Исполнительные органы власти республик в составе рф

Исполнительные органы власти республик в составе рф

Органы исполнительной власти республик в составе РФ

С точки зрения концепции разделения властей исполнительная власть — это власть по выполнению законов, по реализации их в жизнь любыми законными мерами, включая при необходимости и принуждение. Однако следует заметить, что исполнительная власть не замыкается только на выполнении законов. Для исполнения необходимы организационные меры, а значит, потребуется распорядительная деятельность, которая потребует издания индивидуальных и нормативных правовых актов. Это означает лишь то, что в современных условиях исполнительная власть является все чаще исполнительно-распорядительной и выступает теперь как организующая деятельность государства.

Все эти аспекты составляют собственно управленческую деятельность государства и являются ее наиболее отчетливым выражением.

Исполнительная власть — один из основных видов государственной власти, обеспечивающий реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Это совсем не означает, что исполнительная власть носит подчиненный законодательной власти характер. Они независимы и в то же время взаимосвязаны друг с другом. Специфика исполнительной власти и ее органов в государстве такова, что она находится непосредственно в гуще народных интересов, «общается с народом», поэтому обязана гибко, подвижно, крайне оперативно реагировать на народные запросы, потребности и интересы.

Чтобы осуществить свои задачи, в государственном аппарате, во-первых, необходимы особые структуры, в том числе и материальные придатки. Исполнительная власть обладает наиболее разветвленной системой разнообразных органов с многочисленным кадровым составом государственных служащих в центре и на местах. А во-вторых, для этого необходима исполнительная вертикаль.

В отличие от законодательных и судебных органов государства, которые связаны определенной субординацией (законы федерального парламента по предметам ведения федерации и по предметам совместного ведения обязательны для субъектов федерации, а вышестоящий суд вправе отменить решение нижестоящего суда), органы исполнительной власти подчинены строгой иерархии, основанной на подчинении. Они вправе непосредственно обязывать подчиненные органы, указывая им, как следует действовать, как именно решать тот или иной вопрос, чего не вправе делать органы законодательной, судебной власти или органы местного самоуправления, обладающие определенной автономией.

Иерархия предполагает, что исполнительную власть возглавляет один орган или одно должностное лицо. Таким лицом может быть или монарх, или президент (конституция США). На практике, в парламентарных монархиях и парламентарных республиках исполнительная власть обычно принадлежит правительству и обычно концентрируется в руках премьер-министра. Именно он зачастую формирует себе кабинет.

Систему органов исполнительной власти Российского государства составляют федеральные органы исполнительной власти (правительство и его институты) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Круг полномочий правительств субъектов Федерации определяется федеральными законами, а также законодательством субъекта Федерации.

Исполнительная власть может осуществлять свою деятельность на четырех различных уровнях, будучи не одинаковой на каждом из них по содержанию.

Первый уровень — это общегосударственная, исполнительная власть. Для унитарного государства характерно, что государственная власть представлена центральными органами (президент, правительство и др.), в федерации она имеет двухуровневый характер: имеет место быть общегосударственная власть федерального центра и исполнительная государственная власть субъекта Федерации, которая, однако, подчинена центру по вертикали. Своя исполнительная власть с элементами государственного характера бывает в политических автономных единицах, которые нередко являются национально-государственными образованиями или просто государственными образованиями, имеющими свои правительства (например, Крым в составе Украины). Особая самоуправленческая, исполнительная власть создается в территориальных коллективах на уровне различных административно-территориальных единиц (для России это избираемые главы администрации районов, мэры городов с подчиненным им аппаратом муниципальных служащих).

В субъектах федерации, как было сказано ранее, возможно создание двойной системы органов исполнительной власти. С одной стороны, в какой-то степени, особенно в чрезвычайных условиях, органом (должностным лицом) исполнительной власти может быть назначенный (комиссар и др.), являющийся представителем центральной исполнительной власти, а исполнительная власть субъекта федерации представлена местным правительством (органом общей компетенции), формируемым парламентом субъекта федерации. В этом случае губернатор фактически не обладает реальной властью и осуществляет ее только в условиях чрезвычайного положения. Такая система исполнительной власти существует, например, в Индии. С другой стороны, в субъекте федерации может быть лишь свой, избранный населением субъекта или законодательным собранием орган (должностное лицо) исполнительной власти общей компетенции, а федеральная исполнительная власть представлена при этом отраслевыми делегатурами (отделами, управлениями) тех центральных министерств, которые занимаются вопросами, отнесенными конституцией к предметам ведения федерации и совместного ведения федерации и ее субъектов (например, отделы и управления министерства внутренних дел, юстиции и др.). В субъектах бывают также и свои территориальные министерства. Такие министерства, если они созданы, находятся в двойном подчинении: правительству республики и одноименному министерству центра.

