Доклад на тему защита прав ребенка

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА

Каждый родитель имеет право выбора имени ребенка. Родитель несет обязанности по воспитанию, развитию и обучению своих детей. Родители должны обеспечивать интересы детей, не допускать грубого, жестокого, унизительного обращения с ними.

Ребенок имеет следующие права:

— жить и воспитываться в семье,

— общаться с родителями и другими родственниками,

— выражать свое мнение,

— пользоваться предметами и вещами домашнего обихода, принадлежащими лично ребенку.

За несоблюдение родителями своих обязанностей ребенок может быть отобран у родителей и передан органам опеки и попечительства, возможно также лишение родительских прав временно или постоянно.

Усыновление (удочерение) — установление правовой связи между усыновителем, его родственниками и усыновленным, как между родителями, родственниками и детьми по происхождению в результате решения суда.

Опека и попечительство — защита интересов несовершеннолетних и недееспособных (или частично дееспособных) лиц, осуществляемая гражданами и учреждениями. Возможно помещение детей, оставшихся без родителей, в приемную семью на основании договора с органами опеки и попечительства.

За несоблюдение защиты интересов и прав несовершеннолетних и недееспособных (или частично недееспособных) лиц, за неудовлетворительное, жестокое обращение происходит лишение прав опеки и попечительства.

Защита прав ребенка законодательство и правоприменительная практика

Главная > Реферат >Государство и право

Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная практика

А.М. Нечаева, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак­туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей как в обществе, так и в семье. И труд­но сказать, в чем причина такого неблагополучия и кто виноват в этом в первую очередь — государство или семья. Несомненно, виноваты и те, и другие. Причем очевидно, что декларируемый интерес государ­ства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности. Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию правовым предписа­ниям, способным при необходимости на деле помочь ребенку.

Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормально­го духовного и физического развития ребенка. Тем более что Конвен­ция ООН «О правах ребенка» 1989 г. содержит следующее положение: «Государства-участники уважают и обеспечивают все права, преду­смотренные настоящей Конвенцией за каждым ребенком» (п. 1 ст. 2). Озабоченность по поводу воплощения прав ребенка в действитель­ность, проявленная на международном уровне, понятна, ибо мировое сообщество обеспокоено состоянием будущих поколений, их способ­ностью на должном уровне поддерживать жизнь человека.

Таково в самом общем виде объяснение важности правовых про­блем обеспечения интересов несовершеннолетних граждан. Причем речь идет о широкой гамме правовых средств защиты ребенка, тем более что их предпосылкой являются неодинаковые по своей отрасле­вой принадлежности законодательные акты, каждый из которых так или иначе, прямо или косвенно служит или может служить правовым инструментом, защищающим права детей.

Однако сама по себе тема защиты прав ребенка ассоциируется прежде всего с семейным правом, Семейным кодексом РФ, несмотря на то что его ст. 2, определяющая круг отношений, регулируемых се­мейным законодательством, специально не выделяет защиту прав ре­бенка. Она как бы растворена в регулировании личных (неимущест­венных) и имущественных отношений членов семьи, в состав которой, естественно, входят и несовершеннолетние дети. То же можно сказать о форме и порядке устройства в семью детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Сложность защиты прав ребенка состоит не только в употребле­нии различных по своей отраслевой принадлежности правовых норм, но и в комплексном характере самого семейного права. Его основу составляют и так называемые нормы материального права, и правила административно-правовые, и предписания сугубо гражданско-процессуального характера. С другой стороны, защищают права ре­бенка нормы, которые принято относить к частноправовым либо к публично-правовым. Чаще всего они взаимодействуют, дополняя друг друга, когда речь идет о конкретных способах защиты прав ребенка, в чем непосредственно заинтересовано государство в лице органов опе­ки и попечительства.

Особенно это заметно, если речь идет о защите прав несовершен­нолетнего, почему-либо попавшего в неблагоприятную семейную си­туацию или оставшегося вообще без семьи. Вместе с тем нетрудно за­метить, что все семейно-правовые нормы, посвященные несовершен­нолетним детям, пронизаны одной идеей — идеей приоритетной защи­ты интересов ребенка. Что же касается самих прав, то лидирующее место среди них занимает право ребенка жить и воспитываться в се­мье (п. 2 ст. 54 СК РФ). Это право служит как бы общим знаменателем при разрешении проблем, связанных с семейным воспитанием.

Налицо не простое отражение требований Конвенции ООН о пра­вах ребенка, а результат коренного пересмотра существовавших ранее идеологических установок, когда роль семьи не принималась во вни­мание, всячески обесценивалась, что сказалось на многих поколениях людей. Теперь же, когда семья стала объектом охраны на конституци­онном уровне (ст. 38 Конституции РФ), нелегко вернуться к прежним ценностям даже в области защиты прав ребенка. Вот почему так важно превратить семейное законодательство в действенный инструмент за щиты интересов несовершеннолетнего. Отсюда и необходимость кри­тического осмысления действующего Семейного кодекса. Его реали­зация уже позволяет обратить внимание на определенные изъяны, пробелы и недоработки, проявившиеся в правоприменительной прак­тике. А если учесть, что последние годы были непростыми для Рос­сийской Федерации из-за серьезных социально-экономических пере­мен в обществе, отразившихся и на представлении о семье, о роди­тельских правах и обязанностях, о детях, то становится ясно, как вели­ки требования именно к семейному законодательству.

Не случайно поэтому на различных конференциях, совещаниях, посвященных проблемам детей, все чаще звучат упреки в адрес се­мейного законодательства, которое якобы нуждается в коренной пере­делке в связи с его несовершенством, что служит причиной катастро­фического положения детей в современной России. При этом основ­ной акцент делается на недостаточно жесткой позиции Семейного ко­декса в отношении родителей, не обеспечивающих полноценную за­щиту прав ребенка в своей семье.

