Юридическая помощь гражданам российской федерации

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ
«О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

2 июля, 28 декабря 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября 2015 г.

Принят Государственной Думой 2 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
21 ноября 2011 г.
N 324-ФЗ

Устанавливаются основные гарантии реализации права граждан на бесплатную квалифицированную юридическую помощь. Закон не касается уголовного судопроизводства.

Предусмотрены, в частности, следующие виды такой помощи. Устное и письменное консультирование. Составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера. Представительство в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.

Бесплатную помощь могут оказывать лица с высшим юридическим образованием.

Выделяются государственная и негосударственная системы бесплатной юридической помощи.

Определено, когда можно получить бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы. Напр., защита прав потребителей коммунальных услуг. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Взыскание алиментов. Восстановление на работе и др. Перечислены категории граждан, которые вправе рассчитывать на такую помощь. Это малоимущие (доход ниже прожиточного минимума). Инвалиды I и II групп. Ветераны Великой Отечественной войны, Герои России, Советского Союза, Социалистического Труда. Дети, являющиеся инвалидами, а также оставшиеся без попечения родителей. Недееспособные и т. д.

Иностранцам и лицам без гражданства бесплатная юридическая помощь предоставляется в случаях и в порядке, определенных федеральными законами и международными договорами России.

Участниками негосударственной системы являются юридические клиники при вузах (студенческие консультативные и юридические бюро и др.) и центры бесплатной юридической помощи.

Отвечать за возможные неблагоприятные последствия оказания гражданину юридической помощи негосударственным центром должны лица, предоставившие ее, центр и (или) его учредители.

Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2012 г.

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 23 ноября 2011 г. N 263, на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 21 ноября 2011 г., в «Парламентской газете» от 24 ноября 2011 г. N 50, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 48 ст. 6725

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Кто оказывает бесплатную юридическую помощь

В соответствии со статьей 48 Конституции Российской Федерации принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ), которым устанавливаются основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи.

Организация предоставления бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данные органы создают государственные юридические бюро и (или) привлекают к этой работе адвокатов.

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, с компенсацией их расходов на оказание такой помощи, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации (статья 29 Федерального закона № 324-ФЗ).

В каждом субъекте Российской Федерации определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью. На официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Минюста России) размещена информация о данных органах в разделе «Бесплатная юридическая помощь по адресу: http://minjust.ru/ru/besplatnaya-yuridicheskaya-pomoshch-5.

Оказание бесплатной юридической помощи в негосударственной системе бесплатной юридической помощи осуществляется юридическими клиниками, созданными образовательными организациями высшего образования, и негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

Информация о негосударственных центрах бесплатной юридической помощи также размещена на официальном сайте Минюста России по вышеуказанной ссылке. Дополнительные данные о юридических клиниках можно уточнить в территориальном органе Минюста России в субъекте Российской Федерации. Информация о территориальных органах Минюста России также размещена на официальном сайте Минюста России.

Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ статья 26 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 15 января 2012 г.

Статья 26. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно

См. форму заявления об оказании бесплатной юридической помощи, форму соглашения об оказании бесплатной юридической помощи, форму договора об оказании адвокатом юридической помощи гражданину, обратившемуся в государственное юридическое бюро, и форму договора о привлечении адвоката к работе государственного юридического бюро на постоянной основе, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 19 декабря 2005 г. N 178

1. Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

2. Оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона

Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации наша страна представляет собой социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Для реализации социальной политики государства наряду с установленными Конституцией Российской Федерации гарантиями немаловажное значение имеет установление гарантий социальной защиты.

Одним из способов социальной защиты населения является предоставление бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Согласно ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности» юридическая помощь гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины, оказывается бесплатно в следующих случаях:

  • истцам — по рассматриваемым судами первой инстанции делам о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
  • ветеранам Великой Отечественной войны — по вопросам, не связанным с предпринимательской деятельностью;
  • гражданам Российской Федерации — при составлении заявлений о назначении пенсий и пособий;
  • гражданам Российской Федерации, пострадавшим от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Юридическая помощь оказывается во всех случаях бесплатно несовершеннолетним, содержащимся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Соглашение об оказании юридической помощи: Видео

Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация.

Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

Оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, регулируются уголовно-процессуальным законодательством.

Оказание бесплатной юридической помощи основывается на следующих принципах:

1) обеспечение реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан;

2) социальная справедливость и социальная ориентированность при оказании бесплатной юридической помощи;

3) доступность бесплатной юридической помощи для граждан в установленных законодательством Российской Федерации случаях;

4) контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, норм профессиональной этики и требований к качеству оказания бесплатной юридической помощи;

5) установление требований к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь;

6) свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи;

7) объективность, беспристрастность при оказании бесплатной юридической помощи и ее своевременность;

равенство доступа граждан к получению бесплатной юридической помощи и недопущение дискриминации граждан при ее оказании;

9) обеспечение конфиденциальности при оказании бесплатной юридической помощи.