В некоторых субъектах Федерации в России, а также в двух республиках в составе федеративной Югославии, органами исполнительной власти являются президенты республик, хотя они порой занимают особое положение, рассматриваются как главы государств. Например, согласно ст. 74 Конституции Республики Адыгея, Президент Республики Адыгея является главой государства и главой исполнительной власти. Аналогичные нормы закреплены в Конституциях Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия – Алания.

§ 6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

В соответствии с принципом федерализма федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъек­тов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции РФ). Однако кроме названной конституцион­ной нормы до настоящего времени не принят законодательный акт, регулирующий процесс организации и функционирования такой системы. Иначе говоря, нет закона, специально посвящен­ного исполнительной власти. В результате и в силу того, что субъ­екты РФ самостоятельно образуют органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), в 89 субъектах РФ сложилась ориги­нальная система органов исполнительной власти. Юридически такие органы не находятся в организационном подчинении анало­гичных федеральных органов. Это, в частности, означает, что, на­пример, министерство или иной орган, осуществляющий государ­ственное управление в области образования в масштабе республи­ки, не подчинен федеральному Министерству общего и професси­онального образования. Последнее лишь координирует работу со­ответствующих его профилю органов исполнительной власти субъектов РФ. Управленческая вертикаль фактически отсутствует. И лишь в некоторых системах она сохранила свое прямое выраже­ние (например, в системе управления внутренними делами, транс­портными системами).

В настоящее время для характеристики системы государствен­ного управления в субъектах РФ все чаще употребляется термин «региональное управление», внедренный в оборот Указом Прези­дента РФ «Основные положения региональной политики в Россий­ской Федерации» от 3 июня 1996 г.

Образовано федеральное Министерство региональной полити­ки РФ, основные задачи которого состоят в обеспечении координа­ции действий федеральных и региональных органов исполнитель­ной власти в рамках российского федерализма. Однако одновре­менно создано и Министерство национальной политики РФ, дейст­вующее в том же направлении, что противоречит единству нацио­нальных и территориальных (региональных) аспектов федератив­ных отношений.

При общей характеристике системы регионального управления и органов исполнительной власти субъектов РФ необходимо также учитывать, что сами эти субъекты различны: республики, входя­щие в состав РФ, разумеется, не тождественны краям, областям, хотя в принципе они равноправны. Однако Правительство РФ н вправе отменить исполнение правовых актов республиканским правительств (они могут лишь приостанавливаться), но уполномо­чено на отмену таких актов органов исполнительной власти иных субъектов РФ. Определенное влияние на характер взаимоотноше­ний между федеральными органами исполнительной власти и та­кими же органами субъектов РФ оказывает и то, что в республиках действуют конституции, а в других субъектах РФ – уставы. Как показывает управленческая практика, это дает возможность рес­публикам нередко занимать более радикальные позиции при решении вопросов организации собственного механизма исполни­тельной власти.

Предусмотренное Конституцией РФ разграничение предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, с одной стороны, предполагает обшир­ный круг вопросов, находящихся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Это владение, пользование и распоряжение землей, не­драми, водными и другими природными ресурсами; природополь­зование; вопросы образования, науки, культуры, здравоохране­ния и т.п. (ст. 72). С другой стороны, конкретизация объема вза­имных полномочий названных органов в этих областях отсутству­ет. Это породило чрезвычайно широкое использование также пред­усмотренного Конституцией РФ механизма передачи осуществления части полномочий органов исполнительной власти РФ таким же органам в субъектах РФ и наоборот на основе соглашений (ст. 78). При этом, как показывает практика, при отсутствии специального закона, регламентирующего подобный механизм, соглашениями нередко нарушаются конституционные нормы, а отдельные субъекты РФ с их помощью добиваются для себя немалых льгот, уступок, преимуществ и т.п.

Сказанное предопределяет необходимость рассмотрения осо­бенностей системы органов исполнительной власти в республиках, краях, областях, городах федерального значения и т.п.

