании и определении структуры конституционно-правовой нормы она состоим из гипотезы, диспозиции и санкции, однако конституционно-правовые нормы, как правило, не содержат в себе санкций, он состоят из гипотезы (например, указание на то, что Россия независимое и суверенное государство), другие нормы состоят только из диспозиции, однако, как правило, они содержат в себе только гипотезы. Данное суждение содержит в себе то, что нормы носят диспозитивный характер и обусловлены предметом конституционного права, однако это не в коем случае не влияет на характер этих норм и не умоляет их значимости.

— нормы конституционного права, как правило, выступают нормами-дефинициями, поскольку не все нормы конституционного права закрепляют конкретные права и обязанности участников правоотношений, но это не влияет на обязательность их исполнения, поскольку все правовые нормы обязательны для исполнения 1 .

Таким образом, необходимо сказать, что нормы конституционного права особенны по своей природе, поскольку выступают нормами основного закона страны и закрепляют основополагающие начала, а не конкретные права и обязанности участников конституционных правоотношений.

Переходя к определению конституционно-правовой нормы, необходимо отметить, что это формально определенное, установленное и санкционированное народом или государством четко определенное правило поведения, которое регулирует общественные отношения, являющиеся предметом конституционного права и обеспечивается средствами государственного принуждения, предусмотренное нормами действующего законодательства.

Видовое разнообразие конституционно-правовых норм позволяет классифицировать конституционные нормы по нескольким основаниям.

Так, в зависимости от объекта правового регулирования можно выделить:

— нормы, которые определяют основы конституционного строя государства;

— нормы, регулирующие вопрос гражданства, то есть принадлежности граждан к тому или иному государству;

— нормы, регулирующие вопрос территориального устройства страны и государственного правления;

— нормы, регулирующие основные принципы деятельности органов государственной власти;

— нормы, регулирующие основу деятельности и основополагающие признаки органов местного самоуправления 1 ;

В зависимости от роли механизма правового регулирования конституционно-правовые нормы делятся на:

— нормы общего содержания – это те нормы, которые регулируют основополагающие принципы построения государства и деятельности граждан на территории государства. Нормы общего содержания определяют основополагающие принципы, понятия и категории, которые имеют важное юридическое значение и пронизывают в дальнейшем все отрасли российского права. Данные нормы имеют важное значение и подлежат обязательному учету при характеристике правовой системы Российской Федерации.

— конкретные конституционно-правовые нормы, которые непосредственно устанавливают права и обязанности сторон, а так же условия их реализации на практике;

В зависимости от характера обязательности предписаний, которые в них содержатся:

— нормы, которые носят диспозитивный характер, которые допускают регулировку отношений по соглашению сторон и устанавливают правило только при отсутствии договоренности между сторонами;

— конституционно-правовые нормы, которые носят императивный характер, данные нормы всегда обязательны для исполнения и не допускают ной договоренности между сторонами нежели той, которая закрепляется в норме права;

— конституционно-правовые нормы, которые имеют альтернативный характер, данные нормы позволяют различные варианты поведения, которые возникают в зависимости от конкретного юридического факта;

В зависимости от характера основного назначения предписания, конституционно-правовые нормы делятся на:

— нормы, имеющие обязывающий характер, то есть нормы побуждающие совершать определенные действия или же воздержатся от совершения конкретных действий, определенных конкретной нормой права;

— нормы, имеющие уполномочивающий характер, то есть определяющие конкретные права субъектов в совершении того или иного деяния и ли возможности воздержания от совершения данного деяния;

— нормы, которые имеют запрещающий характер, которые вводят запрет на совершение предусмотренных в данной норме права действий;

Исходя из такого критерия, как территория действия конституционно-правовые нормы могут иметь:

— общегосударственный характер, то есть распространять свое действие на всю территорию государства, то есть на территорию государства Российской Федерации;

— местный или локальный характер. Данные нормы имеют императивную силу на территории определенного региона, при этом данные нормы закреплены в конкретных актах субъекта.

