Фз ст 25 п2

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1
«О занятости населения в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

15 июля 1992 г., 24 декабря 1993 г., 27 января 1995 г., 20 апреля 1996 г., 21 июля 1998 г., 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 г., 7 августа 2000 г., 29 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 31 декабря 2005 г., 29 декабря 2006 г., 18 октября 2007 г., 23 июля, 25 декабря 2008 г., 3 июня, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22, 27 июля 2010 г., 1, 11 июля, 30 ноября 2011 г., 28 июля, 30 декабря 2012 г., 23 февраля, 2 июля 2013 г., 5 мая, 21 июля, 1, 22 декабря 2014 г., 29 декабря 2015 г., 9 марта, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 29 июля, 29 декабря 2017 г., 7 марта, 3 июля, 3 октября 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации прав граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, определяются международными договорами (соглашениями) Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Первый заместитель Председателя
Верховного Совета РСФСР

Москва, Дом Советов РСФСР.

19 апреля 1991 года.

Определяются правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Настоящий Закон вводится в действие со дня его опубликования

Раздел VII «Социальные гарантии и компенсации» настоящего Закона (статьи 30 — 40) вводится в действие с 1 июля 1991 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 2 мая 1991 г. N 18 ст. 566, в Бюллетене нормативных актов РСФСР, 1992 г., N 1, с. 4 — 18

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 октября 2016 г. N 19-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей)

Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 января 2013 г. N 2-П абзац десятый статьи 2 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он препятствует признанию безработными членов жилищного накопительного кооператива как учредителей (участников) некоммерческой организации

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 22 октября 2009 г. N 15-П взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 30, пункта 2 статьи 32, пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 настоящего Закона в той мере, в какой ими не обеспечивается начисление пособия по безработице и возможность назначения пенсии до достижения установленного законом пенсионного возраста на равных основаниях для граждан, до увольнения работавших по трудовому договору с индивидуальным предпринимателем, и граждан, уволенных из организаций, при том что иные определенные законом условия в равной мере соблюдены, признаны не соответствующими Конституции РФ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 октября 2018 г., за исключением пункта 2, подпункта «г» пункта 5, абзацев первого — пятого пункта 6 статьи 1 изменений, которые вступают в силу с 3 июля 2018 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 476-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего Закона

Текст настоящего Закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 89-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 394-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 11-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 367-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 365-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 3 июня 2009 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 287-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2001 г. N 188-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 175-ФЗ

Изменения вступают в силу согласно статье 3 названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 85-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 января 1995 г. N 10-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288

Изменения вступают в силу с момента вступления в силу Конституции РФ

Закон РФ от 15 июля 1992 г. N 3307-I

Изменения вводятся в действие со дня опубликования названного Закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Относится ли к гражданам статья 25 п 12 ФЗ о безопасности дорожного движения?

Здравствуйте, подскажите пожалуйста, ст. 25 пункт 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 N 196-ФЗ ст 25 (ред. от 26.07.2017) относится ли к гражданам РФ? И если нет, тогда почему?

Ответы юристов (2)

12. Лица, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие на территории Российской Федерации, допускаются к управлению транспортными средствами на основании российских национальных водительских удостоверений, а при отсутствии таковых — на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений при соблюдении ограничений, указанных в пункте 13 настоящей статьи.

Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ

«О безопасности дорожного движения»

Евгений, данный пункт статьи говорит об иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Указанные понятия раскрыты в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

— временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
— временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
— постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Уточнение клиента

А где конкретно написано, что он относится к иностранным гражданам?

В законе о гражданстве РФ написано, что граждане РФ являются тоже лицами.

И граждане РФ также могут постоянно или временно проживать на территории РФ.

20 Апреля 2018, 16:56

Уточнение клиента

А в законе о гражданстве прочитайте что написано. Или этот закон читать не надо?

И граждане РФ также могут постоянно или временно проживать на территории РФ.

20 Апреля 2018, 17:08

Уточнение клиента

закон должен не намекать, а конкретно говорить что можно, а что нельзя!