Органы исполнительной власти республик. Их основные черты во многом зависят от того, является ли данная республика прези­дентской или же государственная власть в ней организуется на иной основе.

В настоящее время в большинстве республик главой государст­ва признаны президенты. Однако их роль применительно к систе­ме республиканской исполнительной власти и ее органов неодно­значна.

В президентских республиках (например, в Республике Калмы­кия) президент, как правило, является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Иногда роль президента характеризуется шире. Например, в Республике Бурятия он явля­ется главой республики, ее исполнительной власти и Председате­лем Правительства.

Главой государства является Президент Республики Татар­стан, но он также возглавляет систему органов государственного управления и местной администрации. А в Республике Марий Эл Президент как глава государства является и высшим должност­ным лицом в системе исполнительной власти.

Таким образом, в большинстве случаев в лице президента со­единяются функции главы государства и главы исполнительной власти.

В ряде республик высшим органом исполнительной власти при­знается правительство. Так, в Республике Хакасия пост президен­та не предусмотрен; исполнительную власть осуществляет Предсе­датель Правительства и возглавляемое им Правительство. Главой исполнительной власти и высшим должностным лицом Республи­ки Карелия является избираемый всем населением Председатель Правительства.

Исполнительная власть может принадлежать к особому органу государственной власти республики. Так, в Республике Дагестан исполнительную власть возглавляет Государственный Совет Рес­публики.

И только в Республике Калмыкия нет своего исполнительного органа государственной власти.

Практически действия высших должностных лиц республик осуществляются на основаниях, аналогичных тем, которыми ру­ководствуется Президент РФ.

В конституциях республик закрепляются предметы их ведения в сфере государственного управления. Это образование исполни­тельных органов; установление порядка их организации и дея­тельности; руководство отраслями хозяйства республиканского подчинения, жилищным и коммунальным хозяйством, торговлей и общественным питанием, дорожным хозяйством и транспортом, народным образованием, культурными и научными организация­ми республик, здравоохранением.

Существенна роль республиканских правительств. Они, как правило, правомочны решать все вопросы государственного управ­ления, отнесенные к ведению республик, поскольку они не входят в компетенцию законодательных органов или президентов. Так, Кабинет Министров Республики Татарстан в пределах своих пол­номочий организует управление промышленными, строительны­ми, сельскохозяйственными предприятиями и объединениями, предприятиями транспорта и связи, а также иными объектами, находящимися в государственной собственности; образует в слу­чае необходимости комитеты, управления и другие ведомства при Кабинете по делам хозяйственного и социально-культурного строительства; направляет деятельность местной администрации и т.п. В состав Правительства входят руководители не только ми­нистерств, но и государственных комитетов. При этом названные органы руководят соответствующими отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление, подчиняясь Президен­ту и Кабинету Министров Республики.

Однако в конституциях ряда республик о компетенции прави­тельств необходимые нормы отсутствуют (например, в Республике Северная Осетия – Алания, Республике Коми).

Что касается системы республиканских органов исполнитель­ной власти, то она, как правило, включает в свой состав минис­терства и государственные комитеты, а также ведомства, тради­ционно создаваемые и на уровне РФ (министерства внутренних дел, юстиции, культуры, здравоохранения, сельского хозяйства и т.п.).

Органами исполнительной власти в территориальных субъек­тах РФ являются администрации краев, областей, городов феде­рального значения, автономной области, автономных округов. Это их обобщенное наименование, имеющее нередко различные формы своего конкретного выражения. Так, в Ставропольском крае исполнительную власть осуществляют губернатор и возглав­ляемое им правительство, в Новгородской области – глава адми­нистрации, администрация и образуемые ими органы. В автоном­ных округах такие полномочия возлагаются на глав администра­ций либо на губернаторов и правительства.

Следует учесть, что термин «губернатор» не является офици­альным, хотя в рабочем обороте он используется постоянно; 3 ок­тября 1994 г. Президентом РФ было утверждено Положение о главе администрации края, области и т.д. Глава администрации (а не губернатор) характеризуется в нем в качестве высшего долж­ностного лица, руководящего органом исполнительной власти со­ответствующего субъекта РФ. Он подчиняется Президенту и Пра­вительству РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов.