И здесь следует сразу же сказать, что проблема ужесточения за­кона для тех, кто его должным образом не исполняет, относится к чис­лу непростых и дискуссионных проблем. Причем ее сложность много­кратно возрастает, когда приходится иметь дело с родительскими пра­вами и обязанностями, правомерное исполнение которых, как правило, служит залогом успешной защиты прав ребенка, связанных с его се­мейным воспитанием. Вот почему сторонники усиления ответственно­сти родителей за своего ребенка, во-первых, затрагивают вопросы, имеющие прямое отношение к семейно-правовой ответственности за ненадлежащее семейное воспитание ребенка, и во-вторых, игнориру­ют специфику семейного права. Кроме того, они рассматривают про­блемы, относящиеся к материальному обеспечению родителями инте­ресов ребенка, вне связи с действительностью.

Каждая из перечисленных позиций нуждается в специальном рас­смотрении.

В качестве меры ответственности за ненадлежащее семейное вос­питание в Семейном кодексе предусмотрено лишение родительских прав, представляющее собой особую, предельно высокую меру семей­но-правовой ответственности, применение которой ведет к полному прекращению правовой связи ребенка с его родителями (сохраняется лишь обязанность родителей платить алименты). Отсюда следует не­обходимость изоляции ребенка от лица, утратившего свои родительские права по суду. Это порождает сложную жилищную ситуацию, одним из реальных способов решения которой является выселение та­кого лица с занимаемой им жилплощади без предоставления ему дру­гого жилого помещения. То есть бывшие родители утрачивают самое высокооцениваемое социальное благо — жилье. В результате лишение родительских прав становится еще более жесткой мерой ответствен­ности. Но нельзя забывать, что с лишением родительских прав граж­данин сохраняет свое конституционное право на жилище. К тому же в увеличении числа лиц без определенного места жительства государст­во никак не заинтересовано. Поэтому выходом из создавшегося поло­жения могло бы быть лишь выселение таких лиц с предоставлением им другой, худшей жилой площади.

Таким образом, количество семейно-правовых способов ужесто­чения ответственности в результате лишения родительских прав огра­ничено рамками ст. 71 СК РФ, предусматривающей последствия ли­шения родительских прав. Вводить же уголовную ответственность за нарушение права ребенка на надлежащее воспитание в семье вряд ли уместно с любой точки зрения. Поэтому не остается ничего другого, как активизировать профилактическую деятельность по «спасению» детей главным образом с помощью борьбы с алкоголизмом и нарко­манией — главными виновниками семейного неблагополучия, бедст­венного положения детей в семье.

Еще одно уязвимое место Семейного кодекса РФ некоторые авто­ры видят в несовершенстве правового регулирования алиментных обя­зательств родителей. Однако, как показывает практика, дело здесь в основном в процедуре исполнения решения суда в делах данной кате­гории, в незаинтересованности судебных приставов-исполнителей (деятельность которых семейным законодательством вообще не регу­лируется) в исполнении решения суда. Увеличение же доли взыски­ваемых алиментов свыше 50% заработка (дохода) лица, обязанного к выплате, чревато серьезными неблагоприятными последствиями. Во-первых, это вызвало бы рост числа лиц, уклоняющихся от уплаты алиментов, во-вторых, привело бы к полному отчуждению детей и ро­дителей друг от друга, что само по себе грозит возникновением более серьезных проблем, связанных с противостоянием между старшим и младшим поколениями. Вместе с тем в Семейном кодексе оказались забытыми интересы добросовестных родителей, готовых на основе поданного ими заявления добровольно заботиться о материальном обеспечении своих детей, что было предусмотрено ранее в ст. 89 Семейного кодекса РСФСР, устанавливавшей выплату алиментов лично лицом, обязанным платить алименты, либо через администра­цию по месту его работы или получения им пенсии, стипендии.

Предлагается еще один, казалось бы, возможный канал усиления семейно-правовой ответственности. Это возложение вины за все про­исходящие в семье события негативного плана на семью и ее членов. При этом не учитывается, что, во-первых, семья как таковая, не буду­чи субъектом права, не может нести ответственность и, во-вторых, се­мейное законодательство не всесильно и нельзя не учитывать его осо­бенностей и потенциальных возможностей, особенно когда приходит­ся иметь дело с правовым воздействием на личные отношения.

Таким образом, постановка вопроса о полной несостоятельности Семейного кодекса неосновательна.

Одним из существующих направлений усиления защиты прав и интересов ребенка, по нашему мнению, является принятие новых за­конодательных актов, затрагивающих наиболее важные сферы жизни несовершеннолетнего. Речь идет о следующих Федеральных законах: от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 2. Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка, что по идее не может вызывать возражений. Но всякий закон остается таковым, если он от­вечает определенным требованиям, чего нельзя сказать в данном слу­чае. Здесь скорее всего налицо декларации, изобилующие общими по­ложениями, похожими на лозунги, в которых «тонут» конкретные правовые предписания, предназначенные для защиты прав ребенка. К тому же далеко не все содержащиеся в этих законодательных актах предписания сопровождаются указанием на наступление конкретного вида ответственности за их неисполнение. Вот почему эти акты не­достаточно эффективны. Они создают лишь иллюзию благополучия в законодательной сфере, относящейся к защите прав несовершеннолет­него.