20 Апреля 2018, 17:09

Прямо не указано, однако это, по моему мнению, следует из толкования данного пункта в его взаимосвязи с указанным Федеральным законом 115-ФЗ, где как раз говорится о временно проживающих либо временно пребывающих на территорию РФ лицах.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Статья 25. Государственная регистрация права собственности на создаваемый объект недвижимого имущества

Это старая редакция документа

1. Право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

2. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если на основании данного документа ранее было зарегистрировано право заявителя (право лица, представителем которого является заявитель, если документы на государственную регистрацию представлены представителем) на указанный земельный участок в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Разрешение на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения, запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем такое разрешение, при условии, что заявитель не представил такое разрешение по собственной инициативе.

3. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на праве собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности на данный земельный участок, разрешения на строительство. Разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в данном документе) запрашивается органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе, выдавшем разрешение на строительство, если заявитель не представил указанный документ по собственной инициативе.

4. В случае, если земельный участок, отведенный для создания объекта недвижимого имущества, принадлежит заявителю на ином праве, чем право собственности, право собственности заявителя на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования данным земельным участком, разрешения на строительство с учетом положений пункта 3 настоящей статьи.

Статья 25 закона РФ «О защите прав потребителей»

Все граждане сталкивались с покупкой бракованного или ненадлежащего качества товара. Но немногие знают, что по закону они вправе обменять некачественный товар на другой либо вернуть товар и получить за него ранее уплаченные денежные средства. Все права граждан, совершающих некачественные покупки, описаны в законодательном акте Российской Федерации № 2300-1.

Статья 25: Право потребителя на обмен товара надлежащего качества

Настоящий Федеральный Закон «О защите прав потребителей» регламентирует отношения между:

  • потребителями;
  • изготовителями;
  • исполнителями;
  • импортерами;
  • продавцами.

Положения ФЗ № 2300-1 обуславливают права потребителей на покупку товаров, на выполнение работ и на оказание услуг. Закон гласит, что все приобретенные покупателем объекты должны соответствовать критериям:

  • надлежащее качество;
  • покупка является безопасной для жизни;
  • покупка безопасная для здоровья;
  • приобретение не наносит вред имуществу и окружающей среде.

Каждый гражданин России обязан знать свои права по возврату и обмену некачественного товара. Для этого необходимо изучить 25 статью ФЗ «О защите прав потребителей». Положения настоящей статьи гласят, что покупатель вправе обменять ранее купленный им товар, если приобретение оказалось ненадлежащего качества.

П 1 ст 25 Закона «О защите прав потребителей»

Вначале статьи указано, что по закону, потребитель вправе вернуть продавцу объект покупки ненадлежащего качества (по закону возврату и обмену подлежат непродовольственные товары) и направить просьбу продавцу об обмене объекта покупки на аналог. Причинами для возврата и обмена могут быть:

  • приобретение не подошло по форме;
  • габариты не соответствуют ранее заявленным;
  • фасон покупки отличается от ожидания;
  • купленное изделие состоит из неполной комплектации;
  • расцветка изделия отличается от желаемой;
  • несоответствующий размер изделия.

По всем вышеуказанным критериям, покупатель вправе обменять товар в срок 14 дней. В двухнедельный период не входит день приобретения изделия с недостатком.

По закону, вернуть и обменять товар ненадлежащего качества разрешено, если покупка не находилась в употреблении и покупатель сохранил:

  • потребительские свойства;
  • ярлыки;
  • пломбы;
  • чек, свидетельствующий об оплате (при отсутствии чека потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания, доказывающие совершение им покупки).

Согласно положениям настоящего закона, а именно п 1 статьи 25 (глава 2), правительство России вправе установить перечень предметов, не подлежащих возврату и обмену.

П 2 ст 25 закона о защите потребительских прав

Второй пункт настоящего законодательного акта гласит, что при отсутствии аналогичного предмета в продаже в магазине в день обращения недовольного потребителя, покупатель имеет право требовать возврата денежной суммы. Размер денежной суммы равен стоимости приобретения ненадлежащего качества. Продавец обязан выплатить денежные средства в течение трех дней после возврата объекта покупки.