Таким образом, в выводе к данному вопросу необходимо отметить, что конституционные нормы имеют все признаки, которые присущи нормам права, однако они имеют так же определенные особенности. К таким особенностям относят то, что данные нормы имеют особенный источник формирования, исключительный механизм реализации, закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений, а так же имеют свою, характерную только им структуру.

Система конституционного права и его источники

Любая отрасль права имеет свое материальное выражение, материальное выражение норм права называется источником права.

Если говорить о признаках источников права, то тут необходимо отметить, что они имеют в себе два взаимосвязанных аспекта:

источник права в любом случае выступает внешней формой выражения конституционного права;

закрепление нормы права в конкретном источнике и делает норму права таковой, то есть придает ей общеобязательный характер;

При этом конституционное право имеет свою систему источников права. Под системой источников конституционного права подразумевается все их многообразие, то есть совокупность, которые характеризуется их взаимосвязью. Данная система не хаотична, она имеет определенную иерархию в зависимости от их юридической силы.

Если говорить о российской системе источников конституционного права, то особенность именно данной системы кроется в федеративном устройстве Российской Федерации. В систему источников конституционного права Российской Федерации входит:

— Конституция Российской Федерации, как основной закон страны, являющийся основным источником конституционного права Российской Федерации имеющий определенные особенности. Так, Конституция Российской Федерации принимается народом и для народа, таким образом, она выражает норму самого народа. Конституционные нормы устанавливают основные принципы существования государства, основы государственной власти, права и обязанности граждан и т.д. Конституция в своих правовых нормах иногда делает ссылки на другие источники конституционного права, таким образом, некоторые нормы Конституции имеют отсылочный характер. Как уже отмечалось выше, Конституция Российской Федерации является основным законом государства, на основе именно данного закона принимаются иные нормы права. Конституция имеет важное общественно-политическое и идеологическое значение, таким образом, она выступает нечто большим, нежели источником права. Множество норм конституционного права охватывают широкий круг общественных отношений, практически проникая в каждую сферу жизнедеятельности общества 1 .

Наряду с Конституцией Российской Федерации действуют так же конституции ее республик, а так же уставы иных субъектов федерации, которые обладают такими же признаками, однако уже на локальном уровне. При этом данные уставы и конституции не должны противоречить основному закону государства.

— Законы Российской Федерации, как отражение основополагающих черт Конституции Российской Федерации. При этом к источникам конституционного права относятся только те законы, которые содержат в себе конституционно-правовые нормы. К таким законам относят федеральный конституционный закон, который принимается только по вопросам, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации. При этом федеральные конституционные законы имеют приоритет между федеральными законами. Так же в данном блоке можно отметить, что к источникам конституционного права относится закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации. При противоречии указанных конституционно-правовых норм и норм субъектов федерации действуют первые.

— акты палат Федерального Собрания Российской Федерации.

— Указы Президента Российской Федерации, которые издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов.

— Постановления Правительства Российской Федерации, данные нормативно правовые акты принимаются на основании Конституции Российской Федерации и они могут приниматься только в рамках нормативно закрепленных полномочий;

— Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому данные нормативно-правовые акты выступают внешней формой выражения конституционных норм. При этом данные нормы выступают отсылочными по отношению к Конституции Российской Федерации.

— Конституционно-правовые договоры и соглашения, которые заключаются субъектами конституционного права в рамках определенных для них полномочий. К таким источникам права можно отнести федеративный договор, который закрепляет взаимоотношения между центром и субъектами федерации, договоры между Российской Федерацией и субъектом Федерации о разграничении предметов ведения и делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации, договоры между органами государственной власти автономного округа и органами государственной области края, соглашения об изменении статуса субъекта Российской Федерации, договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

— нормы международного права и международные договоры, которые ратифицированы на территории Российской Федерации. Для данных источников конституционного права характерен распад данной нормы на две составные части. Одной составной частью выступает именно норма, которая закрепляется на международно-правовом уровне. Второй же составной частью выступает закон, который ратифицирует данную международно-правовую норму и придает ей юридическую силу на территории Российской Федерации.