Конечно, со временем число законов, предназначенных для защи­ты прав ребенка, возрастет. Но дело не в их количестве. Важно, чтобы они были именно законами со своей присущей им спецификой. С другой стороны, их следует нацеливать на решение задач не только сего­дняшнего дня, но и на ближайшую перспективу. Во всяком случае но­вые семейно-правовые акты не должны быть тормозом в деле развития цивилизованных отношений, связанных с правильно понимаемой и имеющей приоритетное значение защитой прав ребенка, что непо­средственно относится к качеству подрастающего поколения. Именно под таким углом зрения следует критически оценивать действующий СК РФ, который, естественно, безупречным в своих деталях быть не может, ибо только годы испытывают любую правовую норму на проч­ность, только со временем обнаруживаются ее отдельные недостатки. Вот почему рассматривать конкретные положения, связанные с защи­той прав ребенка, следует не абстрактно, а в прямой связи с правопри­менительной практикой. Причем замечания в адрес СК РФ и отдель­ных его предписаний полезно сгруппировать, особо выделив наиболее важные из них. Сюда можно отнести направления, которые связаны, во-первых, с существующими пробелами в регулировании отношений по защите прав ребенка Кодексом; во-вторых, с наличием норм, за­трудняющих защиту интересов ребенка в семейно-правовой сфере; в-третьих, с наличием в СК РФ неработающих правил.

Защита прав ребенка

Предыдущая статья была посвящена правам ребенка, а в настоящей заметке мы затронем вопрос защиты этих прав.

Важно понимать принципиальное различие понятий «защита права» и «охрана права», так как зачастую они смешиваются. В соответствии со сложившейся в науке традицией понятие «охрана гражданских прав» охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав, т.е. к ним относятся все меры, с помощью которых обеспечивается развитие гражданских правоотношений в их нормальном, ненарушенном состоянии. В то время как «защита права» подразумевает под собой меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании.

Статья 56 Семейного кодекса РФ (Далее – СК РФ) говорит нам о том, кто может выступать субъектом защиты прав и законных интересов ребенка, это – родители или лица, их заменяющие (усыновители, опекуны, попечители, приемные родители), а в прямо предусмотренных СК РФ случаях – органы опеки и попечительства, прокурор и суд. Если ребенок, оставшийся без попечения родителей, находится в воспитательном учреждении или в учреждении социальной защиты, то в соответствии со статьей 147 СК РФ защита его прав и интересов возлагается на администрацию этих учреждений.

Ребенку, признанному полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, а также приобретшему полную дееспособность в связи с вступлением в брак, СК РФ предоставил право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Право ребенка на защиту включает также возможность самостоятельного принятия им некоторых мер в случае нарушения его законных прав и интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении ими обязанностей по воспитанию и образованию ребенка. В таких ситуациях статья 56 СК РФ предоставила ребенку право обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд. Последствия такого обращения ребенка могут заключаться в привлечении родителей к административной или уголовной ответственности, немедленном отобрании ребенка у родителей органом опеки и попечительства при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст.77 СК РФ), лишении или ограничении родительских прав в судебном порядке (ст. 69 и 73 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление СК РФ обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.

Гражданский кодекс Российской федерации в 12 статье излагает те способы, которыми осуществляется защита гражданских прав. В том числе это могут быть:

  • восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащита права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещение убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсация морального вреда;
  • прекращение или изменение правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Что касается международных актов, которые также входят в систему российского права, то статья 12 Конвенции о правах ребенка предусматривает, что государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и его зрелостью.

Данная норма имплементирована в СК РФ. В статье 57 предусмотрено, что ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

СК РФ не указывает, с какого возраста ребенок обладает правом свободно выражать свое мнение. В Конвенции же такое право признается за ребенком, способным сформулировать собственные взгляды.

Таким образом, ребенок вправе выражать свое мнение тогда, когда он достигает определенного уровня развития, позволяющего ему выразить собственную точку зрения на тот или иной вопрос, непосредственно касающийся его интересов.

Тема: «Защита прав ребенка.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу ак­туальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положе­нии несовершеннолетних детей в обществе и семье.

цель моего исследования:

выяснить, как охраняются права ребенка в нашей стране.

задачи: узнать, какие законы защищают права ребенка;

какие организации могут помочь и защитить права ребенка..

Предварительный просмотр:

Тема: «Защита прав ребенка.

Ученица 11 класса

МБОУ «Новожизненская СОШ»

Учитель истории и обществознания

1.1.История создания международных документов по правам ребенка.

1.2. Краткая характеристика Конвенции о правах ребенка.

2.1.Международные организации по защите прав детей.

2.2.Российские организации по защите прав детей.

Роль правозащитных организаций в жизни детей п.Опытная станция. Городищенского района.

Анализ социологического опроса «Что ты знаешь о защите прав ребенка».

Российская Федерация — это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Для демократического государства характерно то, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина-обязанность государства».

Познакомившись с этим положением на уроках обществознания, захотела узнать, как в нашей стране будут чувствовать себя дети, в том числе и я.

Защита прав ребенка в современной России относится к числу актуальных проблем, порожденных явным неблагополучием в положении несовершеннолетних детей в обществе и семье.

Трудно сказать, в чем причина такого состояния и кто виноват в этом в первую очередь — государство или семья. Причем очевидно, что усиленный интерес государства к детям тесно переплетается с бесспорным фактом потери семьей своего авторитета, ослабления семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи сходят на нет или превращаются в свою противоположность, перерождаясь в серьезную угрозу для незрелой личности ребенка. Иными словами, есть все основания считать, что дети в опасности.

Это обстоятельство обязывает перейти от лозунгов, адресованных всем и каждому, как физическим, так и юридическим лицам, к более четким по смыслу и содержанию, правовым положениям, способным при необходимости на деле помочь ребенку в защите его прав

цель моего исследования:

выяснить, как охраняются права ребенка в нашей стране.