Согласно закону и положениям 25 статьи, возможен еще один вариант разрешения отдельного случая — взаимная договоренность продавца и покупателя об обмене. По договоренности, продавец будет обязан сообщить потребителю о поступлении в магазин аналогичного товара для обмена.

В 18 статье Федерального Закона «О защите прав потребителей» предусмотрены правомерные действия покупателя при обнаружении недостатков в приобретении. Возможные действия:

  • обменять на аналогичный;
  • обменять на такую же марку, но с перерасчетом покупной цены;
  • требовать от продавца снижения стоимости товара ненадлежащего качества;
  • требовать от продавца устранить все неполадки за его счет;
  • требовать от продавца возврата ранее уплаченной суммы.

Каждый потребитель обязан знать свои права по обмену и возврату каких-либо товаров обратно в магазин. Все аспекты отношений между продавцами и покупателями указаны в Федеральном Законе № 2300-1. Для более детального изучения нюансов закона «О защите прав потребителей», необходимо скачать документ. Последняя редакция ФЗ доступна для скачивания по ссылке.

Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков

1. Профессиональное объединение страховщиков:

а) обеспечивает взаимодействие своих членов при осуществлении ими обязательного страхования, разрабатывает и устанавливает обязательные для профессионального объединения и его членов правила профессиональной деятельности и контролирует их соблюдение;

б) представляет и защищает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях интересы, связанные с осуществлением членами профессионального объединения обязательного страхования;

в) осуществляет компенсационные выплаты и устанавливает размеры отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат в соответствии с уставом профессионального объединения и требованиями настоящего Федерального закона, а также реализует права требования, предусмотренные статьей 20 настоящего Федерального закона;

в.1) организует обеспечение своих членов бланками страховых полисов обязательного страхования и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, осуществляет контроль за использованием указанных бланков и размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» полученную от своих членов информацию о количестве бланков страховых полисов, направленных в обособленные подразделения страховщика (филиалы) каждого из субъектов Российской Федерации;

в.2) информирует владельцев транспортных средств о порядке оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции в соответствии со статьей 11.1 настоящего Федерального закона;

в.3) представляет по требованиям владельцев транспортных средств, потерпевших информацию о наличии действующего договора обязательного страхования в отношении указанного в требовании лица, номере такого договора и страховщике, с которым он заключен;

г) компенсирует недостающую часть активов при передаче страхового портфеля за счет средств, предназначенных для осуществления компенсационных выплат, в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

г.1) осуществляет в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств аккредитацию операторов технического осмотра, ведет реестр аккредитованных операторов технического осмотра;

г.2) утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 N 130-ФЗ;

д) осуществляет иные функции, предусмотренные нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными актами Банка России, уставом профессионального объединения в соответствии с его целями и задачами.

2. Профессиональное объединение страховщиков вправе:

создавать и использовать информационные системы, содержащие сведения об обязательном страховании, о страховании в рамках международных систем страхования, в том числе сведения о договорах обязательного страхования и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации ограниченного доступа;

осуществлять защиту в суде интересов членов профессионального объединения, связанных с осуществлением ими обязательного страхования;

осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации настоящего Федерального закона, в том числе функции, связанные с деятельностью членов профессионального объединения в рамках международных систем страхования;

осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных систем страхования функции национального объединения страховщиков, осуществляющего операции в рамках международных систем страхования.

Профессиональное объединение страховщиков вправе осуществлять иную предусмотренную его уставом деятельность в соответствии с целями, определенными настоящим Федеральным законом.

Профессиональное объединение может осуществлять коммерческую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям.

В соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств профессиональное объединение страховщиков осуществляет проверку заявителей на соответствие установленным требованиям аккредитации и контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 25 Закона об ОСАГО

1. В целях конкретизации правового статуса профессионального объединения страховщиков законодатель определяет возложенные на него функции и предоставленные ему полномочия. При этом нельзя не отметить, что перечисленные в Законе функции как основные направления деятельности такого объединения в Уставе РСА обозначаются в качестве целей его создания и предмета деятельности.

1.1. Будучи профессиональным объединением страховщиков, основанным на принципе обязательного членства, РСА в первую очередь должен обеспечить их взаимодействие, предполагающее совместное либо при взаимном участии членов РСА осуществление правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и организационной деятельности, направленной на достижение общей цели в виде создания условий для реализации гарантий возмещения вреда, причиненного потерпевшему в результате ДТП. Это, в свою очередь, требует создания и эффективного применения организационно-правовых средств осуществления и регулирования взаимоотношений членов РСА, которые предполагают:

— функционирование системы управления, учитывающей интересы всех участников объединения. Не случайно действительным членам РСА предоставлено право участия в управлении Союзом с правом голоса, в том числе в формировании органов Союза, а также в деятельности формируемых им комитетов, комиссий, рабочих и экспертных групп и иных органов, что позволяет членам РСА скоординировать свои позиции по значимым вопросам деятельности;

— создание системы информационного обеспечения, позволяющей эффективно обмениваться информацией, осуществлять проверку представленных страхователем сведений и т.п.;

— нормативное обеспечение, базирующееся на разработанных РСА правилах профессиональной деятельности;

— контроль за соблюдение членами РСА установленных в правилах профессиональной деятельности требований.

1.2. Функция представительства и защиты интересов членов РСА, связанных с осуществлением ими ОСАГО, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях может пониматься в широком и узком смысле.

В первом случае она охватывает аккумуляцию запросов членов РСА к власти и доведение их до сведения компетентных органов, прежде всего Банка России, что наиболее актуально в отношении определения размеров страховых взносов страхователей, создания условий для включения российских страховщиков в международные системы страхования и т.п. Однако при таком подходе данная деятельность выходит за традиционные правовые рамки представительства.

Представительство и защита интересов в узком смысле предполагают наличие возможности отстаивания РСА интересов своих членов по конкретному делу. Здесь следует говорить об особой разновидности законного представительства, хотя этот вопрос вызывает трудности как в теории, так и на практике. Прежде всего проблема выполнения представительских функций РСА кроется в возможности подтверждения таких полномочий. Дело в том, что Устав РСА достаточно четкого механизма представительства интересов его членов не содержит. В нем имеется указание лишь на полномочия Президента РСА действовать от имени Союза без доверенности, в том числе представлять его интересы на территории России и за границей. При этом не уточняется, может ли он действовать от имени членов РСА, учитывая, что к предмету его деятельности устав относит не только представление и защиту интересов членов Союза в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных органах и организациях, связанных с осуществлением ими ОСАГО и операций в рамках международных систем страхования, но и защиту их интересов в суде.

1.3. Обязанность по осуществлению компенсационных выплат непосредственно оговаривается в Уставе РСА с учетом их значения для защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, признаваемой одной из целей создания Союза. Осуществление этой функции финансово обеспечивается за счет средств, направленных членами РСА из резервов гарантий, средств, полученных от реализации РСА права требования в порядке регресса, а в случаях, предусмотренных п. п. «в» и «г» п. 1 ст. 18 комментируемого Закона, за счет средств, направленных членами РСА из резервов текущих компенсационных выплат. При этом члены РСА несут субсидиарную ответственность по соответствующим обязательствам в пределах сформированных ими резервов гарантий и текущих компенсационных выплат. Размеры отчислений, необходимых для формирования указанных резервов, определяются Общим собранием членов РСА.

1.4. Функция организации обеспечения членов РСА бланками страховых полисов ОСАГО и бланками, используемыми при осуществлении операций по страхованию в рамках международных систем страхования, а также осуществления контроля за их использованием призвана предупредить факты мошенничества на рынке страховых услуг. Ту же цель преследует и размещение РСА на официальном сайте полученной от своих членов информации о количестве бланков страховых полисов, направленных в обособленные подразделения страховщика (филиалы) каждого из субъектов Российской Федерации.