— решения Конституционного Суда Российской Федерации, данные источники конституционного права являются источниками толкования, поскольку именно Конституционный Суд РФ вправе давать оценку соответствия того или иного источника права Конституции Российской Федерации.

Некоторые ученые к данным общепризнанным источникам конституционного права так же относят нормы естественного права, которое закрепляет в себе те естественные права и свободы, которые являются неотъемлемыми от личности. При этом, общепризнанным фактом, считается то, что именно эти права становятся источником отдельных положений Конституции Российской Федерации, то есть выступают ее первоисточником.

В выводе к вопросу необходимо отметить, что систему конституционного права Российской Федерации составляет совокупность ее источников, которые регулируют отдельные сферы правоотношений на территории Российской Федерации. Данные источники достаточно многообразны, относительно включения тех или иных источников в данную систему среди ученых-правоведов до сих пор ведутся споры, однако это еще раз указывает на многогранность такого основополагающего понятия как конституционное право.

Тенденции развития российского конституционного права как отрасли

Поскольку конституционное право выступает ведущей отраслью российского права, некоторым может показаться, что данное право неизменно, поскольку отражает основополагающие принципы страны, однако это не так. Конституционное право изменяется вместе с изменение политических, социальных и экономических процессов в обществе, которые являются достаточно динамичными.

Для развития современного конституционного права Российской Федерации можно выделить основополагающие задачи, которые необходимо решить на нормативном уровне. К данным задачам можно отнести:

— завершение процесса формирование нормативно-правовой базы, в частности конституционных законов и федеральных законов;

— совершенствование действующего конституционного законодательства. На доктринальном уровне ученые-правоведы часто спорят относительно несовершенства того или иного конституционного закона и его несоответствия конституционно-правовой доктрине. В частности такого совершенствования требует избирательное право Российской Федерации, а так же иные сферы жизни общества – экономическая, политическая и т.д.

— повышение степени механизма реализации конституционно-правовых норм на практики, усиление степени ответственности за их неисполнение;

— устранение коллизий между законодательством субъектов Федерации и конституционно-правовым законодательством 1 .

В выводе к вопросу следует отметить, что конституционное право на современном этапе активно развивается, при этом серьезное внимание уделяется административной реформе, судебной системе, искоренению недостатков конституционного законодательства, демократизации обеспечения прав и свобод личности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА 2.1. Содержание и предмет науки конституционного права

Понятие предмета наук конституционного права следует отличать от понятия предмета конституционного права как отрасли права. Для определения предмета конституционного права как науки необходимо, для начала, дать определение данному понятию.

Наукой конституционного права выступает совокупность познаний, взглядов, принципов и идей, которые развиваются на доктринальном уровне о конституционном праве как отрасли права, а так же о регулируемых конституционным правом общественных правоотношений. Наука конституционного права представляет собой частью учения о праве, поскольку конституционное право выступает одной из отраслей права, при этом наука конституционного права выступает частью государствоведения. Наука конституционного права изучает закономерность образования и развития государственных институтов.