  • узнать, какие законы защищают права ребенка;
  • какие организации могут помочь и защитить права ребенка.

1.1.История создания международных документов по защите прав ребенка.

В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей.

Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации.

В связи с этим Лига Наци в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.

После окончанию Второй Мировой Войны, ООН приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире.

Однако декларация (лат. Declaratia- провозглашение)- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация.

Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка.

20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию.

26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР.

Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции.

1.2. Краткая характеристика Конвенции о правах ребенка.

Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

Кратко содержание всех 54 статей Конвенции можно изложить следующим образом:

-Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

-Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство с момента рождения.

-Во всех действиях судов, учреждений социального обеспечения, административных органов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

-Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

-Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах их благополучия.

-Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

-Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

-Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от плохого обращения, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

-Государства обеспечивают подходящую замену ухода за детьми, у которых нет родителей. Процесс усыновления тщательно регулируется, чтобы обеспечить гарантии и юридическую обоснованность в тех случаях, когда усыновители намереваются вывезти ребенка из страны, где он родился.

-Неполноценные дети имеют право на особое обращение, образование и заботу.

-Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государство должно обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

-Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

-Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания мира и терпимости.

-Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

-Государства должны обеспечивать защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать получению образования или нанести ущерб его здоровью и благополучию.

-Государства должны защищать детей от незаконного употребления и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.

-Принимаются все меры для прекращения похищения детей и торговли ими.

-Смертная казнь или пожизненное тюремное заключение не назначаются за преступления, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.

-Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Конвенция — это законы, на которые могут рассчитывать дети при отстаивании своих прав и свобод.

2.1.Международные организации по защите прав детей.

В ходе исследования мною были найдена информация о главных международных и российских организация, защищающих интересы детей

Все они представлены на следующих схемах и таблицах.

Общая характеристика российских организаций.

Детская общественная приемная при Министерстве образования Российской Федерации

Приемная является постоянно действующим информационно-консультативным органом и в своей деятельности руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права.

Независимые российские общественные организации по защите прав детей

Решают проблемы защиты прав маленьких граждан. Подают на рассмотрение в правительство и Думу различные документы в защиту детей. Намерены добиваться от правительства принятия федерального закона «О ювенальной (детской) юстиции».

Общероссийский общественный фонд «Российский детский фонд»

Детский фонд создавался для того, чтобы помогать детям-сиротам, воспитывающимся в опекунских семьях, детям-инвалидам. В отличие от каких-либо благотворительных организаций помощь фонда — адресная. Существующий ТОЛЬКО НА ПОЖЕРТВОВАНИЯ граждан и организаций, Фонд скромные эти пожертвования распределяет только тем, кто нуждается в самом необходимом, для чего в организации есть картотека, каждая из карточек которой содержит боль и страдания маленького человека.

Городские общественные организации по защите прав детей.

Деятельность организаций охватывает широкий спектр задач по вопросам защиты прав детей, ликвидации правовой неграмотности, привлечения внимания общества к проблемам детей, а также освещение достижений детей в СМИ, участие в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав детей.

Роль правозащитных организаций в жизни детей п. Опытная станция.

В ходе своего исследования я выяснила, что защиту прав ребенкаобязанности берут на себя следующие государственные органы:

Органы опеки и попечительства.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Функции по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних могут осуществляться создаваемыми органами местного самоуправления специализированными отделами (службами) по опеке и попечительству.

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Их права и обязанности:

— ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;

— обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, устройство в приемную семью, областное или муниципальное детское учреждение), защищают права и интересы этих детей в соответствующих органах;

— беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью;

— производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка;

— разрешают разногласия, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами;

— запрашивают от государственных органов и граждан необходимые документы и материалы для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних;

— направляют материалы о привлечении к ответственности родителей или законных представителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— оказывают информационную, консультативно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и интересов детей;

— осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;

— дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— дают в установленном порядке согласие на отчуждение (обмен, залог, завещание, дарение и др.) жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние;

— дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

— осуществляют иные не противоречащие действующему законодательству полномочия.

Комиссии по делам несовершеннолетних.

Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, городская, районные и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав входят в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав оказывают помощь детям в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов во всех сферах их жизнедеятельности, координируют деятельность всех субъектов, входящих в государственную систему защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.

Их права и обязанности.

— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

— организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— осуществление мер, предусмотренных действующим законодательством, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

— подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также иным вопросам, предусмотренным действующим законодательством;

— рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения, изменении формы получения несовершеннолетними образования и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

— оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством;

— применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством;

— прием несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, обратившихся с заявлениями или жалобами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции;

— предоставление согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации;

— осуществляют иные функции в соответствии с действующим законодательством.

Областные и муниципальные службы по вопросам семьи и детства.

1. Областная и муниципальные службы по вопросам семьи и детства образуются и функционируют в составе соответствующих органов социальной защиты населения.

Их права и обязанности

— принимают участие в формировании и осуществлении семейной политики в Томской области;

— принимают участие в осуществлении социально-правовой экспертизы, при принятии нормативных правовых актов и социальных целевых программ по вопросам семьи и детства на областном и муниципальном уровнях;

— принимают меры по развитию сети специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, приютов и иных учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям.

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с действующим законодательством.

Суд (судья) в соответствии с действующим законодательством при рассмотрении споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка, в случаях, когда это не противоречит интересам самого ребенка, учитывает мнение достигшего десятилетнего возраста ребенка.

Надзор за исполнением законодательства о правах ребенка органами государственной властиВолгорадской области и органами местного самоуправления, а также за соответствием нормативных правовых актов указанных органов действующему законодательству о правах ребенка осуществляется прокуратурой в соответствии с действующим законодательством.

Прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов ребенка или вступить в дело на любой стадии процесса, если этого требует охрана прав и законных интересов ребенка.

Анализ социологического опроса «Что ты знаешь о защите прав ребенка».

Познакомившись со всем многообразием общественно- правовых организаций, защищающих права ребенка, я решила выяснить, насколько современные школьники знакомы с ними.

Мною было проведено социологическое исследование по данному вопросу.

Детские правозащитные организации.

1. Возраст, класс

2. Знаешь ли ты о существовании детских правозащитных организаций?

3. Хотел(а) бы ты больше узнать о деятельности таких организаций?

4. Из каких источников ты хотел(а) бы получить информацию об этих организациях?

д) От представителей этих органов

5. Как ты считаешь, такие организации способны помочь в решении именно твоей проблемы?

г) У меня нет проблем

По окончанию опроса получились следующие результаты:

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

ЗАЩИТА ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2011 Автор: Красильникова А.С.; ФГБОУ ВПО Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева (Калужский филиал).

В марте 2009 г. на совещании, посвященном предотвращению насилия в отношении детей, президент РФ Д.А. Медведев сказал: «России нужна современная система защиты детства. Сегодня системы просто нет ».

22 ноября 2011 г. вопрос о защите прав детей стал одной из основных тем на встрече премьер-министров России и Франции.

В ходе проводимых в современной России социально-экономических реформ общественное положение детей оказалось неблагополучным, а сами дети — незащищенными.

По данным МВД РФ в 2009 г. было зарегистрировано порядка 106 тыс. преступлений в отношении несовершеннолетних, также были признаны потерпевшими более 108 тыс. детей и подростков, более половины из них, а это около 68 тыс., пострадали от насильственных посягательств. При этом 4 тыс. преступлений данного вида были совершены родителями в отношении своих детей.

Ситуация в сфере детства, связанная с постоянным ухудшением материального положения, алкоголизмом, наркоманией, детской безнадзорностью и беспризорностью, ростом посягательств на права детей, на сегодняшний день на государственном уровне реально рассматривается как угроза национальной безопасности России.

«Именно от благополучия наших детей зависит будущее и всего российского общества, и в целом нашего государства », — подчеркнул министр МВД Р.Г. Нургалиев. Поэтому защита прав ребенка в современной России относится к числу самых актуальных проблем.

Дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это — непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Целью работы является изучение проблемы защищенности детей в российском обществе.

Работа включает рассмотрение содержания прав детей как в международных актах, так и в актах РФ, а также правовое обеспечение защиты прав ребенка, в том числе на примере Калужской области.

Права ребенка и их защита

Ребенком является каждое человеческое существо до достижения летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он достигает совершеннолетия ранее. [1]

На международном и национальном уровне существует множество специальных актов о правах ребёнка. Основным актом о правах ребёнка на международном уровне является Конвенция о правах ребенка. Конвенция принята в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г. Она включает 54 статьи, которые детализируют индивидуальные права детей. Все права, входящие в Конвенцию, распространяются на всех детей.

В Конвенции ребенок впервые рассматривается как личность, имеющая права, которые государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязаны «уважать и гарантировать «. Данное положение свидетельствует о том, что ребенок является особо уязвимым членом общества и потому, требует и заслуживает специальной защиты.

Конвенцией ребенок рассматривается как независимая личность. Конвенция характеризует ребенка как лицо, наделенное конкретными правами: право на жизнь (ст. 6), иметь семью (ст. 9), на имя и гражданство (ст. 7), на образование (ст.28), на защиту от насилия (ст. 19), на равенство, на свободу мысли и слова (ст. 13), на отдых и досуг (ст. 31), на медицинское обслуживание и заботу о здоровье (ст. 24), на помощь государства (ст. 18-27) и др.

Согласно данному документу все дети имеют право на развитие своих возможностей, свободу от голода и нужды, а также жестокости и других форм злоупотребления.

Конвенция о правах ребенка связывает возможности детей со всеми правами и обязанностями родителей или лиц, несущих за них ответственность. Исходя из этого, дети могут участвовать в принятии решений, которые способны затрагивать его настоящее и будущее.

Конвенция делает возможной для ребенка защиту своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12).

Конвенция утверждает приоритет интересов детей, рассматривает принцип соблюдения прав и интересов всех детей без каких-либо исключений или какой-либо дискриминации (ст. 2). При этом согласно ст.ст. 5, 12 Конвенции, реализация ряда прав ребенка зависит от его возраста, зрелости и степени его развития; а согласно ст.ст. 20, 23, особые потребности признаются Конвенцией за инвалидами и детьми, постоянно или временно лишенными семьи.

Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка 16 августа 1990 г.

За время прошедшее с момента ратификации Конвенции Россией, законодателями были предприняты значительные усилия по приведению российского законодательства в соответствие с Конвенцией.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

• Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

• Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

• Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

• Федеральный закон «Об образовании»;

• Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

• Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

• Федеральный закон об опеке и попечительстве

В развитие положения Конституции РФ о защите материнства, детства и семьи государством (ст. 38), гражданское, уголовное, административное и другие отрасли законодательства содержат нормы о защите прав ребенка.

Анализ действующего сегодня семейного законодательства России позволяет заключить, что оно было приведено в соответствие международным обязательствам России. Реализуя один из основных принципов и приоритетов российского семейного законодательства — законодательное обеспечение прав ребенка, Семейный кодекс РФ 1995 г. отводит правам несовершеннолетних детей целую главу (гл. 11 СК РФ).

Практически все нормы о защите семейных прав ребенка, закрепленные в ней, так или иначе, отражают требования Конвенции.