1.5. Некоторые функции связаны с обеспечением владельцев транспортных средств значимой для них информацией, в том числе о порядке оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, а также о наличии действующего договора ОСАГО в отношении указанного в требовании лица, номере такого договора и страховщике, с которым он заключен. Для этих целей используются ресурсы официального сайта РСА.

1.6. Обязанность РСА компенсировать недостающую часть активов при передаче страхового портфеля, включающего обязательства по договорам страхования, не исполненные на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, а также активы, принимаемые для покрытия страховых резервов, сформированных страховщиком в установленном Законом порядке, реализуется в соответствии с п. 4 ст. 184.9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», из которого следует, что при недостаточности или отсутствии активов страховой организации для исполнения обязательств по договорам страхования недостающая часть активов может быть компенсирована РСА из средств, предназначенных для финансирования компенсационных выплат, в порядке и на условиях, которые установлены контрольным органом. До того как эти функции были возложена на Банк России, Минфин РФ своим Приказом от 13 января 2011 г. N 2н утвердил Порядок передачи страхового портфеля при применении мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве страховой организации.

1.7. Относительно новой функцией РСА является осуществление аккредитации операторов технического осмотра и ведение реестра аккредитованных операторов в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами аккредитации операторов технического осмотра, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 28 ноября 2011 г. N 697, а также Порядком ведения реестра операторов технического осмотра, формирования и размещения открытого и общедоступного информационного ресурса, содержащего сведения из реестра операторов технического осмотра, утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 21 октября 2011 г. N 587. Считается, что это должно повысить качество проведения технического осмотра, поскольку страховщики будут заинтересованы в получении достоверной информации о состоянии транспортного средства, хотя складывающаяся практика это не подтверждает.

Аккредитация операторов технического осмотра осуществляется РСА с целью подтверждения соответствия заявителя и оператора технического осмотра установленным законом требованиям, а именно проверки наличия:

1) сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), соответствующих установленным основным техническим характеристикам и входящих в утвержденный перечень, принадлежащих заявителю на праве собственности или на ином законном основании;

2) не менее одного штатного технического эксперта;

3) технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения технического осмотра в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра, а также документирования сведений о таких результатах;

4) договора с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств на сервисное обслуживание таких транспортных средств в случае, если заявителем является дилер.

Аккредитация проводится на основании письменного заявления о предоставлении аттестата аккредитации, к которому прилагаются копии учредительных документов заявителя (копии документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя), а также документы, подтверждающие соответствие претендента установленным законом требованиям. Оплата услуг по аккредитации осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 912 «О размере платы за аккредитацию в сфере технического осмотра».

РСА рассматривает заявление о предоставлении аттестата аккредитации и прилагаемые к нему документы на предмет их полноты и соответствия требованиям в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления, осуществляемой в течение рабочего дня, следующего за днем получения.

В течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления о предоставлении аттестата аккредитации либо со дня регистрации заявления о предоставлении аттестата аккредитации, представленного повторно после устранения выявленных недостатков в документации, РСА проводит документарную проверку в отношении заявителя с целью оценки соответствия сведений, содержащихся в представленных заявлении и документах, требованиям аккредитации и сведениям о заявителе, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. При возникновении обоснованных сомнений в достоверности представленных сведений РСА вправе провести выездную проверку. Наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации, а также несоответствие заявителя требованиям аккредитации являются основанием для отказа в предоставлении аттестата аккредитации.

Решения о предоставлении аттестата аккредитации либо об отказе в этом, принятые РСА, оформляются Приказом Президента РСА или иного уполномоченного должностного лица, копия которого предоставляется заявителю в день его принятия под роспись или отправляется по указанному заявителем почтовому адресу посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении. Копия указанного решения может быть также направлена по письменной просьбе заявителя в форме электронного документа на указанный заявителем адрес электронной почты.