Право на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (малоимущие граждане);

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:

1) правового консультирования в устной и письменной форме;

2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.

Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта Российской Федерации, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта Российской Федерации соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со статьей 25 ФЗ от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта Российской Федерации отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Жалобы граждан на действия (бездействие) адвокатов при оказании ими бесплатной юридической помощи рассматриваются в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Для обеспечения функционирования государственной системы бесплатной юридической помощи, а также для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут создаваться государственные юридические бюро.

Государственные юридические бюро при осуществлении своей деятельности также вправе привлекать к оказанию бесплатной юридической помощи адвокатов.

Государственные юридические бюро оказывают все виды бесплатной юридической помощи.

Государственные юридические бюро являются юридическими лицами, созданными в форме казенных учреждений субъектов Российской Федерации.

Порядок создания и деятельности государственных юридических бюро устанавливается ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Бесплатная юридическая помощь гражданам РФ: Видео

Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно и по назначению

По ранее действовавшему законодательству адвокат был обязан безвозмездно трудиться, оказывая юридическую помощь в качестве защитника в уголовном судопроизводстве «по назначению», а также по ряду гражданских и иных дел; эти дела адвокатам поручал заведующий юридической консультации, который был обязан распределять работу между адвокатами. Такой порядок базировался на идейно-политических установках и позитивно-правовых предписаниях советского строя. В частности, ст. 61 Конституции СССР от 7 октября 1977 г. устанавливала: «Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина СССР – добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества». Развивавшие эти принципы Закон СССР от 30 ноября 1979 г. «Об адвокатуре в СССР» и Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. пережили советскую социалистическую систему и прекратили действие 1 июля 2002 г. в связи с вступлением в силу Закона об адвокатуре.

Современное законодательство об адвокатуре создано на совершенно иных идеологических основах. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ принудительный труд запрещен, и каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Более того, согласно ч. 2 ст. 4 ЕКПЧ, ныне действующей на территории РФ, «никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду».

Наряду с этим ст. 48 Конституции РФ гарантирует каждому человеку право на квалифицированную юридическую помощь. В Законе об адвокатуре вопросам оказания бесплатной юридической помощи специально посвящены: п. 3 ст. 3; подп. 2 п. 1 ст. 7; п. 9 ст. 25; ст. 26; п. 4 ст. 29; подп. 4–5 п. 3 ст. 31; п. 2 ст. 34; ст. 44.

15 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Он определил государственную политику в этой сфере деятельности. Закон принципиально изменил подход к привлечению адвокатов для участия в государственной и негосударственной системах бесплатной юридической помощи, основанный па принципе добровольности. 14 февраля 2012 г. Совет ФПА РФ на своем заседании утвердил Рекомендации адвокатским палатам субъектов РФ по реализации положений Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», ориентировал руководителей адвокатских палат на участие в законотворческом процессе органов власти субъектов РФ, на проведение организационных мероприятий по изучению указанного Закона и реализацию его положений, в части, касающейся адвокатуры.

Федеральный закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» установил основные гарантии реализации права граждан Российской Федерации на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации, организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи и организационно-правовые основы деятельности по правовому информированию и правовому просвещению населения.

Согласно п. 3 ст. 3 Закона об адвокатуре в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи органы государственной власти осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 7 названного Федерального закона адвокат обязан «исполнять требования закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, а также оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

Как уже отмечалось, п. 1 и 2 ст. 25 данного Федерального закона определяют, что адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем; соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу.

Оплата труда адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам, регулируется п. 8–10 ст. 25. Установлено, что «труд адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, оплачивается за счет средств федерального бюджета. Расходы на эти цели учитываются в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год в соответствующей целевой статье расходов». Определено, что «размер и порядок вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве но назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, устанавливаются Правительством Российской Федерации» (н. 8 ст. 25).

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240 установлен размер оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда. Совместным приказом Минюста России и Минфина России № 174/122н от 5 сентября 2012 г. утвержден Порядок расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. Эти нормативные документы трудно назвать правовыми актами государства с рыночной экономикой, а их применение, как показала практика, вызвало множество нареканий со стороны адвокатов.

Явно нерыночной выглядит и норма п. 10 ст. 25 Закона об адвокатуре, согласно которой «размер дополнительного вознаграждения, выплачиваемого за счет средств адвокатской палаты адвокату, участвующему в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо в качестве представителя в гражданском судопроизводстве по назначению суда, и адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», и порядок выплаты такого дополнительного вознаграждения устанавливаются ежегодно советом адвокатской палаты».