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на общение с родителями и родственниками;

• право на защиту;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право выражать свое мнение;

• право на имя, отчество и фамилию;

• имущественные права, включая права собственника.

Обязанности детей в семье законодательно не определяются. Они устанавливаются только нормами нравственности, закон принудить ребенка к исполнению каких-либо обязанностей в семье не может.

Наиболее полная разработка прав ребенка в РФ представлена в законе об основных гарантиях прав ребенка. [2] Закон формулирует цели государственной политики в интересах детей (ст. 4), основные направления обеспечения прав ребенка в РФ (ст. 6-15).

В целом российское законодательство закрепляет все права, гарантированные ребенку Конвенцией.

Исключение составляет лишь, предусмотренное Конвенцией, право ребенка на воссоединение с семьей. Это право в Семейном кодексе РФ не предусмотрено. И это притом, что в последние годы этот вопрос приобретает все большую актуальность.

Защита субъективных прав и интересов граждан возможна не только посредством применения норм права управомоченными на то органами и организациями, но и допустима в форме непосредственной самозащиты индивидом своих прав. В соответствии с действующей Конституцией каждый человек имеет право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

В соответствии с п. 1 ст. 56 СК РФ ребенок тоже имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Конечно же, он как особый субъект права в основном не в состоянии самостоятельно защищать свои права, прибегая к конкретным формам защиты. Но все же в соответствии со ст. 56 СК РФ ребенку предоставляется самостоятельная возможность обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет — в суд в случае нарушения его прав и интересов со стороны родителей и иных законных представителей, а равно при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию, либо при злоупотреблении родительскими правами.

В целях восполнения недостающей у детей дееспособности закон вводит институт их законных представителей, которые и обязаны защищать права и интересы ребенка. Институт представительства регулирует отношения, в рамках которых одно лицо (представитель) в пределах имеющихся у него полномочий совершает юридически значимые действия от имени и в интересах другого лица (представляемого). При этом степень и границы участия законного представителя зависят от таких обстоятельств, как возраст ребенка, вид и основание связи между ребенком и законными представителями, правовое положение ребенка.

Так, п. 1 ст. 64 СК РФ возлагает защиту прав и интересов детей на их родителей: «Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий».

Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права. Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

В соответствующих случаях законными представителями ребенка являются его усыновители, опекуны, попечители. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав детей возлагаются на органы опеки и попечительства, прокурора и суд (п. 1 ст. 56 СК РФ).

Гарантией надлежащей защиты прав ребенка является установленная в п. 3 ст. 56 СК РФ обязанность всех должностных лиц или граждан, которым стало известно о нарушении прав ребенка, угрозе его жизни или здоровью, сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка.

Однако, учитывая то, что данная обязанность законодательно не подкреплена возможностью применения каких-либо санкций в отношении указанных лиц ее следует рассматривать лишь как закрепление должного поведения в интересах защиты прав и интересов детей и общества.

Защиту прав детей в России осуществляет как Уполномоченный по правам человека, так и Уполномоченный по правам ребенка, должность которого введена Указом Президента РФ от 1 сентября 2009 г.

Задача омбудсманов — обеспечение защиты прав ребенка и содействие восстановлению нарушенных прав ребенка.

3 декабря 2011 г. Президент РФ Д.А. Медведев заявил, что подписал закон о внесении изменений в целый ряд законодательных актов, которые направлены на защиту детства в нашей стране, в частности, в закон об основных гарантиях прав ребёнка, по которому вводится целый ряд новых норм, предоставляющие дополнительные полномочия Уполномоченному при президенте РФ по правам ребенка и региональным омбудсменам детства .

Теперь получен доступ к информации, которая была закрыта грифом конфиденциальности. Например, к сведениям о правах на недвижимость и производимых с ней сделках. Закон дает право правозащитникам беспрепятственно посещать закрытые спецучреждения, колонии и следственные изоляторы, где содержатся несовершеннолетние, а также места лишения свободы, в которых находятся беременные женщины и женщины, имеющие детей в домах ребенка при исправительных колониях. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны предоставлять уполномоченным по правам ребенка по их запросу сведения, документы и другие материалы. За чинение препятствий правозащитникам в их работе законом предусмотрена административная ответственность.

Кроме того, подписан второй закон, который вносит изменения в ст. 22 закона об основных гарантиях прав ребёнка, касающихся порядка представления государственного доклада о положении детей и семей, которые имеют детей в Российской Федерации.

Таким образом, нормативная основа для деятельности Уполномоченного по правам ребёнка, а также вообще системы защиты прав и интересов детей совершенствуется.

Нельзя забывать и о том, что благосостояние детей, соблюдение и защита их прав, зависит не только от действий государства как такового, но и от «негосударственного сектора»: средств массовой информации, частных предприятий, правозащитных организаций.

Кроме того, без поддержки обычных людей — каждого человека в отдельности — Конвенция не достигнет своих целей. С момента ратификации Конвенции, правительства стран-участниц, в том числе и России, могут быть подвергнуты внутреннему давлению со стороны, как частных лиц, так и неправительственных организаций, которые имеют право обосновывать свои действия обязательствами, взятыми на себя государством в рамках Конвенции.

Такие действия могут включать в себя мониторинг соблюдения государством прав, гарантированных Конвенцией, доведение до сведения широкой общественности информации о выявленных нарушениях, а также требования о выделении средств из государственного бюджета на поддержку программ по обеспечению прав и интересов детей.

При этом, несмотря на активную деятельность российских неправительственных организаций и требования Комитета по правам ребенка, без заинтересованности в защите прав ребенка в России сотен и тысяч граждан, выступающих в любом качестве — ученых, государственных служащих, педагогов, воспитателей и др., достичь конкретных социальных и политических перемен будет невозможно.