Аттестат аккредитации подлежит переоформлению по заявлению оператора технического осмотра в случаях: расширения или сокращения области аккредитации, изменения наименования юридического лица, адреса его местонахождения, изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, увеличения или уменьшения количества пунктов технического осмотра, изменения наименования марок транспортных средств, сервисное обслуживание которых проводит дилер.

Решения о приостановлении действия или об аннулировании аттестата аккредитации принимаются РСА в случае выявления при проведении выездной проверки оператора технического осмотра нарушений требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра.

Сведения об операторах технического осмотра отражаются в реестре аккредитованных операторов технического осмотра. Ведение реестра включает в себя внесение в него сведений об операторах технического осмотра, формирование на этой основе базы данных, ее своевременное изменение, исключение данных из реестра, а также предоставление информации из него. Внесение сведений в реестр осуществляется на основании решения о предоставлении аттестата аккредитации, решения о расширении или сокращении области аккредитации, переоформлении аттестатов аккредитации, приостановлении действия аттестатов аккредитации, возобновлении их действия или аннулировании. Оно осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия соответствующего решения о предоставлении аттестата аккредитации, переоформлении аттестатов аккредитации, приостановлении действия аттестатов аккредитации, возобновлении их действия, аннулировании аттестатов аккредитации, а в отношении сведений о результатах проверок — составления актов по результатам проверок.

Сведения, содержащиеся в реестре операторов технического осмотра, являются открытыми для ознакомления с ними заинтересованных лиц, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с федеральными законами. Информация из него предоставляется бесплатно. Доступность содержащихся в реестре сведений обеспечивается размещением их в открытом и общедоступном информационном ресурсе, который формируется РСА и размещается на его сайте в сети Интернет.

1.8. Законодатель оставил открытым перечень выполняемых РСА функций, указав на то, что они могут делегироваться ему нормативными правовыми актами Правительства РФ, нормативными актами Банка России, а также определяться учредительными документами самого РСА в соответствии с его целями и задачами. Подобный подход вполне оправдан, учитывая, что п. 1 комментируемой статьи содержит явно неполный перечень таких функций, а сам законодатель не всегда корректно разграничивает функции и полномочия, раскрывая последние, в частности, через право осуществлять функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации комментируемого Закона, в том числе функции, связанные с деятельностью членов профессионального объединения в рамках международных систем страхования, а также функции национального объединения страховщиков, осуществляющего операции в рамках международных систем страхования. Интересно, что Устав РСА понятием «функции» вообще не оперирует, поскольку его разработчики предпочли для этих целей использовать понятие «предмет деятельности», объединив положения, называемые в комментируемом Законе в качестве функций и полномочий, и обозначив ряд иных направлений деятельности, в том числе:

— оказание членам РСА консультационных, информационных и иных услуг в области ОСАГО и в процессе осуществления страховщиками операций по страхованию в рамках международных систем страхования;

— координацию усилий членов РСА, направленных на борьбу с мошенничеством и иными противоправными действиями в области ОСАГО и страхования в рамках международных систем страхования, а также на противодействие недобросовестной конкуренции;

— финансирование мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, уменьшению аварийности транспортных средств и минимизации ущерба при ДТП;

— осуществление и финансирование мероприятий по аккредитации участников инфраструктуры рынков ОСАГО;

— организацию и проведение семинаров, конференций в области ОСАГО;

— осуществление сбора, обобщения и анализа информации и статистики по интересующим членов РСА вопросам в области ОСАГО;

— осуществление информационно-аналитической деятельности, в том числе подготовку обзоров средств массовой информации по тематике, связанной с деятельностью РСА и осуществлением ОСАГО, освещение деятельности РСА в средствах массовой информации, проведение пресс-конференций и пр.