В соответствии с новой редакцией ст. 26 Закона об адвокатуре «адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом “О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации”».

В п. 2 ст. 26 новой редакции закреплено, что «оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации».

В ст. 18 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» сказано, что адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. При оказании гражданам бесплатной юридической помощи адвокаты руководствуются настоящим Федеральным законом и Законом об адвокатуре. Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте РФ осуществляется адвокатской палатой субъекта РФ.

Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность. Ежегодно не позднее 31 декабря уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в СМИ и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма такого соглашения утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта РФ отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма отчета и сроки его представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Адвокатская палата субъекта РФ в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Форма сводного отчета утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В ч. 1 ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяется, что право на получение всех видов бесплатной юридической помощи, предусмотренных ст. 6 настоящего Федерального закона, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ в соответствии с законодательством РФ, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума;

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи но вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:

а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;

б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

is) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;

г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством РФ;

д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;

е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;

9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Эта же статья Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» содержит нормы о том, что адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:

1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);

5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные ТК РФ, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;

6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;

7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или чрезвычайной ситуацией;

8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий но инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;

10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;

10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;

12) ограничение дееспособности;

13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;

14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;

15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;

16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В ч. 3 этой же статьи предусматривается право адвокатов, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представлять в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел:

а) о расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;

в) признании и сохранении нрава собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае если па спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:

а) о взыскании алиментов;

б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;

в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;

г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, – по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;

6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, – по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.

В ст. 21 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» говорится, что в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 20 настоящего Федерального закона, бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывается гражданину, обратившемуся за такой помощью:

1) по вопросу, имеющему правовой характер;

2) по вопросу, который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:

а) решением (приговором) суда;

б) определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;

в) определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;

3) по вопросу, но которому не имеется принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и но тем же основаниям решение третейского суда, ставшее обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Кроме того адвокатам надо помнить, что при принятии решения об оказании бесплатной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи, они должны учитывать, что бесплатная юридическая помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи не оказывается в случаях, если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством РФ препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

Во всех этих случаях адвокат обязан выдать гражданину соответствующее заключение.

Наконец, адвокаты не оказывают бесплатную юридическую помощь гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов этого гражданина.

Перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок их представления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

В п. 4 ст. 29 Закона об адвокатуре содержится норма о том, что адвокатская палата субъекта РФ, помимо иных целей, создается в целях обеспечения оказания квалифицированной юридической помощи, ее доступности для населения на всей территории данного субъекта и организации юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно. Практическая реализация этих обязанностей возложена на совет адвокатской палаты, который, в частности, обеспечивает доступность юридической помощи на всей территории субъекта РФ, в том числе юридической помощи, оказываемой гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В этих целях совет:

– принимает решения о создании по представлению органов государственной власти субъекта РФ юридических консультаций;

– направляет адвокатов для работы в юридических консультациях в соответствии с порядком, определенном собранием (конференцией) адвокатов;

– финансирует деятельность юридических консультаций и работающих в них адвокатов в соответствии со сметой, утверждаемой собранием (конференцией) адвокатов.

Кроме того, именно совет адвокатской палаты определяет порядок оказания юридической помощи адвокатами, участвующими в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда и в иных случаях; доводит этот порядок до сведения указанных органов, а также адвокатов и контролирует исполнение его адвокатами.

На совет адвокатской палаты возложено определение порядка выплаты вознаграждения за счет средств адвокатской палаты адвокатам, оказывающим юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно.

В частности, принятый советом адвокатской палаты Московской области порядок содержит следующие положения.

При наличии оснований, предусмотренных УПК РФ, органы дознания, органы предварительного следствия, признав необходимым назначение обвиняемому защитника, а равно суд, признав необходимым назначение защитника подсудимому, выносят соответствующее постановление. Это постановление направляется по усмотрению органа дознания, органа предварительного следствия или суда любому адвокату, включенному в региональный реестр адвокатов Московской области, обладающему необходимой квалификацией и располагающему необходимым временем для оказания квалифицированной юридической помощи по данному делу. При отсутствии у органа дознания, органа предварительного следствия или суда сведений об адвокатах, соответствующих указанным требованиям, вышеназванное постановление может быть направлено в совет адвокатской палаты Московской области. Совет адвокатской палаты, получив вышеназванное постановление, незамедлительно направляет его для исполнения любому адвокату, включенному в региональный реестр адвокатов Московской области, обладающему необходимой квалификацией и располагающему необходимым временем для оказания квалифицированной юридической помощи по данному делу.