Предметом конституционного права, как отрасли права выступает:

— конституционно-правовые институты, при этом не только их современное нормативно-правовое закрепление, но и динамика их развития, а так же анализ на сколько прошлый опыт развития данных институтов повлиял на современное правовое закрепление их деятельности, а так же позволяет сделать анализ их развития в дальнейшем;

— объединение норм права, а так же закономерности их взаимодействия и тенденции развития такого взаимодействия вплоть до их усовершенствования;

— правоотношения, которые связаны со всеми проявлениями государственной власти на всех уровнях, вплоть до изучения вопросов распределения власти на отдельных территориях, между субъектами федерации, а так же рассматривает вопрос взаимодействия между государством и человеком;

— вопросы, которые связаны с интересами человека, общества и государства;

— конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей 1 ;

Если говорить от взаимодействии науки конституционного права и других правовых дисциплин, то можно сказать, что наука конституционного права тесно взаимодействует с теорией государства и права, философией права и иными доктринальными дисциплинами. При этом многие выводы, теоретические положения и принципы, которые были разработаны в науки конституционного права, становятся основополагающими для других отраслевых дисциплин 2 .

Наука конституционного права связана и с наукой международного права. В связи с тем, что общепризнан­ные принципы и нормы международного права согласно Конституции 1993 года включены в национальную пра­вовую систему, имеют приоритетный характер над внут­ренним законодательством, конституционно-правовые нормы и институты должны быть согласованы с норма­ми международного права,

В выводе к данному вопросу необходимо сказать, что предметом науки конституционного права выступают те научные заключения, принципы и закономерности, которые позволяют исследовать свойства конституционно-правовых норм, институтов и отношений, которые существуют в конституционно-правовой сфере, а так же позволяет найти закономерности построения и совершенствования тех или иных конституционно-правовых институтов.

Конституционное право – система знаний

Поскольку наука конституционного права Российской Федерации выступает системой знаний, идей, представлений и учений о конституционно-правовых нормах и процессах, которые происходят как в рамках территории Российской Федерации, так и за ее пределами данная система имеет свою четко определенную структуру.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

— общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права. Наука конституционного нрава, относящаяся к числу отраслевых, изучает элементы отрасли конституционного права. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли конституционного права в целом, т. е. характер и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отношений.

В рамках данного раздела изучаются предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права, взаимосвязь с другими науками, понятие, предмет, источники конституционного права как отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития отрасли, ее значение в подготовке юристов.

— учение о Конституции. Конституция является основным источником конституционного права как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки конституционного права посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юридические свойства Конституции, ее виды, форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана и защита Конституции.

— основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства). Это новый раздел в науке конституционного права. Его появление обусловлено введением одноименного института в Конституцию РФ 1993 г 1 .

Наука конституционного права призвана сформулировать понятие основ конституционного строя, дать соотношение конституционного строя с государственным и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляющие этот институт.

— конституционный статус индивидов, их объединений. Раздел посвящен анализу взаимоотношений государства и граждан, их объединений, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в государстве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязанностей граждан, их гарантий, юридической природы данных прав и свобод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

— территориальная организация государственной (публичной) власти. В этом разделе изучаются вопросы, связанные с территориальной организацией государственной власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами государственного устройства.

— конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности. В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления.

Другие же ученые в систему науки включают:

конституционное право как юридическую науку;

конституционное право как отрасль права;

конституционные основы устройства общества и государства;

конституционные основы правового положения личности;

конституционные основы территориальной организации государственной власти;

конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В этих двух подходах нет существенных различий, за исключением того, что во втором из них наука и отрасль включены в систему науки в качестве отдельных разделов и исключен как самостоятельный раздел «Учение о Конституции».

Имеются и иные схемы системы науки конституционного права.

В выводе к данному разделу отметим, что наука конституционного права представляет под собой определенную систему, которая состоит из определенных блоков, однако доктрина конституционного права не имеет однозначного определения данных блоков. В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

2.3. Развитие российской науки конституционного права

Российская наука конституционного права получила свое самостоятельное существование и развитие только после распада СССР, поскольку ранее данная правовая дисциплина входила в систему советского государственного права, в советский период данная наука сформировалась как наука социалистического типа.

Используя теоретический потенциал предшествующего этапа развития науки государственного права, наука конституционного права освобождается от догматического подхода к исследованию проблем отрасли. Расширяется методологическая основа науки. Узкоклассовая трактовка государственно-правовых институтов, характерная для предшествующего этапа, не соответствует новым ориентирам, положенным в основу развития общества на современном этапе.