К компетенции главы администрации отнесено: формирование органов исполнительной власти, утверждение их структуры и штатов; решение вопросов о представительстве органов исполни­тельной власти субъекта РФ при Президенте РФ, Правительстве РФ и федеральных органах исполнительной власти; распоряжение средствами фонда главы администрации; организация взимания налогов и сборов; распоряжение кредитами при исполнении мест­ного бюджета; реализация права законодательной инициативы и т.п.

Определение отраслей и сфер, в которых администрация осу­ществляет свои полномочия, осуществляется в уставах соответст­вующих субъектов РФ. Так, в Уставе Тамбовской области это пла­нирование, бюджет, финансы и учет; управление собственностью области и взаимодействие с предприятиями и учреждениями раз­личных форм собственности; регулирование земельных отноше­ний, использования земли И других природных ресурсов; благо­устройство; энергетика, связь и коммуникации; труд и занятость населения и другие сферы и отрасли, связанные с обеспечением жизнедеятельности области.

Организационно-правовые формы регионального управления не единообразны, хотя еще в 1993 г. Правительство РФ предложи­ло примерную структуру органов краевой, областной администра­ции, основными звеньями предполагались управления (например, внутренних дел, юстиции т.п.) и комитеты (например, по управле­нию государственным имуществом, по культуре и т.п.). Тем не менее помимо названных органов в администрациях субъектов РФ функционируют также департаменты, отделы; часто сама админи­страция называется правительством, а ее главы – губернаторами. А в Курганской области губернатор не является главой админи­страции.

Таким образом, основные функции государственного управле­ния на территории субъектов РФ практически реализуются непо­средственно органами исполнительной власти, создаваемыми са­мими субъектами РФ, определяющими самостоятельно их адми­нистративно-правовой статус.

Что касается взаимоотношений между федеральными органа­ми исполнительной власти и такими же органами субъектов РФ, то их механизм единообразно не раскрывается.

Все сводится к тому, что констатируется необходимость осу­ществления деятельности федеральных органов во взаимодейст­вии с органами исполнительной власти субъектов РФ. Ввиду отсутствия необходимого законодательства об организации единой системы исполнительной власти в стране система регионального управления не является пока в полной мере составной частые такой системы. Этим, в частности, можно объяснить и тот факт» что во многих субъектах РФ имеет место самостоятельное «огосударствление» системы местного самоуправления (например, в Ингушетии. Коми, Ленинградской и Курганской областях).

Определенным своеобразием отличается организация исполни­тельной власти в г. Москве. Ее главная особенность состоит в том, что в лице администрации сосредоточены функции исполнительного органа исполнительной власти и исполнительного органа местного самоуправления (двойной правовой статус).

Московская городская администрация представлена мэрией, правительством, отраслевыми и функциональными органами администрации, префектами административных округов, а также управами муниципальных районов.

Главой администрации и высшим должностным лицом являет­ся мэр, избираемый жителями Москвы. Он руководит деятельнос­тью мэрии, устанавливает структуру городской администрации, назначает руководителей ее органов, а также руководителей пред­приятий и учреждений городского подчинения, выносит наиболее важные вопросы жизни города и управления городским хозяйст­вом на рассмотрение правительства города, назначает префектов административных округов и т.д.

Правительство Москвы возглавляется мэром или вице-мэром (или другим назначенным мэром лицом). В его состав входят на правах министров руководители отраслевых и функциональных органов городской администрации, а также префекты.

Отраслевые и функциональные органы администрации – де­партаменты, положения о которых утверждаются мэром.

Префекты административных округов осуществляют в преде­лах своих полномочий исполнительно-распорядительную, коор­динирующую и контрольную деятельность на территории ок­ругов.

Районная управа обеспечивает решение вопросов местного зна­чения, руководит хозяйственными и социальными службами, контролирует деятельность предприятий и учреждений на терри­тории района независимо от форм собственности.

Исполнительные органы власти республик в составе рф

Статья 46

Исполнительную власть в Республике Карелия осуществляют: Глава Республики Карелия, возглавляемое им Правительство Республики Карелия и иные органы исполнительной власти.

Статья 47

1. Глава Республики Карелия является высшим должностным лицом Республики Карелия.

2. Глава Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, решений федеральных органов власти, принятых в пределах их компетенции, исполнение Конституции и законов Республики Карелия.

Статья 48

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

1. В соответствии с федеральным законодательством Глава Республики Карелия избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Республики Карелия и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

(часть 1 в ред. Закона РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

1.1. Выборы Главы Республики Карелия проводятся в соответствии с федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и законом Республики Карелия.