Защита прав детей в Калужской области

В рамках инспекционной поездки по Калужской области Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов проинспектировал Обнинский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Доверие», Кондровский детский дом-школу, Полотняно-Заводский дом-интернат для умственно отсталых детей, приют для детей и подростков «Мечта», специализированный дом ребенка, специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат им. Ф.А. Рау.

Цель поездки Павла Астахова и его «детского спецназа» — проверка жалоб, детских домов, приютов, больниц, спецшкол, домов ребенка.

В Калужской области сейчас проживают 164 540 детей. Из них 2 796 дети-инвалиды. В основном дети принимаются под опеку — всего в области принято 1 644 ребенка, в приемных семьях находятся 1 080 детей, усыновлены 1 403 ребенка (в том числе 332 — иностранными усыновителями). Институт патронатных семей в Калужской области популярностью не пользуется.

В области реализуется целевая программа «Право ребенка на семью 2010-2014 гг.» Каждый год в Калужской области выявляются сотни детей- сирот. Их число в 2010 г. уменьшилось в полтора раза (по сравнению с 2007 годом), но одновременно снизилось и число детей, оставшихся без попечения родителей, которые были устроены в новые семьи. В 2010 г. из детдомов были устроены в семьи 103 ребенка.

Сложнее всего устраивать в семьи ребят старше 10 лет, а это свыше двух третей (77%) от всех детей-сирот в области. Затрудняет этот процесс и наличие у детишек родных сестер и братьев.

В связи с этим Павел Астахов обратился к интернет-сообществу через свой микроблог в Твиттере: «В Региональном банке данных детей-сирот и оставшихся без попечения родителей на 1 января 2011 г. состоит 752 человека. Эти дети очень ждут свои новые семьи!»

В 2009 г. в Калужской области было 77 отказных детей, а в 2010 — лишь 46. По словам Павла Астахова в последние годы среди отказных детей преобладают дети, рожденные мигрантами и переселенцами с юга, из Средней Азии и Кавказа, а также цыгане и мулаты. Тогда как в анкетах по подбору ребенка кандидаты в приемные родители обычно указывают желательность «славянского происхождения/внешности ребенка».

Уполномоченный также обратил внимание на большую проблему Калужской области — детскую преступность. В 2010 г. органами внутренних дел было выявлено и поставлено на учет 1503 подростка-правонарушителя и 326 родителей. Это больше, чем в 2009 г., когда на учет были поставлены 1389 подростка 289 взрослых.

Особую тревогу вызвал чрезвычайно высокий рост преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Так в Калужской области число преступлений в форме развратных действий с 47 в 2009 г. резко выросло до 253 в 2010 г.

Возможность повлиять на детскую преступность станет подписание соглашения «О порядке взаимодействия по вопросам защиты прав и законных интересов ребенка в Калужской области» руководителем Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Калужской области В.В. Ефременковым и Уполномоченным по правам ребенка в Калужской области О.А. Копышенковой .

Цель соглашения — это объединение усилий ведомств в деле защиты детства. Стороны примут на себя обязательства по обмену информацией и оказанию взаимного содействия в деле защиты детей. Помимо этого предполагается возможность разработки предложений по совершенствованию законодательства в сфере защиты прав и интересов ребенка.

Под лозунгом «Поможем, подскажем, поддержим» 1 июня 2011 г., в Международный день защиты детей, в Калужской области состоялись благотворительные акции, проводимые под эгидой регионального Уполномоченного по правам ребенка.

Региональный детский омбудсман в своей работе руководствуется тремя принципами: «в любой ситуации главное — учитывать интересы ребенка», «все дети имеют одинаковые права», «права и обязанности родителей в отношении ребенка равны».

Уполномоченный по правам человека в Калужской области Юрий Зельников также включился в общенациональную информационную кампанию по противодействию жестокому обращению с детьми в Калужской области.

В рамках плана мероприятий этой компании были изданы памятки по правам и безопасности детей. Осуществлялось дальнейшее развитие института уполномоченных по правам участников образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях и оказание им методической помощи по вопросам профилактики жестокости и насилия к детям и реагирования по выявленным фактам. Так, в 2011 году был проведен семинар-практикум для уполномоченных по правам обучающихся школ города Калуги по теме: «Конфликты в школе. Помощь детям при насилии» .

Как известно, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на дополнительную социальную защиту жилищных прав. Данный факт узаконен и в нашей области.

На основании Закона Калужской области от 30.09.2008 № 465-03 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на жилое помещение и предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг» данной категории лиц, не имеющим закрепленного жилого помещения предоставляются денежные средства на приобретение или строительство жилого помещения.

Этот долгожданный Закон, на принятии которого активно настаивал калужский Уполномоченный по правам человека, стал настоящим спасением для сирот региона. Он дал возможность реализовать жилищные права не только детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, но и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет. Также областным Законом впервые была установлена компенсация на оплату жилых помещений и коммунальных услуг этой категории лиц в сумме 500 рублей ежемесячно.

На реализацию данного Закона в 2009 году из областного бюджета впервые была выделена весьма значительная сумма — 114,5 млн. руб., из них — 111,5 млн. было выделено сиротам на приобретение жилья. В сравнении с предыдущими годами (в 2007 году выделено 15,6 млн. руб., в 2008 год — 20 млн. руб.), это существенное увеличение. В результате жильем было обеспечено 107 лиц из числа данной категории (в 2007 жилье получили 28 чел., в 2008 — 27). Из федерального бюджета в 2009 году поступило 12,5 млн. рублей.

Данное существенное увеличение денежных средств стало возможным при непосредственном участии Уполномоченного по правам человека.