Адвокат, получивший постановление о назначении обвиняемому или подсудимому защитника от органа дознания, органа предварительного следствия, суда или от совета адвокатской палаты, в течение не более 24 часов обязан направить в адрес органа, вынесшего постановление, подписанное адвокатом соглашение на оказание юридической помощи лицу, в отношении которого вынесено постановление о назначении защитника. Названное соглашение должно содержать существенные условия, предусмотренные ст. 25 Закона об адвокатуре.

Соглашение об оказании юридической помощи лицу, в отношение которого вынесено постановление о назначении защитника, подписывается лично адвокатом и регистрируется в документации адвокатского образования в соответствии с требованиями Закона об адвокатуре. Со стороны органа дознания, органа предварительного следствия или суда названное соглашение подписывается должностным лицом, обладающим правом распоряжения бюджетными средствами, и главным бухгалтером, а также скрепляется оттиском гербовой мастичной печати.

Соглашение об оказании юридической помощи лицу, в отношение которого вынесено постановление о назначении защитника, составляется в четырех подлинных экземплярах. Один экземпляр хранится у адвоката; второй – в документах первичного бухгалтерского учета адвокатского образования; третий – в материалах уголовного дела; четвертый – в документах первичного бухгалтерского учета государственного органа, должностное лицо которого вынесло постановление о назначении защитника.

После получения адвокатом соглашения об оказании юридической помощи, оформленного в соответствии с указанными требованиями, адвокат приступает к выполнению обязанностей защитника согласно УПК РФ.

Если иное не определено соглашением об оказании юридической помощи, по окончании срока, на который был назначен защитник, но не реже одного раза в месяц, адвокат вправе выставить органу дознания, органу предварительного следствия или суду финансовый счет за оказание юридической помощи на сумму, указанную в названном соглашении. В случае если сумма не определена, оплата производится исходя из средней заработной платы данного адвоката за год, предыдущий году заключения соглашения, но в размере не менее прожиточного минимума, установленного в Московской области. Оплата счета производится в срок не позднее семи банковских дней. На неоплаченную сумму начисляются пени, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ. В случае систематической (более трех раз) неоплаты счетов за оказанную юридическую помощь со стороны одного и того же государственного органа адвокат вправе потребовать предоплату своей работы. В этом случае одновременно с направлением соглашения об оказании юридической помощи в соответствующий орган направляется финансовый счет, после оплаты которого адвокат приступает к выполнению функций защитника.

Адвокат вправе оказывать юридическую помощь на основании постановлений о назначении защитника безвозмездно. В этом случае финансовый счет не составляется.

Лица, имеющие право на получение бесплатной помощи в соответствии со ст. 26 Закона об адвокатской деятельности и с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» обращаются за ее получением непосредственно к адвокату, обладающему соответствующей квалификацией для оказания квалифицированной юридической помощи. С этими лицами подписывается соглашение об оказании юридической помощи в порядке, предусмотренном ст. 25 Закона об адвокатуре, однако оплата не взимается.

Во все виды соглашений об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно или по назначению соответствующих государственных органов вносятся подробные данные о месте жительства лица (лиц), которым оказана юридическая помощь, с указанием ИНН и адреса налогового органа. После оказания бесплатной помощи о данном факте информируется налоговый орган по месту жительства лица, которому оказана юридическая помощь. Очевидно, что договорное регулирование отношений между адвокатами и государством по оказанию бесплатной помощи малоимущим должно быть внедрено в практику.

Законом установлено, что по решению собрания (конференции) адвокатов к затратам на общие нужды адвокатской палаты могут быть отнесены расходы на оплату труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно. Аналогичная норма ранее содержалась и в ст. 38 Закона об адвокатуре, согласно которой по решению Всероссийского съезда адвокатов к затратам на общие нужды ФПА РФ могли быть отнесены расходы на оплату труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно. Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-Φ3 это положение исключено.

Следует заметить, что законом не предусмотрена дифференциация размера обязательных отчислений на общие нужды адвокатских палат в зависимости от того, осуществляет ли тот или иной адвокат юридическую помощь бесплатно.

Таким образом, в настоящее время оказание юридической помощи малоимущим гражданам, согласно российскому законодательству, реализуется следующим образом:

– назначением малоимущим гражданам адвоката в качестве защитника в уголовном судопроизводстве органом дознания, органом предварительного следствия или судом на основании ст. 51 УПК РФ;

– оказанием адвокатами квалифицированной юридической помощи некоторым категориям граждан бесплатно в порядке, определяемом Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

– назначением адвоката в гражданском судопроизводстве в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 50 ГПК РФ).