(часть 1.1 введена Законом РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

2. Глава Республики Карелия избирается сроком на пять лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.

(часть 2 в ред. Закона РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

Статья 49

1. Глава Республики Карелия при вступлении в должность приносит следующую присягу:

(в ред. Законов РК от 27.05.2010 N 1385-ЗРК , от 29.06.2012 N 1611-ЗРК )

«Клянусь при осуществлении полномочий Главы Республики Карелия уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации и федеральные законы, Конституцию и законы Республики Карелия, верно служить народу.».

2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия и судей Конституционного Суда Республики Карелия.

(часть 2 в ред. Закона РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК)

Статья 50

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

В течение срока полномочий Глава Республики Карелия обязан соблюдать ограничения и запреты, установленные для членов Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом.

(в ред. Законов РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК , от 31.05.2016 N 2023-ЗРК )

Статья 51

Глава Республики Карелия:

1) представляет Республику Карелия в отношениях с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении международных и внешнеэкономических связей Республики Карелия;

2) подписывает и официально опубликовывает принятые законы Республики Карелия и обладает правом отлагательного вето на принятые законы Республики Карелия;

3) подписывает договоры и соглашения от имени Республики Карелия;

4) представляет в течение шести месяцев после вступления в должность на утверждение Законодательного Собрания Республики Карелия концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на срок своих полномочий;

5) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия бюджет Республики Карелия и отчет об его исполнении;

6) представляет в Законодательное Собрание Республики Карелия ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Республики Карелия, в том числе по вопросам, поставленным Законодательным Собранием Республики Карелия;

(п. 6 в ред. Закона РК от 27.05.2010 N 1385-ЗРК)

7) определяет структуру органов исполнительной власти Республики Карелия;

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

8) формирует Правительство Республики Карелия, руководит его деятельностью, принимает решение об отставке Правительства Республики Карелия;

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

9) утратил силу. — Закон РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК;

9.1) назначает с согласия Законодательного Собрания Республики Карелия на срок своих полномочий Первого заместителя Главы Республики Карелия — Премьер-министра Правительства Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития;

(п. 9.1 введен Законом РК от 29.06.2012 N 1612-ЗРК; в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

10) с учетом требований пункта 9.1 настоящей статьи назначает Первого заместителя Главы Республики Карелия — Премьер-министра Правительства Республики Карелия, заместителей Главы Республики Карелия, иных членов Правительства Республики Карелия, руководителей органов исполнительной власти Республики Карелия и освобождает их от должности;

(п. 10 в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

11) утратил силу. — Закон РК от 16.07.2009 N 1314-ЗРК;

12) отменяет постановления и распоряжения Правительства Республики Карелия, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Республики Карелия в случае противоречия их Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия;

13) утратил силу. — Закон РК от 29.06.2012 N 1612-ЗРК;

14) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания Республики Карелия, а также созывать вновь избранное Законодательное Собрание Республики Карелия на первое заседание ранее срока, установленного частью 1 статьи 38 настоящей Конституции;

15) вправе обратиться в Законодательное Собрание Республики Карелия с предложением о внесении изменений и (или) дополнений в постановления Законодательного Собрания Республики Карелия либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке;

16) представляет Законодательному Собранию Республики Карелия кандидатуру для назначения Председателем Конституционного Суда Республики Карелия, кандидатуры для назначения судьями Конституционного Суда Республики Карелия;

(в ред. Законов РК от 21.03.2003 N 661-ЗРК , от 05.06.2006 N 987-ЗРК )

17) вносит в Законодательное Собрание Республики Карелия предложения о назначении референдума Республики Карелия;

18) назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Карелия;

19) исключен. — Закон РК от 18.06.2003 N 677-ЗРК;

20) награждает государственными наградами Республики Карелия в соответствии с законодательством Республики Карелия;

(п. 20 в ред. Закона РК от 25.04.2013 N 1699-ЗРК)

21) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законами Республики Карелия.

Статья 52

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

Глава Республики Карелия обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Республики Карелия с иными органами государственной власти Республики Карелия и в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие органов исполнительной власти Республики Карелия с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Статья 53

1. Глава Республики Карелия в пределах своих полномочий на основе и во исполнение действующего законодательства издает обязательные для исполнения указы и распоряжения.

2. Указы и распоряжения Главы Республики Карелия не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия.