2. Формулируя полномочия профессионального объединения страховщиков, законодатель лишь отчасти отталкивался от обозначенных выше функций. Отсюда следует неполнота и непоследовательность их отражения. В качестве основных полномочий названы:

1) создание и использование информационных систем, содержащих сведения об ОСАГО, о страховании в рамках международных систем страхования, в том числе сведения о договорах ОСАГО и страховых случаях, персональные данные о страхователях и потерпевших, с обеспечением установленных законодательством требований о защите информации ограниченного доступа. В соответствии с законом РСА является оператором автоматизированной информационной системы ОСАГО, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, который в своей деятельности осуществляет информационное взаимодействие с Министерством внутренних дел РФ, Министерством сельского хозяйства РФ, Министерством обороны РФ и Федеральной таможенной службой, признаваемыми ответственными за сбор и обработку информационных ресурсов данной автоматизированной информационной системы;

2) осуществление защиты в суде интересов членов профессионального объединения, связанных с осуществлением ими ОСАГО, реализуется в рамках обозначенных выше функций по представлению и защите интересов членов РСА. Как уже отмечалось выше, подобное положение формально дает основание говорить о законном представительстве, не предполагающем выдачу доверенности. В то же время, учитывая изначально заложенные в основу законного представительства идеи о том, что оно осуществляется в случаях, когда сам субъект права не в состоянии обеспечить полноценную защиту своих интересов самостоятельно, это означает, что судебная защита будет инициирована по усмотрению РСА, независимо от того, нуждается ли в этом сам член РСА. Как представляется, подобный подход не вполне оправдан. По крайней мере, он не может считаться универсальным. Более целесообразным было бы разграничивать случаи обязательного и добровольного представительства. Первое должно реализовываться лишь тогда, когда характер нарушений прав и законных интересов члена РСА затрагивает интересы РСА в целом как профессионального объединения, организующего особую сферу рынка страховых услуг. В остальных случаях речь должна идти о добровольном представительстве, осуществляемом на основании полномочий, удостоверенных доверенностью заинтересованного члена РСА;

3) возложение на РСА полномочий, связанных с осуществлением функции по информационному и организационно-техническому обеспечению реализации комментируемого Закона, в том числе связанному с деятельностью членов РСА в рамках международных систем страхования, вытекает из его особого статуса в сфере страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, предполагающего обеспечение функционирования всей системы ОСАГО, где информационное и организационно-техническое обеспечение выступают в качестве ее неотъемлемых, связующих элементов;

4) полномочия, связанные с осуществлением функций национального объединения страховщиков, осуществляющего операции в рамках международных систем страхования, реализуются РСА на основании распоряжения Правительства РФ от 19 марта 2008 г. N 337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта», которым РСА был признан участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе «Зеленая карта», исполняющим функции национального страхового бюро указанной системы. Это, в свою очередь, предполагает осуществление взаимодействия с участниками международных систем страхования, осуществление международного сотрудничества в интересах членов ОСА, а также ведение иной деятельности в соответствии с требованиями этих систем.

Законодатель предоставил РСА право осуществлять иную предусмотренную его учредительными документами деятельность в соответствии с целями, определенными Законом. В частности, речь может идти об организации профессионального обучения и разработке необходимых для этого методических рекомендаций. При этом из статуса РСА как некоммерческой организации вытекают ограничения на осуществление коммерческой деятельности, которая может иметь место лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых Союз создан, и соответствующей этим целям. В силу этого в Уставе РСА указано, что он не имеет целью своей основной деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль среди своих членов, а получаемую прибыль использует только для целей деятельности РСА.

В соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств РСА осуществляет контроль за деятельностью операторов технического осмотра на соответствие установленным требованиям аккредитации и правилам проведения технического осмотра (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ). Законом предусмотрено проведение документарных и (или) выездных проверок. Основанием для этого является поступившее в РСА заявление гражданина, юридического лица, государственного органа или органа местного самоуправления о нарушении оператором технического осмотра требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра. Документарная проверка проводится в течение 10 дней, выездная — 5 дней.

В случае выявления при проведении выездной проверки оператора технического осмотра нарушения требований аккредитации и (или) правил проведения технического осмотра РСА принимает решение о приостановлении действия или об аннулировании аттестата аккредитации.