Признание приоритета общечеловеческих ценностей, необходимость формирования гражданского общества, освобожденного от глобального огосударствления, присущего социалистическому этапу развития страны, отказ от монополии марксистско-ленинской идеологии либо любой другой, от принципа однопартийности – отправные ориентиры современных конституционно-правовых исследований.

Изменяются и подходы науки к трактовке правовых форм регулирования экономической жизни общества. Переход на рыночную формухозяйствования, утверждение множественности форм собственности, в том числе частной собственности, требуют новых подходов к теоретическому анализу конституционных положений в этой сфере.

Важными задачами науки конституционного права Российской Федерации являются теоретическая разработка проблем федеративных отношений, обоснование концепций российской Конституции, которая в концентрированной форме закрепила основные принципы устройства государства и общества, дала общую характеристику исходных начал всех конституционно-правовых институтов.

Современный этап в развитии науки конституционного (государ­ственного) права в нашей стране связан прежде всего с переходом от тоталитарного к демократическому праву. Уже в 80-х гг. в науке стали зарождаться и крепнуть идеи перехода к демократизации страны, дей­ствительного признания и соблюдения прав и свобод человека, утверж­дения правового государства, подлинного разделения властей, обнов­ления федерализма, использования местного самоуправления и др. Ко­нечно, решающую роль здесь сыграло коренное изменение социально-политической обстановки в стране на рубеже 80—90-х гг., прежде всего события августа 1991 г. и их последствия. Но нельзя не видеть, что переход к демократизации страны во многом опирался и на достижения нашей конституционно-правовой науки 1 .

Сегодня общепризнанным является факт признания большого вклада российской юридической науки в разработку, принятие и пре­творение в жизнь первой в истории нашей страны демократической Конституции Российской Федерации и многих других важнейших конституционно-правовых актов.

Вывод. Период становления науки конституционного права приходится на период распада Советского Союза, поскольку ранее учение о науке государственного права входило в разряд государствоведения. При этом развитие науки конституционного права нельзя не связывать с теми доктринальными исследованиями, которые делаются на уровне диссертационных исследовании и круглых столов, именно в споре рождается истина усовершенствования конституционного права как отрасли права, это и выступает девизом науки конституционного права.

На основании поставленных задач научного поиска, можно сделать ряд выводов:

Конституционное право выступает ведущей отраслью права, которая представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения в сфере организации деятельности общества и государства на определенной территории, закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина, устройство государства, деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Нормами конституционного права регламентируются базовые отношения на территории государства, регулирующие целостность общества, единство его организационно-правовой структуры.

Определяя предмет конституционного права, можно выделить следующие общественные отношения, которые их регулируют:

— нормы конституционного права, которые регулируют основополагающие принципы регулированная государственного устройства государства и общества.

— нормы конституционного права, которые закрепляют основополагающие положения регулирования правового статуса членов общества при его взаимодействии как с государством, так и с гражданином.

— если рассматривать данный вопрос в рамках Российской Федерации, то следующими правовыми нормами, регулирующими предмет конституционного права, выступают правоотношения, регулирующие взаимоотношения как между субъектами федерации, так между центром и субъектами федерации и их органами.

— нормы конституционного права, которые регулируют взаимодействие и организацию всех ветвей власти (исполнительной, законодательной и судебной).

Конституционные нормы имеют все признаки, которые присущи нормам права, однако они имеют так же определенные особенности. К таким особенностям относят то, что данные нормы имеют особенный источник формирования, исключительный механизм реализации, закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений, а так же имеют свою, характерную только им структуру.