Статья 54

1. Правительство Республики Карелия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия.

(часть 1 в ред. Закона РК от 21.03.2003 N 661-ЗРК)

2. В состав Правительства Республики Карелия входят Глава Республики Карелия, Первый заместитель Главы Республики Карелия — Премьер-министр Правительства Республики Карелия, заместители Главы Республики Карелия, иные члены Правительства Республики Карелия. По решению Главы Республики Карелия в состав Правительства Республики Карелия включаются руководители органов исполнительной власти Республики Карелия.

(часть 2 в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

2.1. Первый заместитель Главы Республики Карелия — Премьер-министр Правительства Республики Карелия организует работу Правительства Республики Карелия.

(часть 2.1 введена Законом РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

2.2. Члены Правительства Республики Карелия:

1) участвуют в заседаниях Правительства Республики Карелия с правом решающего голоса;

2) участвуют в планировании деятельности Правительства Республики Карелия в порядке, установленном Регламентом Правительства Республики Карелия;

3) осуществляют иные права и обязанности, предусмотренные правовыми актами Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия.

(часть 2.2 введена Законом РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

3. Правительство Республики Карелия обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции и законов Республики Карелия, указов и распоряжений Главы Республики Карелия.

4. Порядок деятельности Правительства Республики Карелия определяется утверждаемым им Регламентом.

(часть 4 в ред. Закона РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК)

Статья 55. Утратила силу. — Закон РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК.

Статья 55.1

(введена Законом РК от 29.06.2012 N 1612-ЗРК)

1. Предложения о кандидатурах на должности Первого заместителя Главы Республики Карелия — Премьер-министра Правительства Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития, вносятся в Законодательное Собрание Республики Карелия Главой Республики Карелия.

(в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

2. Законодательное Собрание Республики Карелия рассматривает представленные кандидатуры на должности Первого заместителя Главы Республики Карелия — Премьер-министра Правительства Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития, и дает согласие на их назначение большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия в течение двух недель со дня внесения предложения о кандидатуре. В случае отклонения представленной кандидатуры Глава Республики Карелия в десятидневный срок вносит на рассмотрение Законодательного Собрания Республики Карелия новую кандидатуру.

(в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

Статья 56

(в ред. Закона РК от 27.05.2010 N 1385-ЗРК)

В соответствии с федеральным законодательством на членов Правительства Республики Карелия распространяются ограничения, установленные федеральными законами.

(в ред. Закона РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

Статья 57

(в ред. Закона РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

1. В соответствии с федеральным законодательством Правительство Республики Карелия разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Карелия, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, социального обеспечения, безопасности дорожного движения и экологии.

2. Правительство Республики Карелия:

1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью;

1.1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; предотвращению ограничения прав и дискриминации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; сохранению и развитию этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия, их языков и культуры; защите прав национальных меньшинств; социальной и культурной адаптации мигрантов; профилактике межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечению межнационального и межконфессионального согласия;

(п. 1.1 введен Законом РК от 05.06.2014 N 1798-ЗРК)

2) разрабатывает для представления Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия проект бюджета Республики Карелия, а также проекты программ социально-экономического развития Республики Карелия;

3) обеспечивает исполнение бюджета Республики Карелия и готовит отчет об исполнении указанного бюджета и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития Республики Карелия для представления их Главой Республики Карелия в Законодательное Собрание Республики Карелия;

4) формирует иные органы исполнительной власти Республики Карелия;

5) управляет и распоряжается собственностью Республики Карелия в соответствии с законами Республики Карелия, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление Республике Карелия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

6) вправе предложить органу местного самоуправления, выборному или иному должностному лицу местного самоуправления привести в соответствие с законодательством Российской Федерации изданные ими правовые акты в случае, если указанные акты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Конституции Республики Карелия, законам и иным нормативным правовым актам Республики Карелия, а также вправе обратиться в суд;

7) осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Карелия и законами Республики Карелия, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

Статья 58

1. Правительство Республики Карелия издает обязательные для исполнения постановления и распоряжения и проверяет их исполнение.

2. Постановления и распоряжения Правительства Республики Карелия не должны противоречить федеральному законодательству, Конституции и законам Республики Карелия, указам и распоряжениям Главы Республики Карелия.

Статья 59

(в ред. Закона РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

Система органов исполнительной власти Республики Карелия устанавливается законом Республики Карелия.