На 01.12.2009 г. 111 человек из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа получили компенсацию расходов на оплату закрепленных за ними жилых помещений и коммунальных услуг. Средства в сумме 10 млн. 152 тыс. рублей предусмотрены на эти цели в областном бюджете на 2010 год.

В 2010 г. для решения жилищного вопроса указанных категорий лиц Калужской областью планируется не снижать планку финансирования и направить 114,5 млн. рублей на приобретение (строительство) жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

21 октября 2010 года на заседании сессии Законодательного Собрания Калужской области получил поддержку законопроект о доплатах матерям-одиночкам. С 1 января 2011 года на территории Калужской области в силу вступил закон о дополнительных социальных гарантиях малообеспеченным одиноким матерям.

В соответствии с этим законом предлагается установить пособие в 5000 рублей одиноким матерям, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области (за III квартал 2010 г. величина прожиточного минимума на душу населения составляет 5038 рублей). Пособие будут платить до достижения ребенком 7-летнего возраста.

Дополнительно социальную поддержку также получили малообеспеченные семьи, имеющие двух и более детей. Им планируется установить пособие по уходу за ребенком на второго и последующих детей от 1,5 до 3 лет в размере 4000 рублей. Данной социальной поддержкой смогут воспользоваться матери, у которых среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Калужской области.

В Калужской области в летний период 2011 года в планировалось организовать детский отдых в 459 лагерях с дневным пребыванием и лагерях труда и отдыха, в которых отдохнут более 33 тыс. детей, в 89 палаточных лагерях отдохнут 6980 детей, в 19 загородных и санаторных лагерях — 13110 детей, в 7 санаториях и санаторных оздоровительных базах — более 6 тыс. детей, планируется организовать отдых 2500 калужских детей за пределами области, на Чёрном и Азовском морях и Подмосковье. Всего в летнюю оздоровительную кампанию будет оздоровлено более 62 тыс. детей. В целом в 2011 году планируется оздоровить более 80 тыс. детей и не менее 7 тыс. охватить трудовой деятельностью.

С момента принятия Конвенции о правах ребенка в 1989 году прошло более двадцати лет. Тем не менее, интерес к этому документу во всем мире не угасает. В настоящее время Конвенция является наиболее широко признанным международным документом по вопросам прав человека.

Особую актуальность Конвенция приобретает для России.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Дети являются неоценимым капиталом современного общества, поскольку связь поколений и взаимопонимание поколений — залог будущего — непременное условие стабильности мира, а значит ответственности сегодняшнего поколения перед потомками.

Существующий в государстве механизм защиты прав ребенка — это система социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав.

Обеспечение функционирования данного механизма в значительной мере зависит от эффективности деятельности субъектов, осуществляющих защиту прав ребенка, и реализуемых ими форм.

На сегодняшний день проблему нарушения прав детей в обществе нельзя назвать полностью решенной. Политику по этому вопросу необходимо развивать и дальше, пересмотром и дополнением уже действующего законодательства, ужесточить наказание за насильственные действия над детьми, чаще проводить мероприятия по профилактике детского насилия среди взрослых, родителей и персонала, задействованного в сфере работы с детьми.

Новому составу Госдумы РФ нужно принять Концепции: государственной семейной политики до 2025 года и духовно-нравственного воспитания и защиты детей.

Список используемой литературы:

1. Конвенция о правах ребенка принятая резолюцией 44\25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.

2. Конституция РФ

3. Семейный кодекс РФ

4. Гражданский кодекс РФ

5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

6. Закон РФ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

7. Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

8. Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N2. Ст. 170.

9. Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка»

10. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2006 г. №272 «О Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

11. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Калужской области в 2010 г. «О соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калужской области в 2010 г».

12. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Калужской области «О деятельности органов местного самоуправления Калужской области, выполняющих полномочия по опеке и попечительству, по защите прав несовершеннолетних» — Калуга, 2010

13. Конвенция о правах ребенка ООН как инструмент защиты семейных прав ребенка в России // Государство и право. 2006. №4

14. Куликова А. А. Защита прав ребенка / А. А. Куликова. — М. : Эксмо, 2005. — 192 с.

15. Права человека : сборник документов / сост. О. О. Миронов. — М. : Экзамен, 2007. — 125 с.

16. Нечаев A.M. Защита прав ребенка: законодательство и правоприменительная политика — sprinter.ru/books/

17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ / Под ред Т.Е. Абовой, ММ. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова. М. :Юрайт-Издат, 2005

18. «Российская газета» от 11 сентября 2011 года

19. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» Права детей

20.Официальный сайт телекомпании «Ника ТВ» www.kaluga.rfii.ru

21. Официальный сайт прокуратуры Калужский области www.prokuror.kaluga.ru

22. Портал органов власти калужской области www.admoblkaluga.ru

[1] Конвенция о правах ребенка, ст. 1

[2] Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ

При копировании материалов ссылка на сайт обязательна.

Как Вы относитесь к выполнению общественно-полезной работы на добровольной основе?

Об Уполномоченном по правам человека:

Научно-практическая конференция научных работ студентов:»Права человека и будущее Росии»

Здравствуйте. У меня 6 летняя дочь она участвовала в 2009г в приватизации дома и ей принадлежит 1/2 дома. Сегодня получили извещение на ее имя с налоговой службы об оплате налога за 2010г на имущество в размере 51 руб.Законно ли это, ведь она несовершенно

Полезные телефоны:

Оперативный дежурный МЧС: +7 (4842) 57-48-41
Оперативный дежурный службы спасения: +7 (4842) 77-71-12
Единая Аварийно-диспетчерская служба: +7 (4842) 55-71-33