Если говорить о признаках источников права, то тут необходимо отметить, что они имеют в себе два взаимосвязанных аспекта:

источник права в любом случае выступает внешней формой выражения конституционного права;

закрепление нормы права в конкретном источнике и делает норму права таковой, то есть придает ей общеобязательный характер;

В систему источников конституционного права Российской Федерации входит — Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, как отражение основополагающих черт Конституции Российской Федерации, акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, конституционно-правовые договоры и соглашения, нормы международного права и международные договоры, которые ратифицированы на территории Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации

Наукой конституционного права выступает совокупность познаний, взглядов, принципов и идей, которые развиваются на доктринальном уровне о конституционном праве как отрасли права, а так же о регулируемых конституционным правом общественных правоотношений.

Предметом конституционного права, как отрасли права выступает:

— конституционно-правовые институты, при этом не только их современное нормативно-правовое закрепление, но и динамика их развития, а так же анализ на сколько прошлый опыт развития данных институтов повлиял на современное правовое закрепление их деятельности, а так же позволяет сделать анализ их развития в дальнейшем;

— объединение норм права, а так же закономерности их взаимодействия и тенденции развития такого взаимодействия вплоть до их усовершенствования;

— правоотношения, которые связаны со всеми проявлениями государственной власти на всех уровнях, вплоть до изучения вопросов распределения власти на отдельных территориях, между субъектами федерации, а так же рассматривает вопрос взаимодействия между государством и человеком;

— вопросы, которые связаны с интересами человека, общества и государства;

— конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 152; 2005. № 42. Ст. 4212.

Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации / М. В. Баглай. – М., 2010. – 796 с.

Братановский С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М — Москва, 2014. — 384 c

Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России; Эксмо — Москва, 2013. — 560 c.

Конституционное право; Проспект — Москва, 2013. — 584 c.

Конституционное право России; АСТ, Сова — Москва, 2014. — 160 c.

Конституционное право России; Юнити-Дана — Москва, 2014. — 616 c.

Конституционное право. Учебник; БЕК — Москва, 2014. — 464 c.

Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — М., 2010. — 603 с.

Киселев А. И. Теория и практика конституционного права: учебное пособие / А. И. Киселёв; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2009. — 267 с.

Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Феникс, 2011. – 116 с.

Нарутто С.В. Конституционное право России / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина. – М.: Ифра-М. 2013. – 413 с.

Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 581 с.

Современное конституционное право; ИНИОН РАН — Москва, 2013. — 210 c.

Стрекозов В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. — М.: Юрайт,2012. – 245 с.

1 Киселев А. И. Теория и практика конституционного права: учебное пособие / А. И. Киселёв; Новосиб. гос. техн. ун-т. — Новосибирск, 2009. – С. 87.

2 Конституционное право России; АСТ, Сова — Москва, 2014. – С. 34.

1 Конституционное право. Учебник; БЕК — Москва, 2014. – С. 21.

1 Конституционное право России; Юнити-Дана — Москва, 2014. – С. 154.

1 Денисов С.А. Официальное и реальное государственное (конституционное) право / С.А. Денисов // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — №20. — С. 6

1 Васильева С. В., Виноградов В. А., Мазаев В. Д. Конституционное право России; Эксмо — Москва, 2013. – С. 114.

1 Братановский С. Н. Конституционное право России; РИОР, Инфра-М — Москва, 2014. – С. 112.

1 Нудненко, Л. А. Конституционное право России : учебник для бакалавров / Л. А. Нудненко. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — С. 88.

1 Мархгейм М.В., Смоленский М.Б., Тонков Е.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М.: Феникс, 2011. – С. 112.

2 Стрекозов В. Г. Конституционное право России (Гриф МО). -3-е изд., испр.и доп. — М.: Юрайт,2012. – С. 65.

1 Современное конституционное право; ИНИОН РАН — Москва, 2013. – С. 52.

1 Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин; Моск. гос. юрид. акад. им. О. Е. Кутафина. — М., 2010. – С. 215.

Студенческий научный форум — 2015
VII Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».