Статья 60

По требованию Законодательного Собрания Республики Карелия Правительство Республики Карелия и любой член Правительства Республики Карелия обязаны представить информацию по вопросам своей компетенции.

Статья 61

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

Перед Главой Республики Карелия, вступившим в должность, члены Правительства Республики Карелия, руководители иных органов исполнительной власти Республики Карелия слагают свои полномочия.

Статья 62

1. Полномочия высшего должностного лица Республики Карелия — Главы Республики Карелия прекращаются досрочно в случае:

2) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Законодательным Собранием Республики Карелия;

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

3) его отставки по собственному желанию;

4) отрешения его от должности Президентом Российской Федерации в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом;

(п. 4 в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

(в ред. Закона РК от 16.07.2009 N 1314-ЗРК)

9.1) его отзыва избирателями, зарегистрированными на территории Республики Карелия, на основании и в порядке, установленном федеральным законом и принятым в соответствии с ним законом Республики Карелия.

(п. 9.1 введен Законом РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

10) исключен. — Закон РК от 23.03.2001 N 489-ЗРК.

2. Законодательное Собрание Республики Карелия вправе выразить недоверие Главе Республики Карелия в случае:

1) издания им актов, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Конституции Республики Карелия и законам Республики Карелия, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а Глава Республики Карелия не устранит указанные противоречия в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения;

2) установленного соответствующим судом иного грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, Конституции Республики Карелия и законов Республики Карелия, если это повлекло за собой массовое нарушение прав и свобод граждан;

(в ред. Закона РК от 25.12.2003 N 734-ЗРК)

3) ненадлежащего исполнения Главой Республики Карелия своих обязанностей.

(п. 3 введен Законом РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

3. Решение о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Карелия принимается Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Президента Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренныхпунктами 1, 2, 3 и 4 части 1 настоящей статьи.

(в ред. Законов РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК , 16.07.2009 N 1314-ЗРК )

4. Решение Законодательного Собрания Республики Карелия о недоверии Главе Республики Карелия принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия по инициативе не менее одной трети от установленного числа депутатов и направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Главы Республики Карелия от должности.

Решение Президента Российской Федерации об отрешении Главы Республики Карелия от должности влечет за собой отставку Правительства Республики Карелия.

(часть 4 в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

5. В случае отставки Правительства Республики Карелия или сложения членами Правительства Республики Карелия своих полномочий в соответствии со статьей 61 Конституции Республики Карелия Правительство Республики Карелия продолжает действовать до сформирования нового Правительства Республики Карелия.

(в ред. Законов РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК , от 17.08.2010 N 1421-ЗРК )

Статья 63

(в ред. Закона РК от 01.04.2005 N 859-ЗРК)

1. В случаях, когда Глава Республики Карелия временно не может исполнять свои обязанности (в связи с болезнью или отпуском), их исполняет Первый заместитель Главы Республики Карелия — Премьер-министр Правительства Республики Карелия, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

В случае невозможности исполнения полномочий Главы Республики Карелия Первым заместителем Главы Республики Карелия — Премьер-министром Правительства Республики Карелия обязанности Главы Республики Карелия исполняет иной член Правительства Республики Карелия в соответствии с установленным Главой Республики Карелия распределением компетенции, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)

Исполняющий обязанности Главы Республики Карелия не имеет права распускать Законодательное Собрание Республики Карелия, вносить предложения о назначении референдума Республики Карелия, об изменении Конституции Республики Карелия, обнародовать законы Республики Карелия.

(часть 1 ред. Закона РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК)

2. Временно исполняющий обязанности Главы Республики Карелия, назначенный Президентом Российской Федерации, не имеет права распускать Законодательное Собрание Республики Карелия, вносить предложения о назначении референдума Республики Карелия, об изменении Конституции Республики Карелия.

(в ред. Закона РК от 29.06.2012 N 1611-ЗРК)

Статья 64. Утратила силу. — Закон РК от 17.08.2010 N 1421-ЗРК.

Статья 64.1

(введена Законом РК от 29.06.2012 N 1612-ЗРК)

Законодательное Собрание Республики Карелия вправе выразить недоверие Первому заместителю Главы Республики Карелия — Премьер-министру Правительства Республики Карелия, руководителю органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителю органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития. Решение о выражении недоверия принимается большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия.

(в ред. Закона РК от 24.03.2016 N 2001-ЗРК)